Комментарий | 0

Эстетика и чувственное познание (5)

 Предыдущие выпуски 

2.6. Образное мышление.  Попробуйте представить себе, кпримеру, общественные отношения. Вы можете сказать, что это невозможно, и будете правы. Данное значение  отображает структуру отношений, называемых общественными. Поэтому представлять его себе следует в соответствии с его структурой. Вы вполне можете себе представить свои (и не только) отношения с работодателями, с органами государства и права, с прессой, с партиями и религиозными организациями, с другими членами общества. Вы можете познакомиться с законодательными актами, регулирующими имущественные, трудовые, административные и прочие отношения и, если у вас хватит воображения, представить их действие в жизни, а если не хватит – почитать судебную хронику и т. д. и т. п. Впрочем, вы можете ничего этого не делать, а принять, что общественные отношения есть совокупность отношений людей в обществе. Но это вам ничего не даст, потому что это будет, так называемое, поверхностное представление. Чтобы глубоко представить себе нечто, вы будете вынуждены пройти всю цепочку связей значений, прочувствовать организацию системы, действие винтиков механизмов, приводящих в движение всю систему,  мотивации  людей и групп людей, дойти до основных представлений, строительных кирпичиков системы – набора исходных эталонов. Это глубокое представление сопровождается познанием объекта и синтезом соответствующей модели.

     В чем сущность процесса познания? Предположим, человек хочет разобраться, как работает простейший механизм, скажем, мышеловка, которую он держит в руках. Он осмысливает назначение и функции всех крючков и пружинок и в какой-то момент начинает представлять работу механизма. Характерно, что это будет не представление образа конкретной мышеловки, но представление мышеловки вообще, данного типа конструкции. Можно сказать, что он познал работу механизма, как некоторую структуру отношений значений: пружинки вообще, связанной определенным образом с хомутиком вообще и т. д. Другими словами, его интеллект зафиксировал, так называемую, модель механизма. Таким образом, познание предмета, процесса, явления состоит в создании –  синтезе  в интеллекте модели соответствующего объекта в виде структуры отношений значений. Сам процесс такого синтеза, а также процесс анализа реальности (или моделей), путем разложения реальности (или модели) на представления отдельных значений носит название мышление. Если в процессе мышления интеллект оперирует в основном с образами представлений, то такое мышление называется образным мышлением. Следует отметить, что чисто образное мышление возможно только в простейших случаях, на уровне мышеловки. (И то, если хорошо покопаться, то обнаружатся такие отношения, например,упругость пружины, которые являются результатами абстрагирования, моделями в модели).
     Множество отношений, например: зависимость, причина – следствие, общее – конкретное, целое – часть, смежность, плотность, порядок, подвижность, мобильность, ненависть, злость, доброта, любовь и т. д. – суть значения-модели, которые в процессе образного мышления не раскладываются до уровня исходных эталонов (хотя в принципе это можно сделать, причем не без пользы). Интеллект абстрагируется от образного содержания данных отношений и синтезирует (анализирует) структуру отношений отношений – реализует абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление не реализуется в чистом виде, без участия образов представлений.
     Анализ и синтез в процессе мышления функционируют неразрывно. Анализ работы механизма сопровождается синтезом его модели в интеллекте. Анализ значений, разложение их до уровня исходных значений-представлений сопровождается обнаружением новых отношений и связей и синтезом этих связей в уточненной модели в интеллекте. Анализ реальности сопровождается синтезом ее модели, анализ значений – их синтезом-уточнением.
     В большинстве случаев обыденного мышления, интеллект не создает новую модель, а пытается применить что-нибудь из арсенала имеющихся, к результатам анализа конкретной ситуации.
     По улице идет, пошатываясь, сосед. Значит – выпивши. По результатам анализа отношений (пошатывание, сосед) интеллект находит готовуюмодель, проверенную многократным опытом. Если бы вместо соседа пошатывался незнакомый человек, интеллект мог бы пытаться синтезировать новые модели (человек болен, ранен, расстроен), которые уточнялись бы, по мере дальнейшего анализа. А мог бы генерализировать модель по принципу: если человек пошатывается, значит, он пьян. Структура – человек плюс пошатывание – суть новое значение – пьяный человек. Ясно, что такого рода обобщения могут быть недостоверны, но зато весьма вероятны и при том не требуют затрат интеллектуального ресурса на анализ восприятий и синтез новой модели.
     В тот момент, когда в интеллекте замыкается последняя связь, организующая модель в единое целое, возникает, так называемое понимание. Когда модель в интеллекте почти готова, возникает предчувствие понимания, ориентирующее и мобилизующее усилия интеллекта на завершающем этапе.
     Ранее (п. 2.3) был сделан вывод, что в процессе восприятия интеллект также строит модель – форму воспринимаемого образа, используя эталоны (малые формы) и алгоритмы построения. То же самое происходит при рационализации чувственного опыта  на уровне восприятия (п. 2.1). Налицо – полная аналогия с процессом мышления. В чем особенность мышления  по сравнению с восприятием?
      Исходный материал для восприятия –  ощущения, а для мышления – образы и значения, являющиеся, по сути, обобщениями образов. И восприятие, и мышление начинается с анализа. При восприятии форм интеллект расчленяет мозаику ощущений на конфигурации, обладающие наибольшей однородностью, плотностью, близостью, связностью, непрерывностью, замкнутостью и упорядоченностью элементов. При мышлении анализ выделяет свойства образов и значений, а также отношения между ними (материальные, функциональные и причинно-следственные связи, логические, межличностные отношения и т. д.). Синтез воспринимаемой формы (модели) реализуется из эталонов (малых форм) посредством соответствующих алгоритмов (п. 1.6). Результатом мыслительного синтеза может стать не только значение-форма (структура), но также значение-свойство, значение-состояние, значение-отношение...
     Скажем, мы пробуем на ощупь дерево, резину и подушку, имеющие различную способность прогибаться при давлении. Врожденный алгоритм упорядоченности расположит предметы по величине прогиба: подушка, резина, дерево. Интеллект синтезирует классифицирующий признак в качестве нового значения-свойства: мягкость. Это свойство не следует из отдельных восприятий, а только из их совокупности – из отношений качеств восприятий. Синтез свойства предполагает обобщение этого отношения на любой предмет, то есть абстрагирование от конкретных восприятий. Анализ значения-свойства путем разложения его до уровня исходных значений-представлений позволяет уточнить (синтезировать) мягкость, как меру величины деформации при воздействии одинаковой силы.
     Точно так же, как и в процессе мышления, восприятие многократно возвращается на «исходные позиции» все более приближая воспринимаемую форму к форме ощущений (перцепция, п. 1.5). Различие – в уровне исходного материала: ощущения и восприятия (значения), соответственно. Модель восприятий контролируется ощущениями, по сути – непосредственно реальностью. Модель, создаваемая мышлением, прямо не связана с реальностью. Она – результат работы алгоритмов, опосредованно связанных с реальностью через опыт, инстинкты, эмоции. Однако существует еще одна составляющая мышления, связанная с внутренними свойствами интеллекта – воображение. Оно включается всякий раз, когда недостает информации. Исходная информация, реализующая связь с реальностью, содержится в восприятиях. Чем дальше мы уходим от восприятий, фактически – от реальности, тем большую роль в создаваемой модели играет воображение.
     Представления древности о сложных явлениях природы и жизни были пронизаны мифологией. Мифологические образы принимали на себя функции недостающих связей и структурообразующих значений, приводящих к единому целому всю систему представлений о предмете или явлении. Воображаемые (фантастические) субстанции: флогистон, теплород, эфир – аналоги мифологических образов, относящиеся к более позднему времени. Наше время изобилует фантастическими псевдонаучными моделями, наполненными полумифическими представлениями, призванными «пролить свет знания» на проблемные явления.
     Мышление неограниченно расширяет классы значений, доступных человеческому представлению. И в этом его важнейшее качественное отличие от восприятия. Причем, организация процессов восприятия и мышления полностью аналогична. Можно сказать, что восприятие – это мышление на уровне ощущений. Мышление реализует механизм восприятия на более высоком уровне обобщений восприятий (значений), структур значений и отношений. Но главное –  в результате мыслительного процесса возникает модель – новая форма (структура). Интеллект идет по дорожке, протоптанной эволюцией: из исходных «кирпичиков»  – представлений значений и образов восприятий – строит некую конструкцию, обладающую формой (структурой), причем данная форма может существовать в виде образа представлений. Следовательно, нет «пропасти» между восприятием и мышлением, а есть глубокая связь. Осмысление образов, преобразование конкретных образов в значения – фактически есть мышление, что подчеркивается фонетикой термина осмысление.
    Мышление не способно полностью абстрагироваться от образа. При осмысливании новых значений и понятий интеллект «лихорадочно» ищет зацепку в виде образа. Когда такой образ сформирован, интеллект испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от проделанной работы. Это есть образ представления формы (структуры) модели, результат рационализации (п. 2.1). Если  он закрепился в структуре интеллекта, то необходимость в представлении этого образа отпадает: он продолжает функционировать в общей системе образов «на автомате», в то время как представление занято актуальными в данный момент вопросами. Если вы слышите фразу: «Сосед идет к нашему дому...» – то вашему интеллекту нет никакой необходимости представлять идущего соседа, дорогу, дом и т. д., поскольку все эти образы давно закреплены в интеллекте. Наши представления не растрачивают свой ресурс по пустякам. Но, как только начинается процесс мышления, погружения в проблему, интеллект не в состоянии обойтись без образов: любое  мышление в значительной степени является образным.
     Если теперь вернуться к вопросу, поставленному в начале параграфа, то можно сказать, что способность представления сложных структур (как, например, общественные отношения) определяется способностью интеллекта синтезировать соответствующую модель. Качество этой модели будет определять меру соответствия между представлениями и реальностью.
 
     2.7. Рационализация мышления. Если механизм мышления полностью аналогичен механизму восприятия, то возникает вопрос: может ли мышление приобрести свойства восприятия, такие как автоматизм и огромное быстродействие? Эти свойства восприятие приобретает в результате закрепления однотипных процедур в долговременных нервных связях после многократных повторений. Что будет, если заставить интеллект многократно производить однотипные мыслительные процедуры?
     Обширная жизненная практика дает нам ответ на этот вопрос. Возьмем, к примеру, такой вид деятельности как игра в шахматы. Фигуры в шахматах представляют собой абстрактные значения, связанные абстрактными логическими отношениями с другими фигурами, вследствие чего игра может быть полностью формализована и переложена на язык компьютера. По сути, данная игра лишена всякой связи с образами реальности (кроме, разве что,  внешнего вида фигур, впрочем, не имеющего прямого отношения к существу игры). В процессе игры шахматист анализирует ситуацию, делая в уме пробные ходы фигурами (своими и чужими) и оценивая последствия, затем принимает решение, исходя из тех или иных критериев, и делает ход. Это – простейший метод анализа единичных связей на минимальную глубину с неопределенной стратегией. Работает чистая логика. Однако попытка усовершенствовать игру, скажем, повышая глубину анализа, встречает непреодолимые трудности. Число возможных вариантов развития игры, подлежащих анализу, растет с такой скоростью, что абстрактный вариант мышления тут же демонстрирует свою несостоятельность и ограниченность.
     Спустя пять-десять лет ежедневных упражнений, после изучения специальной литературы и анализа огромного количества шахматных партий, да еще при наличии специфических способностей, у шахматиста вырабатывается новый тип «шахматного мышления»: он начинает воспринимать, как говорят шахматисты, позицию – качество, связанное с взаимным размещением и связями всех фигур на доске. Очевидно, что позиция, в переводе на нормальный язык есть структура, качество формы расположения фигур  с учетом их связей и отношений. Естественно, осмысление структуры-позиции есть результат мышления – шахматного мышления. Но самое интересное, что процесс мышления происходит в форме восприятия. Шахматист просто воспринимает размещение фигур на доске, а осмысление позиции происходит одновременно и автоматически. Возникает вопрос: в чем преимущество именно такого «структурного» подхода по сравнению с обычным логическим мышлением, основанном на простом переборе вариантов? К счастью, в наше время мы можем ответить на этот вопрос почти с математической точностью (при желании). Вывод такой: чтобы обеспечить гроссмейстерское качество игры методом простого логического анализа (как это делают начинающие шахматисты) требуется мощность суперкомпьютера (образца примерно 2000 года). Это в миллионы раз превосходит способности человека, мыслящего чисто логически.
     Cледовательно, информация, содержащаяся в образе (в данном случае в шахматном образе), не есть, грубо говоря, сумма информаций о каждом элементе и его связях с остальными, а есть информация об образе как о целом. Откуда возникает это новое качество информации, содержащейся в образе? И существует ли это качество на самом деле? Может это фикция, придуманная досужими умами философов, любящих сначала мутить воду, а затем – ловить рыбку в мутной воде?
     Шахматы оказались игрой, позволяющей с высочайшей точностью ответить на последний вопрос. Для этого достаточно сравнить действия гроссмейстера и шахматного суперкомпьютера в одинаковых условиях. Оказывается, их действия в игре практически совпадают! Анализ огромного числа вариантов «в лоб», приводит к результату, полученному из анализа свойств позиции – шахматного образа. Этот образ действительно обладает новым качеством информации, позволяющим достигать цели кратчайшим путем, в миллионы раз экономя интеллектуальный ресурс.
     Ответ на первый вопрос очевиден: новое качество информации, содержащейся в образе, создано интеллектом, а опирается – на опыт, накопленный в результате многолетних тренировок и упражнений. Тот факт, что этот образ создается интеллектом,  не вызывает сомнения, поскольку мастера способны играть «вслепую», причем несколько партий одновременно.
     При внимательном рассмотрении выясняется, что интеллект идет по стандартному, испытанному пути: вначале коллекционирует мини-позиции и мини-партии, в которых проявляются те или иные отдельные свойства или связи, далее уровень структуры повышается вплоть до полной, изучаются характерные позиции и партии и т. д. Налицо формирование набора эталонов и алгоритмов построения образа по типу восприятия. Другими словами, происходит переорганизация информации (данных и алгоритмов), приводящая к совершенствованию ее структуры – рационализация. В данном случае можно говорить о рационализации мышления, идущей параллельно с закреплением нового инструментария в материальной структуре интеллекта и переходом в режим мышления-восприятия. Интеллект воспринимает форму позиции, которую он сводит к структуре, составленной из эталонов. Мышление переходит с уровня отношений отдельных фигур на уровень отношений форм: происходит повышение уровня структуры мышления. Совершенствование мышления идет по пути перехода на структурно все более высокие уровни.
     Механизм рационализации мышления аналогичен таковому при восприятии: интеллект в результате анализа выявляет новые связи и синтезирует модель более высокого уровня организации. В процессе закрепления происходит переорганизация информации в интеллекте и совершенствование ее структуры.  
     Рационализация и закрепление могут включать в себя восприятие форм и отношений, процедуры мышления, сенсомоторные схемы (одновременно или в отдельности). Показательный пример – игра на музыкальных инструментах. Зрительная информация, полученная с нотного листа, поступает в интеллект, пропускается через фильтр, выделяющий нотные символы (и подавляющий все остальное: почерк, размер символов, качество бумаги, пятна жира на листе...) Эта информация попадает в декодер, преобразующий нотный символ в моторную реакцию для нажатия определенной клавиши (набора клавиш, места на грифе) под контролем зрения. Декодер анализирует два зрительных образа (нотная запись и клавиатура), устанавливает между ними взаимно однозначное соответствие и выдает сигнал управления на движение пальцев с учетом длительности и ритма. Весь этот процесс может быть рационализирован – сведен к совокупности стандартных процедур, закрепляемых в материальных связях посредством многолетних упражнений. Это и происходит в реальности. Но характерно,   что, как всегда, интеллект выбирает путь структуризации: формирования мини-структур, играющих роль эталонов (наборы аккордов, интервалов, гамм, включающих все звуки лада, ритмических фигур). Когда эти эталоны усвоены, интеллект переходит к структурно более высокому этапу: музыкальным фразам и т. д. В конечном счете, интеллект реализует полностью автоматический и неосознаваемый режим «игры с листа». Освободившийся интеллектуальный ресурс полностью переключается на создание структуры следующего уровня – музыкального образа.
     Общая черта описанных выше процессов рационализации: мышление переходит из разряда рациональной (разумной) деятельности в разряд чувств (восприятий). Процесс познания (посредством мышления) приобретает характер чувственного познания. Можно сказать, что реализуется механизм познания посредством чувственного мышления.
     С другой стороны, как мы выяснили, в результате восприятия и последующей категоризации, классификации, систематизации (другими словами – рационализации), а также закрепления в интеллекте, воспринимаемый образ переходит из разряда чувств в разряд значений, то есть результат чувственного познания преобразуется в рациональное (разумное) знание. «Образ умерщвляется и слово (значение) заменяет образ» (Гегель). Можно добавить, что образ может превратиться в отношение и даже в чистый сигнал.
 
    2.8. Формы и модели отношений. Итак, мы пришли к двум как будто противоречивым выводам: с одной стороны, чувственное переходит в рациональное, а с другой – рациональное в чувственное. В этом кажущемся противоречии заключена истина, в которой следует разобраться более подробно.
     Ребенок, впервые увидев шарик, испытывает эмоции, свидетельствующие о познавательной деятельности. Когда ребенок наслаждается идеальностью и совершенством формы шара, его интеллект строит соответствующую модель. Когда модель шара будет построена, выверена и закреплена, ребенок тут же потеряет к нему интерес, переключится на куб, затем на конус... Чувственное восприятие сменится рациональным – одного взгляда на знакомую игрушку достаточно, чтобы возник знакомый образ. Изучив простые формы, ребенок переходит к их структурам  – формам более высокого уровня, которые теперь воспринимаются чувственно и эмоционально.
     Чувственное познание образов через восприятие идет по пути закрепления моделей форм, при этом познание форм (структур) более высокого уровня организации опирается на рационализированное восприятие форм (структур) низшего уровня, которые переходят в разряд значений. Таким образом, и при восприятии и при чувственном мышлении механизм познания – чувственный, то есть в значительной мере скрыт от сознания. Результат познания в обоих случаях рациональный. Переход от рационального к чувственному происходит при закреплении результатов познания в интеллекте. Познание – чувственно, результат – рациональный, закрепление результата – повышение уровня чувственного познания.
     А теперь вернемся к вышеупомянутому козлу Бехтерева (п. 2.1). Если вместо вспышки лампочки включить звуковой импульс, то козел поднимет ногу так же, как при включении лампочки. В чем здесь дело? Ведь козел усвоил связь между вспышкой света и ударом тока. На самом деле, он усвоил нечто большее: то, что можно обозначить как форма отношений, сопровождающих данную ситуацию. Форма отношений характеризует  структуру или организацию отношений между объектами, событиями, явлениями реальности, абстрагированную от конкретных значений. Козел реагирует в данном случае не на образы, а на идентичность отношений: он закреплен в станке, и вдруг возникает резкий сигнал. Хоть он и не световой, но на всякий случай следует поднять ногу. Эта структура отношений стала ясной для козла уже во время его привязывания к станку: ожидание вспышки вызывает одинаковую реакцию при любом резком воздействии (ассоциация). Козел реализует вероятностное прогнозирование: предугадывает будущее не только в конкретной ситуации, но в целом классе ситуаций, обладающих одинаковой структурой отношений. Аналогичный принцип поведения зафиксирован в пословице: «Обжегшись горячим молоком, дует на холодную воду». Эффективность такого поведения подтверждается поговорками: «За одного битого двух небитых дают, и то не берут», «...стреляный воробей...»
     Объективно существующая в реальности форма отношений познается и отображается в интеллекте как модель отношений. Модель отношений представляет собой алгоритм мышления, отображающий реальные отношения в определенной ситуации (классе ситуаций), не зависящий от конкретных значений, с которыми работает интеллект. Эта модель возникает в результате рационализации восприятий (мыслительных процедур) и последующего абстрагирования от конкретных значений. Собственно этот последний этап – абстрагирование – заключает в себе самый существенный момент возникновения модели отношений: происходит переход от конкретного к общему. Интеллект переходит от уровня анализа восприятий к уровню мышления.
     Выделение формы (модели) отношений есть выделение общего, которое проявляется в частном.
     Если характер связей воспринимаемых конкретных образов реальности или образов представлений соответствует модели отношений, закрепленной в интеллекте, то мышление обрабатывает такую информацию «на автомате», неосознанно, чувственно. Дело в том, что модель отношений, являясь отображением формы отношений, существующих в реальности, сама закрепляется в интеллекте в виде формы (п. 4.1).
     Форма отношений, с которой чаще всего имеет дело человек – язык. Сами отношения фиксируются в грамматике. До тех пор, пока в интеллекте человека не сформируется более-менее адекватная языку модель отношений, он не способен говорить свободно. Знание формы отношений в языке, с точки зрения владения языком, более существенно, чем знание лексических значений слов.  Ребенок, свободно болтающий на родном языке, обладает ничтожным запасом слов, но он обладает чувством языка, то есть моделью отношений, закрепленной в интеллекте, позволяющей перевести мышление из разряда деятельности в разряд чувств. Расширение словарного запаса при этом происходит легко и незаметно, в режиме воспроизводства известной модели отношений применительно к новым значениям. Вид толстых словарей повергает в уныние начинающих изучать иностранные языки. Вначале процесс идет крайне медленно. Перелом наступает, как только начинается усвоение структуры отношений в языке. Человек вдруг обнаруживает, что понимает смысл слов, видимых (слышимых) им в первый раз. Он чувствует, как фраза сама рождается в его сознании, следуя за мыслью.
     Ребенок, начинающий жить, познает не только зрительные и звуковые формы, но также отношения. Одно из первых – отношение «съедобности». Ребенок все тащит в рот. С точки зрения эволюции, это отношение – наиважнейшее. Чуть повзрослев, он создает модель отношений между людьми: хороший дядя – плохой дядя, а в животном мире – полезное животное – вредное животное... В конце концов, он приблизится к восприятию форм общественных отношений – сложнейших структур, с которыми имеет дело человек в повседневной жизни.
     Мы приходим к выводу, что восприятие создает модели форм (зрительных, слуховых и осязательных), а мышление создает модели отношений. В результате рационализации модели форм преобразуются в значения, а модели отношений – в формы. Восприятие становится рациональным (сразу фиксируются значения), а мышление – чувственным. Чувственное познание переходит от познания воспринимаемых форм к познанию форм отношений. Механизм чувственного познания захватывает сферу мышления.
     Мы пришли к очень важному выводу, что формы отношений могут восприниматься чувственно, то есть подобно тому, как мы воспринимаем визуальные, звуковые и осязательные формы. (Как пример – чувственное восприятие и познание форм отношений в языке, форм общественных отношений). Совокупность моделей отношений, закрепленных в интеллекте, становится важнейшей составляющей чувственного познания, поскольку она организует восприятие и мышление, актуализирует накопленный опыт. В частности, она составляет основу профессиональной деятельности. Удивительное  по своему совершенству владение профессией столь же естественно, как восприятие, как ходьба, дыхание, чувство. Формирование и функционирование в интеллекте моделей отношений является важнейшим инструментом: на всех уровнях познания от восприятия до теоретического и формального мышления интеллект воспроизводит механизм моделей отношений.
     Фактически, в интеллекте вышеописанного козла возникло «синтетическое знание» (в терминологии И. Канта), которое традиционно считается монополией человеческого разума. Мы также знаем, что животные обладают моделями поведения, в которых можно усмотреть проявление «априорного (доопытного) синтетического суждения», свойственного деятельности «чистого разума» (Кант). Не нужно быть философом, чтобы понять, что источник «априорных суждений» – природа, которая с завидным постоянством воспроизводит одни и те же формы отношений, так, что даже посредственный интеллект высших животных научился воспринимать эти формы. Описанный выше физиологический механизм эмоций – одно из средств «форсированного» создания моделей отношений в интеллекте.
     Возникновение моделей отношений связано как со свойствами реальности производить однотипные формы, так и со свойством интеллекта выделять общее, заострять внимание на особенностях формы процесса и абстрагироваться от конкретного содержания. Такая особенность работы интеллекта прослеживается, начиная с насекомых. Инстинктивная реакция мухи, описанной в п. 1.2, есть реакция на определенный класс воздействий, то есть на форму отношений. Преобразование образа в значение, характерное для птиц и млекопитающих, также связано с выделением определенных форм отношений.
     Птицы реагируют на тип форм, напоминающий змею, страусы умеют выделять высоту животного в качестве значения, млекопитающие, а также вороны, имеют развитую систему восприятия как зрительных, так и слуховых образов и преобразования их в значения.
     Выделение значений воспринимаемых образов есть синтез модели отношений, характерной для определенного класса образов. При наличии в интеллекте модели отношений интеллект получает возможность создавать образы представлений, а также моментально достраивать образ при наличии минимальной информации, полученной в ощущениях. Мельком увиденный образ или услышанный звук запускает программу построения образа в соответствии с имеющейся готовой моделью отношений.
     Мы еще раз убеждаемся, что мышление использует готовый механизм восприятий и их преобразования в значения, присущий высшим животным, но расширяет его «область применения». Этот механизм дает огромную экономию интеллектуального ресурса, за счет «подгонки» неограниченного множества явлений реальности под определенный набор моделей отношений.
     Синтез в интеллекте моделей отношений обеспечивает возможность чувственного  мышления.
     При создании моделей отношений, интеллект может устанавливать связи с древними отделами мозга, и включать в модель нерационализируемые составляющие, связанные с инстинктами и ощущениями. Развитый интеллект способен выделять эти составляющие («котлеты отдельно, мухи – отдельно»). Кроме того, в модель отношений могут включаться сенсомоторные схемы (как в примере с козлом Бехтерева). В этом случае модель отношений может формировать поведение (например, охотничье поведение, включающее инстинктивные механизмы) и деятельность (например, профессиональную).
     Пространственные формы отношений, непосредственно связанны с синтезом в интеллекте форм, воспринимаемых зрением (п. 1.6). Форма отношений, выражающая однородность элементов структуры (в частном случае – одинаковость, тождественность), свидетельствует о наличии между ними определенной связи или объединяющего признака. Если эта форма отношений будет дополнена отношениями близости, плотности или связности, то совокупности элементов, которые подчиняются этой форме отношений, могут быть выделены в самостоятельные структуры. Форма отношений, основанная на замкнутости и непрерывности, представляет собой качество целостной формы (фигуры). Формы отношений, выражающие упорядоченность, симметрию, пропорциональность, отражают качества организации формы или структуры форм. Формы отношений, выражающие свойства центральной проекции, свидетельствуют о преобразовании трехмерных пространственных объектов в двухмерные.
     Познание мира приводит к возникновению в интеллекте огромного числа моделей отношений конкретных форм. Например, модели отношений, «треугольность», «округлость», «древовидность», «спиральность» и т. п. объединяют явления и структуры, различные по содержанию, но близкие по форме отношений (любовный треугольник, древовидное ветвление в системе кровотока, в системе рек с притоками, спиральные формы от галактик до ДНК, невообразимое количество всяких «округлостей»). Тип лица – «европеец», «азиат» – модели форм отношений, идентифицирующие представителей различных рас по характеру строения лица; «мелодия» – класс звуковых форм, обладающих определенным набором отношений; «музыкальный лад» – класс мелодий, у которых набор отношений соответствует, например, диатонике и т. д. Сам звук – основа человеческого общения, также представляет собой форму отношений спектральных составляющих, меняющихся во времени. Действительно, информационная составляющая любого звука речи не зависит от индивидуальных особенностей голоса и тона, которым звук произносится. Информацию передает тип структуры звука или форма отношений составляющих звука, не зависящая от конкретной его структуры. Человек создает в интеллекте модели отношений, позволяющие идентифицировать звуки, не зависимо от того, кто их произносит.
     Математические формы количественных отношений выражаются формулами, которые справедливы для любых величин, обладающих отношением соответствия с переменными, входящими в формулу. Плоские или пространственные кривые представляют геометрический (графический) вариант (интерпретацию) форм количественных отношений, обладающий наглядностью зрительных образов. Например, музыкальная мелодия может быть изображена с помощью графика, где горизонтальное направление обозначает время, а вертикальное – высоту звука. Графически можно изобразить развитие силы звука во времени в координатах время – громкость. В трехмерных координатах, время – высота – громкость, можно передать динамику мелодии. Можно обойтись двухмерным изображением, передавая громкость шириной линии или цветом. Но изобразить при помощи графика тембр, меняющийся во времени, вам не удастся, потому что это другая форма отношений: не отношение чисел, а отношение функций. Тембр, как качество звуковой формы, еще недостаточно рационализирован.
     Формы отношений присущие природе имеют черты единства, от уровня ядра до космического масштаба. При этом они обладают структурностью. Например, газ на молекулярном уровне представляет собой систему свободно двигающихся молекул, время от времени испытывающих столкновения друг с другом. На более высоком уровне иерархии, газ – сплошная среда, элементы которой воздействуют друг с другом посредством давления и трения. Изменение структурного уровня повлекло за собой изменение формы внутренних отношений. Но характерно то, что форм отношений всегда значительно меньше, чем конкретных типов взаимодействий в природе. Познавая формы отношений, мы сводим бесконечное к конечному и обозримому. Так, например, такое отношение  как давление, характеризующее тип внутреннего взаимодействия, применимо для характеристики, как внутриядерных взаимодействий, так и взаимодействий в сплошных средах, в семье, в обществе, в межгосударственных отношениях и т. д. вплоть до вселенной. То же самое можно сказать о других отношениях взаимодействия (трение, притяжение, отталкивание, соударение (столкновение), рассеяние, дальнодействие через поле или через информацию), их характере (стационарный, переходный, непрерывный, дискретный, волновой, вихревой, информационный), пространственных свойствах (изотропность, анизотропность, локализация) и размерности. Форма отношений типа «катастрофа», может характеризовать потерю устойчивости механической конструкции, экономический кризис, коллапс массивной холодной звезды и вспышку сверхновой.
     Возникновение жизни знаменовало возникновение качественно новых форм отношений – информационных, связанных с передачей, приемом, кодированием, декодированием, фильтрацией и хранением информации. Собственно, жизнь своим возникновением обязана «изобретению» процесса передачи генетической информации при делении клеток. Отношения между людьми почти сплошь информационные. Даже новый идол человечества – деньги сводимы к чистой информации. Самая главная потребность человека разумного – информация. На мой взгляд, высокий уровень информированности общества, открытость и общедоступность всей имеющейся информации приведут к возникновению механизмов, которые автоматически излечат общество от многих социальных недугов и проблем. Информация подобна живительному кислороду, поставляемому током крови в каждую клетку организма. Прекращение информационного обмена, так же как прекращение кровотока, приводит к гниению и разложению.
     Модели отношений, отображающие существующие в реальности формы отношений, характеризуются уровнем абстрагирования. Объектом отношений в модели, по мере роста уровня абстрагирования, могут быть значения, классы значений, понятия, классы понятий, отношения и классы отношений.
     В свою очередь, форма отношений может быть охарактеризована абстрактной (не привязанной к конкретным значениям) структурой.(По сути, она и есть абстрактная структура).

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка