Еще раз о смысле жизни
Мы обременяем себя поиском смысла жизни, как будто знаем, что же есть сама жизнь. Если мы предположили, что она инструмент достижения чего-либо, надо сперва научиться им пользоваться. И если что-то не ладится, это еще не повод для глобальных обобщений и выводов.
Нам необходим смысл жизни, как оправдание. Но мало кто пытается глубоко разобраться в причинах своего страдания. Есть и такие, кто скорее поверит в бессмысленность жизни, чем признается в нелепости своих претензий к ней.
Религиозное объяснение, что Бог сотворил нас живыми сосудами, дабы испытать на прочность во временной жизни, а потом навечно отправить в рай или ад, это косвенное обесценивание земного существования. Разве Великий Зодчий взялся бы за провальный проект? Или Его просто видят лаборантом, который живым пародиям Себя предлагает свободу выбора, а потом экспериментирует над ними?
Практически все религии переносят смысл земной жизни в заоблачные дали, оглупляя ее и рассматривая лишь как наказание бестолковой суетой. Неужели пребывание на Земле, всего-навсего тоскливый многолетний экзамен? Насколько сир был ум того, кто выдвинул такую версию, или изощрен, чтобы опростить жизнь рабов Божьих, и акцентировать их внимание на послушании и награде?
Сколько еще человек будет выдавливать из себя раба, ища смысл в наказании жизнью? К сожалению, вопрос "ради чего терпеть?" для него важнее, чем "что делать?". Он даже готов поверить, если не в Бога, то в Ничто, и, признавая смертельный финал жизни, искать за его чертой вечного покоя.
Разве может так быть, чтобы хрупкая временная жизнь могла опередить вечное Ничто? Неужели временное может родиться раньше вечности? Или как раз наоборот, вечна именно жизнь, а смерть – мгновенный переход в новое бытие, где наш младенческий взор опять ловит жизнь во всех ее красках?
Целью жизни является сама жизнь, она избыточна каждое мгновение и совершенна на любой ступени. Путь и есть цель жизни, потому что ничто не может остановить ее вечного движения.
Если предположить бесконечную тьму после смерти, то наша жизнь, как малый отрезок, действительно, покажется нелепой. Однако не глупость ли допускать, что мы лишь раз появляемся на свет? Человек любит законченность мысли, его ум живет формулировками. Но как оформить безбрежный океан бытия, неужели мы готовы поверить в отдельное существование и неизбежный конец волн и пузырьков пены на его поверхности?
Образ смерти – скелет в черном плаще, подсекающий своей косой любой росток жизни – не более чем привычка ставить точку в конце предложения. Мы любим подводить итог размышлениям, тем самым пытаясь скрыть от себя затруднение рассудка перед бесконечностью. То, что не получается охватить, он спешит назвать бессмыслицей. Глядя в бездну своего неведения, ум готов поверить даже в Ничто.
Он не может довериться запредельной логике жизни, ее материнской сущности, которая никогда не оставляет своих детей, даря им все новые и новые одежды. Эти дети и есть она сама, бесконечно играющая в новые игры. У жизни много конкретных целей и ни одной великой и окончательной. Она не собирается ставить точку, это ни в ее природе.
Наш поиск главного смысла жизни всего лишь затруднение в понимании того, что она не желает ничего более себя. И если мы надеемся на нечто большее, чем жизнь, которую знаем, то это признание в своей неспособности творить и делать открытия у себя под носом. Пусть выйдут из ступора эмоций те, кто твердит о ее вопиющих проблемах, внимательно посмотрят вокруг и глубоко прочувствуют самих себя.
Жизнь состоит из множества ситуаций и тех, кто не только пассивно реагирует на события, но и творит их. Разве она против участников в своих делах? Когда уставший игрок говорит, что все суета, то наблюдая за тем, как он прихрамывает или тяжело дышит, убеждаешься, что по-своему он прав.
Недовольство миром и жажда высшей реальности скорее свидетельство бедности, чем богатства души. В претензиях к жизни – не только голос слабости и отчаяния, но и лени изменить что-либо в себе и вокруг. Пусть не лгут те, кто утверждают, что пробовали все, жизнь продолжает идти нам на встречу, даже когда мы пытаемся повернуться к ней спиной.
Разве боль – аргумент против жизни, а ничто – счастливый покой? Разве в ней не достаточно пауз для отдыха и услад, затмевающих наши претерпевания, которые отнюдь не бессмысленны? Судьба – дело наших рук и собственного отношения к себе.
События вокруг – лишь вызов. Нет плохих условий, есть плохой творец. Смерть не более, чем смена декораций, мы вечные режиссеры своей жизни, так будем же наконец-то мастерами!
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы