Комментарий |

Русская философия. Смена цивилизаций 1.

Вопрос из вопросов – что такое человек и как он возник – до сих пор
остаётся нерешенным прежде всего потому, что не сформирована
матрица понимания этого вопроса; однако начинают
разрушаться препятствия, которые не допускали возможности формирования
такой матрицы, а именно: разрушено представление о
неизменности человека как вида, разрушено представление о сознании
как определяющем человека феномене, разрушено представление о
предметности как единственном модусе целостности человека.

На этих трёх представлениях основано мировоззрение и мироощущение
современного человека, точнее, было основано, потому что
теперь эти представления стремительно теряют свои позиции
формирующих факторов, высвобождая пространство для более
адекватного, более соответствующего опыту современного человека
мироощущения.

И разрушает эти представления переросший их опыт: представление о
неизменности вида, хотя и продолжает ещё довлеть над умами
исследователей, уже не даёт им возможности для упаковки в него
всего объёма получаемых данных, в результате им приходится
всё дальше отодвигать само появление человека и ещё больше
размывать его специфику как вида.

Представление об осознании как определяющем человека качестве, в
свою очередь, уже заметно ограничивает теоретические
возможности понимания человека, заставляя исследователей
сосредотачиваться на периферии эволюции человека – изменениях его
антропометрических, генетических, технологических и пр.
характеристик.

Представление о предметности как единственном модусе целостности
человека, которое является скрытым основанием всего
мировоззрения и мироощущения современного человека, уже не позволяет
этому человеку переживать себя целостным существом, поскольку
в живом опыте человек начинает задействовать другие модусы
своего бытия, например, принципиально не-предметный модус
мышления, как независимый от предметности.

Комплекс этих представлений не позволяет человеку расширять свою
целостность вне заданного ими пространства предметности как
единственного пространства существования, поэтому сегодня
актуальна смена не просто теоретического инструментария, а смена
самой направленности внимания современного человека,
формирование и освоение новых топосов его возможного бытия.

Эта работа проводится в рамках проекта «русской философии» как
философии совершенства, как продолжение традиции непредметного,
или, что то же самое, собственно мышления, которая берёт свое
начало в (пра)античности и которая за эти три тысячелетия
сформировала намерение совершенства.

Намерение совершенства – это направленное и удерживаемое внимание
человека на сохранении своей целостности за счёт координации
всех составляющих её элементов.

Неизбежное доминирование элемента предметности на начальных этапах
формирования современного человека всё время сдерживалось
вниманием тех, кто «стремился к мудрости», которая по
определению «держит» целостность человека, то есть обращает феномен
человека к стихии его формирования и, следовательно,
способствует его воспроизводству в его целостности.

Определение этого намерения как русской философии подчёркивает то
обстоятельство, что именно русский тип культуры был
ориентирован на координацию целостности человека, в отличие от
западного типа, ориентированного на деятельную, и восточного,
ориентированного на созерцательную сторону целостности человека.

Однако наиболее точным определением этого намерения является термин
«совершенство», так как он не только характеризует
направленность внимания на нечто как гармонию соотношений, но и несёт
в себе значение «совершать» или «свершать», то есть делать
нечто гармонией соотношений, показывая тем самым, что
внимание человека может идти дальше обнаружения и освоения
гармоний, оно может «опускаться в бездну» (Демокрит), где
формируется то, что станет гармонией.

Совершенство человека не в принятии себя таким, каким он себя в
данный момент знает, и не последующее улучшение самого себя
такого в некоторых отношениях, совершенство – это полнота бытия
самим собой; для современного человека это означает –
полнота самого себя и как мыслящего, то есть формирующего и
осваивающего мышление как вполне самостоятельный, независимый от
предметного, модус существования.

Именно сейчас, впервые в человеческой истории мышление освобождается
от зависимости предметности и начинает свою жизнь в
собственном пространстве бытия, обогащая целостность человека
возможностью непредметного расширения.

Остановимся на этом более подробно; рассмотрим переход от магической
цивилизации к современной как переход от одного типа
человека к другому.

Пра-античность и античность – начало современной цивилизации (как
типа) и современного человека. Современный человек как тип
определяется единичностью своего существования; матрица его
формирования – матрица единичности индивидуума (об этом много в
предыдущих размышлениях, поэтому буду по возможности краток
в том, что непосредственно к рассматриваемой теме не
относится).

Впервые в человеческой истории человек становится индивидуумом: в
отличие от магического человека, индивидуумом, или единицей
существования которого был род, современный человек только
сейчас (то есть 5 –7 тысяч лет назад) становится отдельной,
самостоятельной единичностью существования, индивидуумом, или
просто – человеком как есть.

Гигантский, принципиальный эволюционный сдвиг, до сих пор по
достоинству не оценённый самим человеком, произошедший на рубеже,
границе магического и современного времени, заключается в
концентрации, объединении, соединении всей природы человека в
одной целостности индивидуального существования, – собственно
человеке или человеке как есть.

То есть целостность, совокупность способностей человека,
«разбросанная», распределённая до этих пор по различным сегментам его
бытия (первобытного или родового), а именно: движение,
восприятие, внимание, память, речь и пр., теперь соединяются в
единичности индивидуума, в одном единичном существе – человеке.

Теперь и только теперь формообразующей матрицей цивилизации (то есть
человека как вида) становится единичность индивидуума.

Теперь и только теперь все его способности соединяются в единичной
целостности его существования.

Теперь и только теперь единичность существования индивидуума
становится альфой и омегой его существования, исходным пунктом
любого возможного действия.

Теперь и только теперь индивидуум становится целостным существом – человеком.

Теперь и только теперь он может переживать себя отдельным единичным
существованием и, следовательно, воспринимать себя таковым,
то есть человеком; что принципиально невозможно в магической
цивилизации, где восприятие осуществлялось в формах
восприятия рода, а не человека, и где, соответственно, человек
никак не мог видеть и переживать себя отдельным существом.

Поэтому, например, только в пра-античности и собственно античности
появляются первые действительные изображения человека как
индивидуума (в предметном модусе вот такого тела).

Очевидно, что смена цивилизаций – процесс достаточно длительный,
главное – необходимо очень точно различать типологию
цивилизаций, это позволяет достаточно легко относить исторические
феномены к соответствующим им типам.

Например, религии спасения – буддизм, христианство и ислам со всеми
их модификациями относятся к современной цивилизации, так
как представляют собой обращение к отдельному индивидууму вне
зависимости от его пола, возраста, цвета кожи, языка и пр.
Религии обращены к каждому отдельному человеку вне
зависимости от его индивидуальных особенностей, поэтому религия –
феномен современной культуры (на ранних её стадиях).

Любые формы магии как обращение индивидуума к внешним ему силам –
суррогат магической культуры и современной, суррогат, в
котором современный человек пытается пользоваться древними
техниками, не учитывая того принципиального обстоятельства, что он
другой природы, чем человек магической культуры.

Ещё и ещё раз подчеркну, что субъект современной цивилизации –
индивидуум, а вот субъектом магической цивилизации является не
отдельный человек, а род как единство многообразного;
представить это невозможно, так как род можно только мыслить, но
нельзя представить.

Для адекватного понимания магической культуры и магического человека
необходимо блокировать способность представления, то есть
способность мыслимое замещать тем, что можно представить.

Сравним несколько характеристик этих типов культуры и человека.

Формы восприятия рода формируются и осуществляются в особом
континууме, который определяется наличием особых тензоров
(формирующих факторов) данного рода, например, фактора солнечного
света, или типа движения красного попугая, или особенностей
пения соловья, или мерцания северного сияния.

Для иллюстрации последствий такого восприятия можно указать на
особенности речи (языка) данного рода, так как язык рода
формируется как язык целостности рода, а не отдельной способности
человека к членораздельному говорению.

Соответственно, особенности языка каждого народа зависят от
особенностей его рода, то есть составляющих живое единство существ,
так что подлинная история языкознания скрывается в
целостности каждого рода (на-рода).

Дальше: индивид магической цивилизации воспринимал свое собственное
тело не как своё отдельное собственной тело, а как часть –
не отдельную, не отделённую от других частей, так как в роду,
как в атоме, нет частей, которыми можно соприкасаться
(нельзя представить, можно только мыслить!), как часть рода; то
есть, по-другому, но врял ли более понятно для тех, кто не
привык просто мыслить – воспринимал и самоощущал род как
индивид, или индивид как род, поэтому индивид не мог отделить
переживание боли разбитого колена и закат солнца как события,
относящиеся к разным, отдельным существам. Понятно?

Соответственно, вся целостность жизни магического человека
основывается на совершенно особой технологии, принципиально
не-предметной; это технология целостности рода – магия, которую ещё
только предстоит исследовать современному человеку, если он
хочет хоть что-то понимать, а тем более восстановить как
собственное, живущее в нём, но не знаемое им наследство его
предков.

Технос магии косвенно знаком современному человеку по сохранившимся
от древности фрагментам, например, йоге, но в силу того, что
современный человек всё воспринимает исключительно в
предметном модусе, действительное содержание древних техносов,
подобных йоге, от него пока скрыто.

Дальше. Целостность рода как живое единство многообразного
координируется гармонией соотношений, род не имеет специального
координирующего элемента, поэтому любое принципиальное изменение
в соотношении, единстве составляющих рода приводит к
необратимым последствиям, что практически означает гибель и
исчезновение рода.

Например, такие факты, как стремление к циклопичности сооружений,
всеобщее мумифицирование, не говоря уже о разграблении гробниц
в Египте, очень определённо указывают на то, что это
действия уже не магического, а современного человека, который
величиной и значительностью предмета (сооружения) пытается
заменить ушедшее, потерянное единство составляющих рода –
мёртвых, солнца, созвездий, животных (в том же Египте).

В то же время многочисленные «остатки» древней культуры ещё долго
определяли, и во многом определяют до сих пор отдельные
сегменты современной культуры; в качестве примера можно указать на
представление о тёмных и светлых существах (силах) –
ангелах, демонах, святых, домовых и пр.

Или – восприятие количества до сих пор осуществляется человеком
посредством унаследованных от древности матриц: каждый
современный человек – до тех пор, пока не освоит способность
абстрактного восприятия, то есть до 12 – 15 лет, а во многих случаях
гораздо дольше, – каждый современный человек пользуется
техникой непосредственного восприятия количества, так что в
школе его обучают не считать, а располагать эти восприятия в
последовательность; поэтому железобетонное современной
математики – «дважды два четыре» получает свою достоверность
благодаря накопленному древними опыту непосредственного
восприятия, но никак не благодаря счёту.

Такого рода примеров особенно много в непосредственном поведении и
взаимодействии людей, основывающихся на оставленном древними
наследстве, а именно – самой природе человека; просто пример
с «дважды два» нагляден и неожиданен для того, кто над этим
не думал.

Однако представление о боге как трансцендентном творце всего сущего
является представлением исключительно современного человека,
так как для магического человека не существовало и не могло
существовать ничего трасцендентного.

Исследование магической цивилизации – не только крайне увлекательное
занятие, так как простое направление внимания на древность
и одновременная блокировка представлений открывают
совершенно особый, захватывающий мир живущего в нас прошлого, но и
очень полезное занятие, так как помогает лучше понимать самого
себя как современного человека.

Например, способность намерения, а именно: способность направлять и
удерживать внимание на чём-либо, получена нами от древнего
человека. Намерение возникло как стремление людей древности
сохранить живое единство рода, то есть они направили своё
внимание на сохранение единства рода и удерживали его до тех
пор, пока само это внимание не стало особой способностью
человека – намерением.

Намерение отличается от внимания тем, что требует контроля позиции
внимающего, то есть координации этой позиции в целостности
рода. Удерживание внимания на определённом предмете (вообще на
чём-либо одном) фиксирует позицию и, следовательно,
порождает новую структуру, элемент целостности, имеющую особую
функцию координации внимания в рамках целостности.

Первоначально эту функцию выполняют все составляющие рода, со
временем она переходит к какому-либо составляющему – солнцу,
красному попугаю, человеку и пр. Тот факт, что обязанность
сохранения единства рода за счёт удерживания позиции и
осуществления необходимых для такого удерживания действий (собственно
магия), говорит о том, что культура магии утрачивает свой
потенциал, прежде всего как следствие постепенного изменения
человека.

Изменение же человека происходит по мере накопления опыта
координации целостности и удерживания позиции контроля, что само по
себе отделяет человека от целостности рода, так как постоянная
индивидуация контроля формирует индивида как индивидуума,
то есть единичного существа. Так единичность рода постепенно
трансформируется в единичность человека, который теперь
имеет достаточный опыт единичного существования.

Необратимость процесса индивидуации не восполняется никакой
«ревностью» действий: сколь высокой ни строй пирамиду, шансов
препроводить фараона в мир мёртвых нисколько не увеличится, не
гарантируется.

В живой целостности рода смерть была переходом, трансформацией
внутри рода и представляла собой радостное событие –
воссоединение с предками, с собственно родом, родиной, и в большинстве
культур отмечалась как праздник, это отчётливо можно
проследить и в прарусской культуре.

По мере ослабления целостности рода этот переход всё больше
затруднялся, требовал всё большей предметной интенсификации, пока,
наконец, полностью не трансцендировался и превратился в
феномен современной культуры – смерть как полное исчезновение.

Понятно, что религиозные представления о загробном мире имеют своим
основанием предметную интерпретацию современным человеком
унаследованного от древности переживания единства всего сущего
как живого; в меньшей степени это относится к буддизму.

Повторяю, без адекватного понимания различий в типах цивилизаций и
соответственно в типах человека невозможно адекватное
понимание нами самих себя, то есть собственно полнота нашего бытия.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка