Эстетика и чувственное познание (9)
Павел Чередник (10/12/2012)
4.3. Интуитивное мышление. Осознаваемая составляющая мышления и восприятие поставляют «пищу» для чисто автоматического неосознаваемого мышления. Простейший случай – опосредованное (или опосредствованное) восприятие. Мы будем понимать этот термин в более узком смысле, чем принято в философии – как восприятие реальности, происходящее посредством какой-либо мыслительной процедуры.
Вышеупомянутая лиса, которую научили узнавать треугольник посредством пищевого стимула, увидев треугольник, опосредованно воспринимает пищу. Рассмотрим этот процесс более подробно. Вначале лиса должна была рационализировать восприятие треугольника (осмыслить отношения в структуре его формы), и закрепить его в интеллекте как самостоятельную сущность – значение. Кроме того, лиса должна была закрепить связь между формой (треугольником) и содержанием (пищей). Следовательно, опосредованное восприятие возникает в результате суммы: восприятия формы образа, превращение образа в значение и рационализированного чувственного опыта.
Формализация и закрепление в интеллекте обеспечивают переход мыслительных процедур в режим восприятия. Глубина и широта опосредования практически безграничны.
Увидев написанное слово, человек сразу воспринимает смысл, минуя стадии преобразования букв в фонемы, фонем – в слово звучащее и, наконец, слова звучащего – в смысл. Все промежуточные стадии рационализировались и закрепились в едином алгоритме, действующем неосознаваемо и с огромной скоростью. Правда, для этого понадобилось несколько лет ежедневных упражнений в чтении.
Когда человек воспринимает смысл написанного текста, его интеллект дополнительно реализует алгоритм преобразования грамматических (морфологических) форм отношений значений слов в смысл предложений. Человек, наделенный воображением, способен сразу воспринимать художественный текст в образах представлений, а если он обладает достаточно развитым интеллектом, то может сразу воспринимать большие формы, имеющие объем повести или романа. Перед ним как бы разворачивается картина жизни, которую он воспринимает во всей глубине и полноте.
Основа опосредования заложена эволюцией и проявляет себя в перцепции (п. 1.5), когда посредством осязания воспринимается почти видимая форма. Посредником процесса восприятия может быть все, от чего можно протянуть цепочку связей к первопричине. И тогда интеллект оказывается в состоянии воспринимать первопричину, «сокращая» всю цепочку связей. Дернулся поплавок – рыба клюнула наживку; движется точка на экране радара – летит самолет. Восприятие может включаться в сенсомоторные схемы, человек сливается в единое целое с механизмом, аппаратом, автомобилем, самолетом.
Если интеллект отрабатывает хорошо усвоенные, стандартные алгоритмы опосредования, то реализуется режим быстрого восприятия, когда опосредование не вносит существенной задержки по времени в процесс восприятия.
Теперь представим себе, что мы пытаемся воспринять незнакомого человека (его характер, способности, направленность и т. п.) посредством внешних проявлений, которые мы воспринимаем в процессе общения, как-то: содержание его речи, интонация, мимика, жестикуляция, эмоциональные проявления, скорость и характер реакций на те или иные события, физиологические проявления (бледность или покраснение при волнении), физическое состояние и т. д. В этом случае интеллект лишен возможности воспользоваться стандартной процедурой, переводящей мышление в режим быстрого восприятия. Интеллект переходит в режим поиска: он накапливает информацию и пытается подобрать подходящую модель из «библиотеки». Восприятие растягивается во времени от почти моментального первого впечатления вплоть до «совместно съеденного пуда соли», в течение которого воспринимаемый образ может изменяться.
Особенность вышеизложенной ситуации состоит в том, что интеллект имеет дело в основном с формами (речь, интонация, мимика, движения и т. п.), которые с трудом поддаются рациональному анализу. Поэтому функционирование интеллекта носит чувственный, скрытый характер. Восприятие напоминает узнавание, которое происходит «вдруг», как только замыкается последняя связь, синтезирующая окончательную (или промежуточную) модель. Аналогично, только в более сильном выражении, мы узнаем старого знакомого после долгой разлуки, когда время меняет черты лица и требуется усилие разума, чтобы «модифицировать» образ.
Момент, когда происходит осознание результата, очень характерен для чувственного мышления. Он представляет собой довольно быстрый переход из незнания в знание. В этом нет ничего удивительного: аналогично функционирует восприятие. Неосознаваемая, скрытая часть восприятия полностью аналогична чувственному мышлению. В обоих случаях сознание получает уже готовый результат, однако, мышление, в отличие от восприятия может скрыто работать над результатом в течение длительного времени. Появление результата «ниоткуда» принято приписывать свойству мозга, носящему название интуиция, а соответствующий тип мышления некоторые психологи называют интуитивным мышлением.
Талантливый и опытный медик после краткого осмотра больного ставит диагноз, который затем подтверждается длительным медицинским обследованием. Авиаконструктор, глядя на формы нового самолета, делает заключение – полетит (не полетит). Автомеханик после краткого осмотра автомобиля видит, как на рентгене, причину неисправности. Корректор со скоростью собаки-ищейки находит ошибки в тексте. Профессионал в своем деле с полуслова отличит специалиста от шарлатана, а научную статью – от профанации. Следователь «нутром» чувствует ложь в показаниях. Адвокат видит путь решения казуса через лабиринт законов. Примеры можно множить неограниченно. Во всех случаях, почти сверхъестественные способности человека приписывают интуиции.
Интуитивное мышление представляет собой один из видов чувственного мышления, но оно обладает характерными чертами, которые очень хорошо выявляют некоторые аспекты работы мозга. Во-первых, чувственное мышление способно длительно работать в автономном режиме, повинуясь волевой установке сознания на решение определенной проблемы. Во-вторых, оно сообщает сознанию промежуточные результаты и ориентировки, позволяющие сознанию подключить к работе над проблемой рациональное мышление и придать деятельности направленный характер. В-третьих, оно вовлекает в свою работу все результаты рациональной деятельности человека.
Способность интеллекта скрыто работать над решением проблемы, повинуясь волевой установке, проявляется в так называемом эффекте Зейгарник, который состоит в том, что человек хорошо помнит нерешенные задачи или задания и быстро забывает решенные. На самом деле, интеллект не только помнит нерешенную задачу, но работает над ее решением (если она действительно важна) и это решение может в любой момент появиться в сознании (даже во сне).
Внешне, процесс работы над проблемой выглядит следующим образом. Человек много думает над проблемой, пытается ее всесторонне осмыслить, накапливает информацию. В определенный момент происходит «щелчок», и в сознании появляется решение проблемы. Далее следует рациональная работа разума по проверке решения. Чаще всего это решение бывает неверным, но почти всегда оно обладает качеством новизны: с помощью чистой логики человек до такого не додумался бы. Кроме того, каждое неверное решение представляет собой шаг к цели, оно сужает и локализует поле поиска, отсеивает самое ценное. В конце концов, решение бывает найдено (если оно существует), причем зачастую оно имеет вид идеи, отражающей суть решения. Далее включается рациональное мышление, придавая решению законченный оформленный вид.
По-видимому, «щелчок» возникает после того, как в интеллекте замыкается последняя связь, формирующая модель. Все предшествующее время сознание ощущает лишь «отзвуки» скрытой работы, в виде интеллектуальных эмоций, и поставляет «топливо», в виде новой информации и наработок осознанного мышления.
В гештальтпсихологии для «щелчка» было придумано специальное название – инсайт (нем. Einsicht, англ. insight– проницательность, интуиция).
Интеллект реализует своего рода разделение труда: сознание обеспечивает контроль и направленность деятельности, а также связь с внешним миром. Все, что может быть автоматизировано, что может быть сведено к стандартным алгоритмам, а также то, что связано с опознаванием форм – восприятие, сенсомоторные схемы, опосредованное восприятие и интуитивное мышление – уводится из сознания. Весь совокупный рационализированный и закрепленный в интеллекте опыт может быть задействован для решения проблем в форме интуитивного мышления. Основная задача сознания состоит в том, чтобы формализовать рациональные знания, относящиеся к проблеме и рационализировать информацию, воспринимаемую в виде образов. Интеллект в своей невидимой работе реорганизует структуры данных и алгоритмов и, достигнув некоторой «критической массы» информации, генерирует идею.
Идея приходит сама и вдруг, подобно тому, как слово, которое мы долго и безуспешно вспоминали, вдруг «само» приходит к нам в голову. Во сне, когда отключаются органы чувств, мозг упорядочивает информацию и может быть, именно во сне мозг найдет ту последнюю недостающую связь, за которой рождается идея, и эта идея будит вас в полной тишине ночи, ясная и чистая как кристалл.
Эта одна-единственная связь, заполнившая пустоту, может привести в движение огромные пласты информации, вызвать своего рода «информационное землетрясение», сопровождающееся длительной последовательной перестройкой структур информации и связей в интеллекте. Сознание будет воспринимать эти процессы как рождение и развитие идеи.
Столь удивительный непознаваемый механизм рождения идей – благодатная почва для мистики и спекуляций (от действия инстинктов до подключения к «мировому космическому разуму»). Безусловно, бессознательное, связанное с инстинктами и врожденными эмоциями человека, оказывает влияние на характер (направленность, избирательность, интенсивность и эмоциональную окраску) интуитивного мышления, но оно не имеет отношения к собственно познавательному процессу. Факт остается фактом: идея рождается только в результате длительного, осмысленного, целенаправленного изучения проблемы. Интуитивное мышление – всего лишь форма протекания процесса мышления, причем форма наиболее характерная для тех механизмов, которыми располагает человеческий интеллект.
Вместе с тем эффективное протекание процессов мышления в интуитивной форме возможно лишь, начиная с определенного этапа «зрелости» интеллекта, а полностью автономный режим его работы, с выдачей решений в сознание в форме инсайта – свойство высокоорганизованного интеллекта. На мой взгляд, интуитивное мышление – это более высокая форма организации мыслительной деятельности, мышление будущего. Откровения и священные тексты, ниспосланные свыше, суть проявления интуитивного мышления в форме инсайта, свойственные уникальным личностям далекого прошлого. В наше время способность к интуиции стала значительно более массовой, вследствие массовости образования, возможности накопить в интеллекте достаточно большую и непротиворечивую систему программ, способных работать автономно. В этом плане, существенным моментом в становлении интеллекта является изучение не фактов, а моделей, методов и процессов смены форм отношений; обучение не при помощи тестов, а путем решения задач и проблем, в особенности – проблем, не имеющих однозначного решения.
4.4. Чувственное познание. Вначале была информация. А если быть совсем точным, то вначале информации не было, потому что природа никакой информации не создает. Это мы, ощущая материальныевоздействия на наши органы чувств, преобразуем их в сигналы, несущие информацию о реальности. Информация также может передаваться от человека к человеку (непосредственно или опосредованно). Собственно информация содержится в свойствах и структуре сигнала и кодируется в ощущениях. Только три вида (модальности) ощущений обладают структурностью: зрительные, слуховые и осязательные. Это значит, что из этих ощущений может быть выделена информация, которая содержится в их структуре. Процесс выделения этой информации, а также сама выделенная информация, носит название восприятие (п. 1.2). И здесь пути информации и познания начинают круто расходиться.
Восприятие включает в себя вновь созданную информацию, имеющую характер отношения к воспринимаемой реальности. Эта новая информация, создается интеллектом, а в ее основе – результаты эволюционного развития человека как вида, а также результаты обучения и индивидуального опыта. Для того чтобы интеллект мог создавать эту новую информацию, он должен был накопить и закрепить приобретенные знания и опыт в своих структурах, преобразовав их в алгоритмы и базы данных. Таким образом, любой вид познания (включая восприятие) является творческим процессом, поскольку результат познания есть новая реальность, созданная интеллектом. Интеллект не отражает, а преобразует реальность, создает ее модель.
Восприятие функционирует под полным контролем ощущений. Переход к мышлению еще более отдаляет человека от непосредственных ощущений, связывающих его с реальностью. Связь между информацией, поступающей извне, и продуктом мышления оказывается опосредованной множеством промежуточных этапов. Другими словами, во всех случаях мы имеем дело с продуцированием интеллектом новой информации или нового знания. Это знание базируется на совокупном опыте (включая эволюционный), который закреплен в структурах интеллекта, то есть в материальных связях, обладающих определенными свойствами. Этот материализованный опыт представляет собой результат накопления индивидуального познания, длящегося в течение всей жизни.
Индивидуальное познание (как процесс) определяется способностью интеллекта производить новое знание или новый смысл на основе информации, воспринимаемой непосредственно, опосредовано или хранящейся в памяти. Как мы убедились, эта способность пропорциональна познанию (как результату), закрепленному в интеллекте. Знания создают новые знания. Рассмотрим особенности этого процесса.
Вернемся еще раз к бедному козлу Бехтерева, которого привязали к станку и бьют электрическим током после вспышки света (п. 2.1, 2.8). Мы выяснили, что через определенное число повторений эмоциональная реакция козла на вспышку света сменилась простым поднятием ноги и последующим ее опусканием без видимых эмоций. Козел рационализировал и закрепил в интеллекте эмоциональный опыт в виде сенсомоторной схемы – реакции на вспышку света. Однако остается вопрос: что именно заставляет козла бесстрастно поднимать ногу, если он не испытывает эмоций? Ответ следующий: чувство опасности. Рационализация эмоциональных состояний сопровождается переходом эмоций в чувства. (См. также п. 2.1). Возникновение чувств – важнейший результат чувственного познания (индивидуального), который проявляется в возникновении вполне определенного отношения к объекту познания.
Представьте себе начинающего водителя, которому надо пересечь перекресток с интенсивным движением, двигаясь по второстепенной улице. Эта проблема станет для него эмоциональным потрясением, соизмеримым с участием в боевых действиях. По мере роста опыта, водитель закрепит сенсомоторную схему управления автомобилем. У него появится чувство автомобиля. Это чувство включает в себя, помимо автоматизма в управлении, чувство времени разгона и торможения, тормозного пути, необходимой силы торможения, безопасной скорости, в зависимости от состояния дороги, и т. д. Кроме того, у него появится чувство обстановки на дороге, позволяющее принимать верное решение. И тогда, без малейшего напряжения, наслаждаясь музыкой из приемника и не испытывая эмоций, он проедет злополучный перекресток. Что будет управлять его действиями? Чувство опасности (безопасности), возникающее на основе рационализации огромного многолетнего эмоционального, практического и интеллектуального опыта. Чувство интегрирует (объединяет, суммирует) все результаты познания от эмоционального до рационального.
Описанные выше процессы познания, сопровождающиеся образованием чувств, имеют дело с восприятиями (непосредственными или опосредованными) и их рационализацией, то есть с процессами, протекающими в сознании. Таким образом, значительная часть познания имеет своим источником объективную реальность и является продуктом сознательной деятельности интеллекта. Познание (как результат) может храниться в интеллекте только в рационализированной форме. Чувства не могут сохраняться в интеллекте. Чувства представляют собой переживание в сознании результатов неосознаваемой деятельности интеллекта. Чувства организуют деятельность и мышление человека, реализуя принцип обратной связи: от сознания в интеллект поступает информация, связанная с деятельностью человека, где она подвергается переработке, а из интеллекта в сознание поступают сигналы, вызывающие переживание чувств. В свою очередь, чувства оказывают влияние на деятельность – обратная связь замыкается. Этот эффективный и быстрый механизм включает всю мощь накопленных знаний и алгоритмов, полностью освобождая сознание от колоссального числа рутинных логических операций.
Сила переживаемых чувств пропорциональна значимости объекта познания для человека. Интенсивность познавательного процесса пропорциональна силе переживаемых чувств. Чувство является естественным стимулом к познанию.
Заинтересованный, одухотворенный человек готов «свернуть горы». Чтобы эффективно усвоить знания, надо наполнить их чувственной составляющей. Иначе, получение знаний будет подобно тупой муштре.
Как мы выяснили, всякое познание (как процесс) испытывает на себе воздействие самой познающей системы, в данном случае – познания (как результата), накопленного в интеллекте. Это воздействие проявляется в виде нового знания – результата влияния предыдущего опыта на процесс познания. Как мы знаем, мышление человека может происходить в отсутствие каких-либо воздействий со стороны внешнего мира, и при этом может возникать новое знание. Интеллект способен генерировать новое знание, которое возникает в результате реструктуризации имеющихся результатов познания.
Чувство лежит в основе различных видов познания, включая рациональное, где оно приобретает форму интуитивного познания. Никакая профессиональная деятельность не может быть эффективной, пока не сформируется соответствующее профессиональное чувство, интегрирующее совокупный опыт. Профессионал в некоторой области легко становится профессионалом в смежной или похожей профессии. Это свидетельствует о том, что опыт, интегрированный в профессиональном чувстве, обладает широким охватом и универсализмом.
Человеку свойственно чувственно оценивать другого человека. Это чувство бывает настолько определенным, что оказывается возможным довольно точно прогнозировать поведение или поступки хорошо знакомых людей. Узнав о поступке такого человека, мы можем воскликнуть: «Этого не может быть!» Чувство человека оказывается сильнее логики. Но рациональное знание имеет решающее значение при формировании чувственного восприятия. Если мы убедились, что человек, считавшийся порядочным, на самом деле жулик и проходимец, то чувственное восприятие этого человека может стать даже более негативным, чем он этого заслуживает.
Возникновение чувств связано с объединением (сращиванием, взаимным проникновением, переплетением) эмоционального восприятия и познания (как результата). Чувства сообщают направленность разуму и изменяют структуру поведения: человеком управляет чувство, позволяющее избрать оптимальную стратегию, если ситуация сводима к набору стандартных компонентов. В работу включается весь арсенал рационального опыта, эмоции тормозятся и создают лишь легкую эмоциональную окраску. Эмоции в достаточно чистом виде проявляются лишь в острых нестандартных ситуациях, когда поведение переходит под управление инстинктов.
Чувства могут быть проанализированы и рационализированы подобно эмоциональным восприятиям (п. 2.1). Рационализированное чувство переходит в понимание. Понимание есть результат познания, включаемый в структуру интеллекта и повышающий уровень чувственного восприятия.
Начиная с определенного уровня познания (как результата) интеллект начинает функционировать как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система: чувственный опыт рационализируется, а рациональный – переходит в чувственную форму посредством переорганизации структуры интеллекта. При этом интеллект приобретает свойство создавать новые знания. Способность генерировать новые знания носит не линейный, а мультипликативный характер, по отношению к уровню накопленного знания. Это связано с тем, что рост числа связей в интеллекте происходит намного быстрее роста количества знаний.
На мой взгляд, способность интеллекта к самоорганизациипроявляет себя в самосознании – чувстве независимости и самоценности собственного интеллекта (чувстве собственного достоинства, гордости) и свободной воле. По-видимому, высокий уровень самоорганизации соответствует популярному в современной психологии, но не определяемому однозначно понятию – самоактуализация. В прежние времена эта способность характеризовалась термином самопознание. Знаменитый призыв Сократа: «Познай самого себя» характеризует большое значение самоорганизации интеллекта в становлении личности, но также не в последнюю очередь – масштаб личности самого Сократа, внутренний мир которого был для него не беднее, чем мир внешний.
С другой стороны, деятельность «чистого разума» оставляет открытым вопрос об истинности результатов такой деятельности, если эти результаты ориентированы на внешний мир, а не на эфемерные духовные сущности. «... Платон покинул чувственно воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку, и отважился пуститься за пределы его на крыльях идей в пустое пространство чистого рассудка. Он не заметил, что своими усилиями он не пролагал дороги, так как не встречал никакого сопротивления, которое служило бы опорой для приложения его сил, дабы сдвинуть рассудок с места» (И. Кант). Очень часто в жизни препятствие становится опорой.
Средний уровень самосознания, достигнутый человечеством, все еще довольно низкий, хотя и значительно выше, чем у первобытных народов, вообще не способных мыслить рационально и выделять себя из природы и сообщества. Но очень часто человек, считающий себя цивилизованным, не в состоянии рационализировать внутренние конфликты (фрустрации), переводит их в форму эмоциональных проявлений и даже агрессии, что свидетельствует о недостаточном развитии интеллекта, неспособности сознания подняться выше инстинктов, выделиться и самоактуализироваться.
Один из критериев развития самосознания – степень его освобождения от сверхъестественного, мистического и магического, хотя следует признать, что эта степень всегда была исторически обусловлена. Другой критерий – способность генерировать новые знания – характеризует уровень самоорганизации интеллекта. Вне всякого сомнения, эта способность имеет пороговый характер: требуется хорошо усвоить некоторый исходный набор знаний, для того, чтобы превысить «порог генерации». После этого идет подпитка интеллекта не только извне, но также изнутри, собственными результатами. Индикатором этого является, в частности, явление инсайта (п. 4.3). Возможно, существует второй порог, достигнув который, интеллект способен развиваться полностью автономно, без внешней подпитки. И тогда «...удастся весь мир вместить в маленькую бамбуковую рощу» (Г. Гессе).
Итак, непрерывный процесс чувственного познания состоит в рационализации чувства и последующем преобразовании рационального знания (понимания) в более глубокое чувство. Общий результат чувственного познания является итогом процессов как чувственного, так и рационального познания.
Процесс чувственного познания реализуется в форме осмысливания чувств и интуитивного мышления.
Начиная с определенного уровня познания, интеллект обретает способность генерировать новые знания вне связи с восприятием внешней реальности, а опираясь только на накопленное познание, то есть внутреннюю реальность. Эта внутренняя реальность воспринимается сознанием как душа.Самостоятельные процессы, протекающие в этой внутренней реальности, переживаются в сознании как проявления духовной жизни.
Как видим, чувственное познание представляет собой неразрывное единство чувственного и рационального процессов: интеллект способен перерабатывать только рационализированную (даже цифровую) информацию, но основную массу результатов выдает в чувственной форме. Рациональное познание невозможно отделить от чувственной составляющей. Более того, творческое познание, прежде всего, чувственно. Рациональная составляющая преобладает лишь на стадии формализации результатов.
Рассмотрим подробнее роль сознания. На стадии формирования интеллекта накопление познания происходит исключительно через сознание. В сознании формируется та или иная модель, закрепляется в интеллекте, далее – еще одна модель и т. д. В дальнейшем, по достижении определенной «массы знаний» познание может возникать без участия сознания, за счет переорганизации накопленной информации. Можно сказать, что с этого момента происходит превращение интеллекта в душу (или прорастание души в интеллекте), а эмоций – в чувства.
Свой первый язык общения ребенок изучает путем формирования соответствующей модели отношений в интеллекте, непосредственно сопоставляя звучание речи и ее значение. Второй язык он обычно учит как иностранный, путем его «привязки» к родному. (Впрочем, при соответствующих условиях ребенок может сразу формироваться как двуязычный). Но если человеку удалось выучить порядка пяти – восьми языков, то характер освоения последующих языков изменяется: интеллект сразу постигает структуру языка, а точнее – он ее сам конструирует, используя готовые наработки, подобно тому, как мы запоминаем и начинаем узнавать внешность незнакомого человека. Интеллект образует новую модель языка, используя в основном внутренние ресурсы интеллекта: структуры данных (слов) и алгоритмы образования слов и предложений.
Совокупное познание, накопленное интеллектом, представляет собой реальность столь же объективную и столь же материальную, как реальность и материальность окружающего мира. Эта самоорганизующаяся материя (душа) в свою очередь становится объектом познания (самопознания).
Основной источник самопознания – устранение внутренних противоречий. При помощи специальных практик медитации достигается обретение гармонии и полной ясности, «созерцание внутреннего света неизреченного» (П. Флоренский).
Мера способности души чувствовать, называется – чувственность, способность чувствовать чувства другого человека – сочувствие. Переживание, вызванное сочувствием – сопереживание – мощный фактор усвоения чужого опыта. Чем сильнее человек способен сопереживать, тем эффективней он воспринимает чужой чувственный опыт.
Мы выходим на еще один, чрезвычайно важный аспект познавательной деятельности, связанный с приемом и передачей чужого опыта. (Здесь мы используем термин передача, для обозначения переданной и принятой информации). Этот опыт может представлять собой информацию, воспринимаемую через мышление либо чувственно, а также сами чувства.
Возможность обмена опытом возникла в ходе эволюции довольно поздно, когда возникли виды, для которых характерно «воспитание» потомства. Появление стада знаменовало качественно более высокий – коллективный уровень передачи опыта. В какой-то момент возник звук, как средство передачи информации: кодирование информации осуществлялось ее спектральным составом и интонацией. Человек научился использовать для этих целей звуковые структуры – слова и затем – словесные структуры – изречения. Тем не менее, значительную часть информации (в особенности чувственного характера) человек передает в звуке, а не в тексте (п. 3.6).
Способность чувственно воспринимать чужой опыт являлась, по-видимому, одним из важнейших условий выживания человечества. К моменту достижения зрелости человек располагал всеми знаниями, необходимыми для выживания, но лишь незначительная часть из них была получена в его личном опыте. Принципиальная возможность обмена опытом опирается на тот факт, что индивидуальное восприятие обладает объективным общим значением.
В процессе словесного обмена информацией задействованы составляющие звука и слова. Насыщение текста чувственной информацией посредством звука, придает чувственный характер рациональному содержанию текста и улучшает его восприятие, зависящее, в свою очередь, от способности слушающего субъекта воспринимать чувственные оттенки звука. Если говорящий дополнительно использует также жест, движение, это еще более усиливает чувственность информации. То же самое можно сказать о действии визуальных образов, воспринимаемых чувственно, и создающих дополнительный «визуальный ряд» (п. 3.6).
Жизнь человека, как социального существа, привела к возникновению чувства, организующего и регулирующегосвязь личности с окружающим миром– чувства собственного достоинства. У развитой личности это чувство позволяет обходиться без внешнего морального регулятора – Бога.
Последние публикации:
Ментальность и социальные явления (19) –
(22/04/2014)
Ментальность и социальные явления (18) –
(17/04/2014)
Ментальность и социальные явления (17) –
(14/04/2014)
Ментальность и социальные явления (16) –
(09/04/2014)
Ментальность и социальные явления (15) –
(01/04/2014)
Ментальность и социальные явления (14) –
(27/03/2014)
Ментальность и социальные явления (13) –
(25/03/2014)
Ментальность и социальные явления (12) –
(21/03/2014)
Ментальность и социальные явления (11) –
(18/03/2014)
Ментальность и социальные явления (10) –
(14/03/2014)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы