Из книги «Это – искусство!». Две Венеры
Две Венеры
	В России пьянство конечно – это большой бич. Жизнь пьяного – это,
	как на войне – жизнь героя. Тебя то и дело подстерегают разные
	опасности. Вот, например, прямая улица от метро до дома.
	Идти пять минут. А эти пять минут выливаются в целое
	приключение. И тротуар не просто себе асфальт, а ускользающая
	какая-то дорога. И ты не идешь просто себе, а падаешь и все время
	реальность преодолеваешь. Все преодолеваешь. Мир
	преодолеваешь. И как только перестаешь пить – мгновенно гаснут краски.
	Все становится каким-то вялым. Мир теряет напряжение. Но и
	наблюдать за пьянством – одна радость и восторг. И однажды,
	когда я в Москву приехал передо мной Венера лежала настоящая.
	Я когда еще мальчиком был, развил художественное чутье и во всем
	красоту видел. И вот меня папа решил к искусству приобщить. И
	повел он меня в музей – живопись показывать.
	Вот мы входим в музей. Папа мой такой неловкий и скромный человек в
	клетчатой кепке. Я держу его за руку и только по сторонам
	смотрю. У меня только-только ангина закончилась.
	Фоллекулярнейшая ангина у меня была страшная. И я как заново родился. И к
	радости моей иду с папой в музей. Папа перед музеем шапку
	снимает из уважения, как в церкви. Я весь как желобок
	трепещу, как мембрана растительная. Малыш такой стебельковый.
	Папанечка мой купил торжественно билеты и предупредил, что сейчас
	сплошная красота наступит. А я вот приготовился к восприятию
	красоты.
	Одни уже только ступени в музей для меня – эстетика и радость.
	Сердце так и мрет, так и мрет от ожидания.
– Читай, – говорит мне папанечка.
И я первоклассник только что читать научился и читаю: Касса
	Мы берем билеты в прекрасное искусство. Я горло только прочистил
	недавно, больное мое горло. И входим мы. Папанечка мой
	закашлялся и закраснел. А я стою и вижу – женщина передо мной стоит
	прекраснейшая. Белая как снег, будто из снега. Я только
	спросить у родителя хочу: ну кто это? И просто от прелести и
	красоты захлебываюсь. И у папки спрашиваю:
– Кто эта тетя распрекраснейшая?
	А он стоит, будто чувством, будто словами подавился. Красный стоит
	мой родитель и в пол паркетный уткнулся и будто лопнет сейчас
	от чего-то и на женщину эту прекрасную смотреть не может,
	чтобы от красоты глаза его не лопнули! И только говорит на
	мой вопрос:
– Пойдем, пойдем дальше.
А я ему:
– Так это же и есть искусство. Вот здорово!
И это все в нашем районном музее!
	И читаю я под женщиной ослепительной, что там написано. Зовут ее
	«Копия». Я думаю, какое имя-то чудное – Копия. Это как мамины
	подруги на меня смотрят и маме говорят:
– Сын твой, ну просто копия! Копия ты.
Значит копия – это все что прекрасно. И я только и шепчу и шепчу:
«Копия!»
	Идем мы с родителем моим по галерее. Постепенно румянец его сник. Он
	снова белый стал, как обычно. Ну не очень белый, потому что
	коричневый табак он курит. Шагаем мимо прекрасных картин. Я
	ему говорю с восторгом:
– Смотри папа – какая копия!
Он на меня с восхищением смотрит. И говорит:
– Точно копия. Прямо как в воду глядел.
Подходит к нам служительница музея и с гордостью говорит:
– У нас в музее все копии.
И мне прямо жуть как сладко от радости стало. Прямо внутри больно.
– До войны – говорит она – у нас оригиналы были. Теперь только копии.
	И я думаю, да и черт с ними с оригиналами! Кому они нужны. Только и
	делают, что себя вперед тычут, как Вовка, который у нас во
	дворе оригиналом считается. А здесь все прекрасно, потому что
	все копии.
Потом идем мы дальше. А дома я все твержу и твержу:
«Копия!»
	И про женщину эту снежную думаю. Из белого снежного камня. И взгляд
	ее белый такой и губы ее я на всю жизнь запомнил и в сердце
	носил. Потом только через много лет узнал я, что настоящее
	имя ее было Венера. И это имя тоже было прекрасно.
	Лишь через много лет понял я, чему краснел отец. Ведь это была
	нагота и нагота для отца была тогда большая. Ведь он же дело
	хотел доброе мне сделать, а тут приходим мы в музей и нате –
	тетка без трусов – херня какая-то! А если без трусов, то ясное
	дело что с ней делать. Уж папанечка точно знал, что если без
	трусов тетка, то пихать ее надо. И такое вот позорище в
	музее стоит. Просто блядство форменное! А он еще и ребенка
	привел! Учитель – педагог называется. И потому он тогда
	покраснел. Но тогда он мне и не слова не сказал, а просто задохнулся
	от стыда, как я от красоты задохнулся.
	И потом были мы как-то с ним на каруселях на ярмарке. И там баба
	была такая пьяная и он ее тоже Венера обозвал. Но та баба на
	ярмарке никакая «копия» не была. Просто была пьяница. Но меня
	смутило папанечкино определение. И потом думал я об этом
	долго. А ведь я когда в музее был в первый мой раз, ведь я то
	даже и не заметил, что моя снежная краса голая передо мной
	стояла! Я уважал Венеру.
	С тех пор стал я картины собирать про разных Венер и накопилась у
	меня целая коллекция. И потом поехал я в Москву-столицу на
	искусство смотреть. И в первый же день увидел!
	На трех вокзалах сразу же увидел. Выхожу я на трех вокзалах. Туда
	где на площади переход с трамваем. И там я ее и увидел Венеру
	мою живую.
	Я тогда такой еще с поезда смурной был. Качало меня люлькало и
	баюкало с поезда. И я о музеях мечтал. И думал я об
	импрессионистах, о красках, которые солнцем брызжут, о свежести и
	неиспорченности и о том, как прекрасно и невинно нагое тело радости
	и натуры – травы и природы, лучей и сырца деревянных
	побегов.
	Иду я на трамвай в моих весь солнечных мыслях. Тут вижу – между
	трамвайных путей толпа стоит. Черная вонючая, как подвал толпа.
	И тем радостней был живой контраст с прекрасной картиной,
	которую я увидел.
	Это была женщина! Просто себе женщина. Наверное совсем бедная и
	простая. Лица ее я не видел, но все смотрели и шептались, чтоб
	лицо увидеть. И первое, что мне бросилось в глаза, были две
	распростертые ноги. Только потом я увидел, как она спит.
	Лицо ее было мирно, и блаженно улыбалось оно солнцу. И женщина была,
	может, тридцати лет. Вся в соках. Щеки ее пылали. Лежала
	она на пыльном газоне с использованными билетиками. Было
	видно, как мерно поднимается ее грудь и как тихо предается она
	покою сна.
	Рядом с Венерой лежала бутылка. И такой показалась она мне
	вещественной и ясной. Просто конкретного стекла была бутылка нашей
	отечественной столичной водки. Венера, задрав юбку, спала и
	показывала она солнцу и людям во всей невинности и чистоте
	своего сна все содержимое драгоценное, самое свое, что сверкало
	темными кудрями блестящими, на которых жемчуга росы пылали.
	Было видно, что счастливица моя проспала тут еще с ночи,
	потому что волосы были так удобно раскиданы по траве и трава
	была примята, как постель. Ноги ее торчали в разные стороны
	без всякого исподнего и без трусов, и без всякого там белья.
	Я стоял и любовался вместе со всеми и радость вливалась в меня,
	потому что в отличие от папанечки моего, который во всем только
	позор находил, видел я во всем самое только позитивное, что
	может стать эстетическим светом и осветить нам нашу унылую
	жизнь каплями своей росы.
	Волосы ее темные змеились между свежими пухлыми ногами и скромно
	покрывали ее плодоносный и нежный, судя по всему, орган который
	между этими ногами прятался. Тогда я подошел ближе, чтобы
	почтить ее моим вниманием.
	Это было первым важным знаком моего прибытия в столицу – увидел я,
	что вокруг бедер ее, вокруг мохнатых кудрей летают мухи. И
	было столько в них живительной силы. И были эти мухи крепкие и
	лиловые наши отечественные мухи с зеленоватым отливом,
	будто павлиньи братья. И пели они вокруг темноволосого источника
	и жужжали, и радостно так носились, и кувыркались они в
	воздухе, будто шили его невидимыми золотыми нитями. И радостно
	так было мне, и вольно, что я забыл даже о своей чемодане,
	который кто-то тут же подхватил и унес. Но не жалко мне было
	моего пропащего чемодана в котором были только лишь
	материальные ценности. И я сказал себе, как древний грек, что это
	всего лишь жертва богам: Афродите и Аполлону.
	И, когда стоял я на этой вокзальной площади, где от асфальта
	поднимался крепкий дух разлитого пива, а от дороги с лиловыми
	бензиновыми лужами пахло движением и мотором, думал я опять про
	своего папашу и все его порочные и стыдные чувства. Я даже
	заметил нескольких человек из толпы, которые стояли и смотрели
	с папашиным осуждением. И во мне какая-то жалость поднялась
	тогда к этим несчастным. И я ведь знал, абсолютно знал, что
	они в жизни просто обделены третьим измерением, и что они
	вовсе не чувствуют и не вдыхают и что не видят, что асфальт –
	сиренев, а трава изумрудна и что рельсы ультрамариновые, а
	пыль под ногами всех цветов. Мне даже их жалко как-то стало.
	А мухи тогда рыли воздух и машины сновали вокруг и был я
	молод. Молод!
Потом появились милиционеры и сказали:
– Р-р-р-разойдись! Неч на алкоголичку пятиться.
	Они ее рогожей накрыли, как мертвеца, и мухи враз разлетелись. И
	один из милиционеров сказал:
– Вот Венера-то какая выискалась.
Я к нему от радости подскочил и говорю:
– Да, точно, товарищ милиционер, точно Венера она. Как тогда, в музее!
	И стал я ему папашину историю рассказывать, как папаша тогда в
	детстве покраснел и все неправильно понял. И хотел я втолковать
	ему, что люди – они не все события правильно понимают, что
	они все поверхностные такие и что надо в корень вещей смотреть
	и прислушиваться к собственному нутру.
	– И тогда внутри у вас там завибрирует, товарищ лейтенант. Ой, как
	отзовется песней ваше внутреннее! Ваше сердце. Просто
	проснется у вас третье зрение. И даже второе проснется.
	И он будто понял меня или только вид сделал, что понял, и улыбнулся.
	И легонько так рукой отстранил и отвел. И я понял тогда,
	что весь мир – копия. Копия моего тогдашнего прекрасного
	детского чувства. И я только на прощанье сказал тогда милиционеру
	:
– Вы поберегите ее, Венеру.
И он мне пообещал. И был я счастлив!
Берлин 2004
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             