Эстетика и чувственное познание (10)
4.5. Чувства.Ранее (п. 2.2) мы пришли к выводу, что деятельность интеллекта не может быть рационализирована в рамках этого интеллекта, то есть, осознана и осмыслена. Чувство – одно из осознаваемых проявлений деятельности интеллекта. Тенденция к структуризации и обобщению, присущая интеллекту, проявляется в том, что он формирует совокупный результат, интегрирующий ощущения, восприятия, сенсомоторные схемы и мышление (в интуитивной форме) – чувство. По сути, чувство является универсальным средством непрерывной связи интеллекта с сознанием. Такое понимание вполне соответствует обыденному, которое проявляет себя в выражениях типа: «лишиться чувств», «прийти в чувство», «привести в чувство», где чувство отождествляется со способностью осознавать реальность. С другой стороны, говорят: «чувствует разницу», «чувствует политику (математику, биологию)», то есть речь идет о способности мыслить. Чувствовать, как мы знаем, можно все. В этом смысле, народная мудрость пошла значительно дальше традиционной психологии, где чувства представлялись как своего рода «высшие эмоции», а иногда понятие чувства попросту вульгаризировалось. Так, например, к праксическим (связанным с трудовой деятельностью) чувствам относился трудовой энтузиазм, чувство торжества при завершении работы и т. п., то есть вещи, непосредственного отношения к труду не имеющие.
Подлинное праксическое чувство – чувство объекта труда – совокупный результат всех форм познания, включая трудовые навыки, сенсомоторные схемы, рациональные знания в виде технологий, методологий, стратегий, методов, режимов, уставов, инструкций. Все это переплетается в едином чувстве, которое как бы перевоплощает человека в предмет его труда: земледелец какой-то частью своего сознания становится зерном, берущим жизненные соки из земли и страдающим от засухи; экскаваторщик почти физически ощущает сопротивление грунта, напряжение тросов и усилие мотора; писатель живет жизнью своих героев, как если бы они существовали независимо от автора; физик перевоплощается в упругое и текучее магнитное поле и т. д. Пока такое перевоплощение не наступает, нельзя сказать, что человек в полной мере освоил объект труда. Для того чтобы глубоко чувствовать, надо много знать. Это формула перехода знания в чувство. Весь «фокус» в том, что, по мере углубления знаний о предмете, интеллект формирует его все более точную модель, обладающую свойствами данного предмета. Знание переходит в чувство. Совершенствование чувства происходит через его рационализацию. Это формула перехода чувства в знание.
Чувства представляют собой основную форму проявления деятельности интеллекта, в которой используется совокупное познание (включая генетическое) и задействованы все биологические возможности организма. Органы ощущений превращаются в подлинные органы чувств (в соответствии с их названием), активизируются все функции организма, способствующие их усилению. Интегрируются все формы познания и все модальности ощущений.
Приведу в качестве примера один случай, который мне рассказал Н. А. Протопопов. Во время войны он занимался организацией производства конденсаторов для радиостанций. Конденсатор – это слюдяная пластинка определенной толщины с напылением из металла. Женщины из глубинки, составлявшие целую бригаду, откалывали пластинки слюды, затем измеряли толщину пластинок микрометром и сортировали, раскладывая по коробочкам. Когда, спустя пару недель, Протопопов зашел в бригаду, он испытал ужас, равного которому он не переживал ни до, ни после: женщины, сидящие кружочком и ведущие оживленную беседу, брали из ящика кипы пластинок и быстро раскладывали по коробкам. Микрометры лежали на полке... Саботаж и вредительство (с последующим немедленным расстрелом) – минимальный ожидаемый приговор трибунала организатору работ.
Как выяснилось, в результате длительной практики у женщин настолько обострилось чувственное восприятие толщины, что они вполне могли обходиться без микрометров (что подтвердилось тщательной проверкой). Необходимое условие для образования этого нового чувства толщины – рационализация осязательных восприятий, возникшая посредством их сопоставления с объективными данными. Как показывают специальные исследования, этим дело не ограничивается. Включаются резервы организма, совершенствующие механизм восприятия: при осязании с помощью пальцев совершенствуется сама нервная и мышечная ткань. Попробуйте прочитать пальцами книги, предназначенные для слепых, и вы, как говорится, почувствуете разницу в качестве ощущений.
Как известно, глазное дно представляет собой, по сути, мозговой вырост. Это мозг, чувствительный к свету. Складывается впечатление, что мозг способен по нервам достичь не только глаз ушей и носа, но также кончиков пальцев, мышц и вообще любой точки, связанной с мозгом нервами. И тогда в этой точке начинаются процессы структурирования и совершенствования нервной ткани, она обретает новое качество, становится продолжением интеллекта. Так возникают читающие пальцы, «думающие» мышцы и т. д. Мне кажется, если на теле слепого человека закрепить пластину, на которой при помощи оптики будет формироваться «картинка» в виде распределения воздействий (раздражений), то со временем мозг научится считывать эту картинку, как зрительное изображение. Все неиспользованные ресурсы интеллекта будут брошены на декодирование и преобразование информации, на уплотнение нервной ткани. Общий результат приобретет форму чувства – своеобразного глаза. Чтобы перевести функционирование такого «глаза» в чувство, необходимо рационализировать ощущения при помощи канала обратной связи, дающего объективную информацию об изображении.
Аналогично можно создать двухмерную картинку звука, применив преобразование Фурье. Я не сомневаюсь, что интеллект человека сможет в реальном масштабе времени выполнять обратное преобразование Фурье и реализовать своеобразное чувство звука – искусственное ухо. Преобразование форм – любимое занятие интеллекта, в котором он не уступает самым мощным компьютерам.
Разрыв спинного мозга – огромная трагедия для человека. Мне кажется, если реализовать организованную систему раздражений на поврежденном участке, то тут же включатся механизмы регенерации нервной ткани, нервы начнут соединяться. Для мозга совершенно безразличен характер соединения: если взять и перепутать все нервы, соединяющие мозг и мышцы, то мозг разберется что к чему и создаст своего рода «интерфейс», приводящий в соответствие ощущения и реакции. Главное – восстановить «провода», а за автоматическим «коммутатором» дело не станет.
Итак, чувства преобразуют ощущения. Чувства преобразуют также восприятия: они становятся неотличимы от чувств, возникает синтетическое восприятие-чувство. Чувства преобразуют мышление: основной созидательной составляющей становится интуитивное, чувственное мышление. Чувство сливается с ощущением, восприятием и мышлением в единое целое.
В зависимости от характера деятельности интеллекта изменяется характер чувств. Процесс мышления сопровождается богатейшей гаммой интеллектуальных чувств (помимо описанных в п. 4.5) – уверенность, сомнение, удивление, недоумение, веселость, радость, разочарование, ожидание, надежда – зависящих от типа интеллектуальных процессов. Реакция отторжения, блокировки информации сопровождается чувством скуки.Чувства, сопровождающие восприятие реальности, имеют характер отношений к этой реальности.
Одним из важнейших чувств, влияющих на поведение и деятельность человека, является чувство потребности.
Существует метод внедрения информации в интеллект, минуя сознание, когда человек находится в состоянии гипнотического сна. Могут внедряться разнообразные установки и инструкции, о существовании которых испытуемый не подозревает. После пробуждения он чувствует потребность в совершении действий, соответствующих внедренной установке. Если установка не противоречит основным моделям поведения, то испытуемый совершает требуемое действие, причем не в «чистом виде», а как бы вплетает его в общий контекст поведения. Но если человеку внедрить установку, которая противоречит основным моделям (например, убить другого человека), возникает состояние внутреннего конфликта, человек преодолевает установку (либо еще раньше выходит из состояния гипноза). Следовательно, чувство (в данном случае – потребности) действительно является продуктом интеллекта (точнее чувство – переживание в сознании этого продукта). Чувство мотивирует деятельность, а эта деятельность воспринимается интеллектом – обратная связь замыкается. Если эта деятельность нейтральна, внутреннего конфликта не возникает, все хорошо. Можно легко заставить человека ковыряться в носу или раскрыть зонтик, но попробуйте заставить его нырнуть в ледяную прорубь или, на худой конец – запретить пить водку.
Специфический класс чувств, непосредственно связанных с чувственным познанием – эстетические чувства. (Они будут рассмотрены ниже). Другой класс чувств, из которых происходит мораль и право, чувства, возникающие в процессе общения между людьми. (В последнее время отношения людей с живой природой практически приравнены к отношениям между людьми по своей значимости). Важнейшие из этих чувств – совесть, позволяющая чувственно различать добро и зло, и чувство справедливости, лежащее в основаниях системы права.
Теперь коснемся соотношения между чувствами и эмоциями. Этот как будто очевидный вопрос основательно запутан в различных источниках. В значительной степени это связано со сходством чувств и эмоций, их связью с восприятиями, физиологическими реакциями и деятельностью (поведением). Дело в том, что чувства представляют собой естественное развитие механизма эмоций на уровне человеческого интеллекта. Грубо говоря, эмоции – это чувства на исходном уровне развития интеллекта, который соответствует эволюционному, получаемому в генах. Эмоции даются нам от природы, чувства – результат накопления познания. Эмоции примитивны (страх, ярость, любовь, любопытство), а чувства богаты, как сама жизнь, познаваемая через чувства. Переживание эмоций связано с гормональной деятельностью организма: оно имеет характер ощущений, имеющих «химическую» природу. Но, к сожалению, эволюция не успела создать принципиально новые механизмы переживания чувств, а приспособила для этой цели старый, но испытанный и надежный механизм эмоций.
Интеллект, реализуя мышление, использует механизмы восприятия. Аналогично, он реализует чувства, используя механизм эмоций. Природа воспроизводит себя на структурно более высоком уровне. Поэтому попытка анализировать чувства с позиций примитивных эмоций обречена на неудачу: чувства – это познание, деятельность, поведение, принятие решений, разрешение противоречий в бесконечном многообразии жизни. В процессе чувственного восприятия, сопровождающегося познанием, человек испытывает гамму чувств, соответствующую различным стадиям этого процесса. Конкретный характер протекания этих чувств также зависит от массы факторов: мотивации (потребностей), «остроты» ситуации, ожиданий, интересов, противоречий с предшествующим опытом, средств, времени, ресурсов и т. п.
Сложная структура чувств и их взаимодействие с врожденными эмоциями, тем не менее, должны подчиняться более общим (в смысле структуры) закономерностям. Среди них – законы Йеркса-Додсона, которые к тому же демонстрируют единство эмоциональных (в том числе у животных) и чувственных механизмов. Согласно первому закону, качество деятельности зависит от уровня мотивации, причем существует уровень мотивации, называемый оптимальным, при котором качество деятельности максимально. Чрезмерно высокая мотивация подключает эмоции, которые начинают мешать разуму, и качество деятельности падает. (Хирург не делает операции своим родным). Низкая же мотивация не вызывает интереса к деятельности.
Согласно второму закону – чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. То есть сложные проблемы следует решать спокойно «без нервов». Отсюда – огромная роль такого качества личности, как «умение владеть своими чувствами».
В процессе познания, чувства достигают своего апогея во время рационализации чувства, обнаружения и осмысления новой связи.
Cдругой стороны, представляется весьма затруднительным выделить в чувствах различные составляющие, в особенности те, что связаны с деятельностью наиболее древних слоев мозга. Так, например, сравнительно недавно была установлена существенная роль обоняния в общении (в особенности – лиц противоположного пола). Это объясняется тем, что человек выделяет набор пахучих веществ, в которых закодированы многие физиологические особенности конкретного организма (включая силу иммунной системы). Совместимость запахов, вызывающая взаимное влечение, означает физиологическую совместимость. Аналогичным образом на бессознательном уровне действует восприятие физического уродства, сильной асимметрии, проявлений болезни, необычного цвета кожи и т. п. Биологически обусловленные свойства психики – темперамент, половые и возрастные особенности – также вплетаются в общую картину чувственной жизни человека, оказывая весьма неоднозначное влияние. Необходимо подчеркнуть, что чувства могут содержать принципиально нерационализируемые составляющие – ощущения, связанные с восприятиями, с физиологией организма, инстинктами и эмоциональными состояниями. Эти ощущения не содержат информации о внешнем мире, а связаны с состоянием и функциями организма.
Существует категория людей (обычно это мужчины), у которых ситуации, сопровождающиеся риском, большой опасностью, большой скоростью и т. п., вызывают чувство душевного подъема, даже восторга. Эта особенность психики имеет явно эволюционную подоплеку: такой тип мужчин – героев, разведчиков, испытателей, пионеров, «храбрых безумцев» был необходим для расширения среды обитания и защиты. (Им на смену приходили спокойные труженики-работяги, строившие цивилизацию). В наше время такие люди все еще востребованы не только в экстремальных видах спорта, но и по «прямому назначению». Увы, общество все еще нуждается в героях. Характер чувств, переживаемый такими людьми, в значительной мере определяется гормональным фоном, то есть имеет физиологическую природу.
Особо следует выделить группу чувств, возникающих в процессе общения людей и имеющих характер сочувствия (п. 4.4). Факт возникновения сопереживания означает возможность передачи чувственной нерационализируемой информации (п. 3.6). Этот феномен практически отсутствует в животном мире. Сочувствие может возникать также в результате образования нового смысла и сверхсмысла в душе сочувствующего, в соответствии с механизмом, описанным в п. 3.2. Следовательно, способность к сочувствию и, соответственно, – к восприятию чужого опыта, пропорциональна собственному опыту, способности воспринимать и создавать новый смысл. Но, вместе с тем, сочувствие может инициировать гамму новых чувств, ориентирующих сознание на направленную деятельность.
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы