Комментарий | 1

Информация и постмодерн

 
 
    
                                                                                                Аннотация.
 
     Рассмотрена сущность понятия, информация, взятого, прежде всего в человеческом измерении, а также отношение данного понятия к его постмодернистской трактовке.
 
                                                                                                  Введение.
 
     Мы живем в эпоху, когда историческое время, то есть время существования относительно стабильных форм общественных отношений, сжимается до такой степени, что человечество не успевает вполне их осознать. Возникает существенный временной сдвиг между явлением и его осмыслением, между складывающейся системой общественных отношений и уровнем общественного сознания, или, как принято говорить, разрыв связи времен. Хотя развиваются новые методы исследования явлений на более высоком структурном уровне (общая теория систем, синергетика) на стыке точных наук и философии, но также сама философия находится в неравновесном состоянии хронической трансформации, в попытке соответствовать усложняющейся структуре явлений и глобализации их масштаба. Ситуация в философии сильно напоминает ту, что характеризуется термином кризис нормальной науки (Т. Кун), с той оговоркой, что философия – не совсем наука, в обычном понимании. Пренебрежение строгостью изложения, метания в крайности, непоследовательность, характерные для философии постмодерна, несомненно, являются следствием растерянности перед вызовами реальности, сложностью и масштабностью явлений.
     Будущее человечества в настоящее время оценивается, как минимум, с чувством неуверенности и тревоги, а предстоящие изменения вполне обосновано связываются в первую очередь с развитием информационного общества. Вместе с тем, «материя» и движущая сила информационного общества – информация, даже в работах философов, не говоря об обывателях, предстает как нечто не вполне осмысленное, лишенное конкретики, а зачастую – демонизированное, либо наделенное фантастическими свойствами (типа «мир это текст», «энергоинформационная структура под названием душа»). Философские рассуждения на эту тему «в духе постмодерна» почти всегда безответственны, а иногда граничат со словоблудием. Почти повсеместно принятое расширительное толкование понятия, информация, приводит к утрате его функциональности и конкретности. Аналогичным образом обстояло дело с «классовой борьбой» Маркса, «бессознательным» Фрейда, «отражением» Ленина, не говоря уже про «духовные сущности» различных религий. Стремление расширить смысл, столь характерное для человека, приводит к утрате смысла. Чтобы обрести ясность в этом вопросе, устранить мистику, необходим непредвзятый взгляд и здравый рассудок.
     В данной работе сделана попытка слегка  «развеять туман» в вопросах, связанных с общими представлениями об информации, в первую очередь, взятыми в человеческом измерении – информация, как элемент познания, чувство, как уникальный человеческий феномен синтетического познания.
 
1. Информация.
 
     В старой традиции – информация – сведения, в том числе – передаваемые от человека к человеку каким-либо способом (сообщения). К середине 20 века, когда были заложены основы теории информации, сформировалось классическое представление об информации, прежде всего оно обогатилось в отношении субъектов передачи-приема. В их число включаются любые электронные и кибернетические устройства и биологические объекты. При этом соответственно расширился класс передаваемых сведений – передаваться уже могли сигналы произвольной природы, зависящей от свойств передатчика и приемника, а сама информация, которая называлась просто, данные, могла храниться не только на бумаге и в головах людей, но также на специальных носителях, с которых она могла считываться и передаваться без участия человека. Согласно этим представлениям, специфика так называемого, информационного взаимодействия между объектами, состоит в том, что содержание сведений, передаваемых при помощи сигналов, не зависит от физического вида сигнала и от его интенсивности, а определяется внутренней структурой самого сигнала. Например, сообщение, записанное азбукой Морзе можно передавать с помощью электрических импульсов, вспышек света, звуковыми сигналами, записью чернилами на ленте и т.д. Во всех случаях информация, которая содержится в сигнале, которая представляет собой его смысловое содержание, и ради которой была предпринята передача сигнала, будет идентична. Система приема-передачи ориентирована на выделение вполне определенного качества сигнала, а все остальное – форма сигнала, его интенсивность, продолжительность передачи, спектр источника света или качество бумажной ленты – не существенно с точки зрения передаваемой информации. Информация (данные) могла преобразовываться в другую форму, обрабатываться при помощи программ, в результате чего могла возникать новая информация. 
     Примерно таково классическое представление об информации (передатчик, приемник, сигнал, структура сигнала, определяющая содержание, а также код, который определяет конкретную форму сигнала и специфику устройства передатчика и приемника, т. е. приемник должен знать код передатчика, чтобы выделить, декодировать информацию, хотя код – вторичен по отношению к содержанию). По такому механизму общаются люди, говорящие на одном языке (код), функционируют все рукотворные системы передачи и хранения информации, а также все биологические системы, в которых все нервные, иммунные и генетические процессы имеют информационный характер.
     Особенность той информации, что рассматривалась в ее классическом варианте, состояла в том, что она поддавалась кодированию, то есть по-существу – превращению в форму текста или (что то же самое) – в цифровую форму.  Такой вид информации позволил привлечь для анализа устройств приема-передачи мощный математический аппарат и создать теорию, благодаря которой мы сейчас умеем до предела уплотнять информацию (устранять избыточность) и повышать надежность ее передачи. В конечном счете, это привело к развитию технологий, дающих возможность человечеству наслаждаться неисчислимыми благами информационной цивилизации. Все новые цифровые технологии напрямую связаны с ясными представлениями о предмете рассмотрения, четкой постановкой задач и направленностью на их решение. Такой подход характерен для науки и технологии.
 
2. Информация и постмодерн.
 
      Совсем по-другому обстоит дело в философии, куда понятие, информация, проникло, как реакция на научно-технологический прорыв второй половины 20 века. Всепроникающая и вездесущая философская мысль, которую в отличие от технологии не сдерживают ни естественные препятствия, ни чувство ответственности, не ограничилась чистым осмыслением феномена информации, но попыталась продвинуть его вширь, вглубь и вдаль, при этом, не особо вникая в изначальную его сущность. Для начала, информацию стали передавать не только передатчики, но вообще любые материальные предметы. Это качественно новый подход, предполагающий, что любые материальные предметы содержат информацию, которая передается. Логика очень проста – любое материальное воздействие со стороны любого предмета несет в себе информацию об этом предмете, поскольку оставляет след, а что такое след, если не информация? С этим тяжело спорить. Дальше больше: так как любые взаимодействующие тела оставляют взаимные следы, то любое взаимодействие сопровождается взаимным обменом информацией. Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что предметы умудряются кодировать информацию. Например, помидор кодирует падающий на него свет путем окраски его в красный цвет. Звезда кодирует информацию о процессах, происходящих в ее недрах, в спектре излучения, а информацию о своей скорости – в величине красного смещения.… Остается ответить на главный вопрос, а что в таком случае представляет собой информация? Согласно Деррида, «мир – это текст», «текст – единственно возможная модель реальности». Ответ прост до гениальности – информация это ВСЁ! Действительно, светит солнце и сообщает информацию о своей форме, составе, температуре, термоядерных реакциях в его глубинах, протуберанцах и еще о многом другом, чего мы не можем воспринимать в силу низкого уровня нашего развития. Каждая травинка и каждый листочек шепчет нам информацию о себе. Останки ископаемых ящеров бережно хранят информацию о своем обладателе и его возрасте, а христиане хоронят своих покойников в землю, чтобы до Второго Пришествия сохранилась информация, необходимая для создания нового тела. Каждая молекула воздуха, которым мы дышим, сталкиваясь с другой молекулой, сообщает информацию о своей начальной скорости, количестве переданной энергии, угле разлета и уровне возбуждения. Даже входная дверь своим скрипом извещает, что ее пора смазать. И уже весь космос наполняется информацией, а также энергоинформационными полями и сущностями и чувствительный медиум может подключиться к этому тонкому духовному миру и черпать, черпать.… И в полете птиц, и в форме кофейной гущи, и в расположении небесных светил, и в комбинации выпавших карт – во всем можно увидеть информацию не только о прошлом, но и о будущем. И «природа шепчет нам с любовью свои заветные слова…» и «открывает свои детские секреты», и «звезда с звездою говорит», «и дрожит взволнованный эфир», и дрожит от возбуждения принимающий информацию мозг, и вопрошает: «Русь, куда несешься ты? Дай ответ!… Не дает ответа».
     К сожалению, как учит нас методология науки, все – это значит, ничего.
 
3. Информация и взаимодействие.
 
     Философский аспект (точнее, один из аспектов) вопроса об информации состоит в следующем. Существует ли информация сама по себе, как необходимый атрибут материи, который может передаваться от объекта к объекту при взаимодействиях подобно заряду, энергии, импульсу? Философия постмодерна отвечает на этот вопрос однозначно: «информация — свойство материи и отражает её свойства и количество путём взаимодействия». «Информация — свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре». «Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия. Существование информации, как объективного свойства материи логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи — структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов». Дальше – больше – «материя по своей сущности есть информация» и даже «информация – разновидность материи». Философам эпохи постмодерна также открылась истина, что сущность мира не идеальная или материальная, а информационная (в начале было слово или замысел).Любой материальный объект и совокупность его связей и отношений к другим объектам можно рассматривать как чистую информацию, формализовать, оцифровать, создать виртуальный цифровой мир, который может быть исследован в любых нужных отношениях, оптимизирован и воссоздан в материале. Отпадет необходимость в исследованиях природы. Будут исследоваться соответствующие информационные модели. Вновь созданные информационные сущности, обладающие наперед заданными свойствами, заменят собою неуклюжие создания природы.
     Другими словами, философия рисует нам радужные перспективы грядущего информационного мира, который, впрочем, совершенно независимо был описан в многочисленных произведениях научной фантастики, а еще раньше (около 200 лет назад) фигурировал как «демон Лапласа». Вернемся, однако, к новым определениям информации, процитированным выше. (В разных источниках можно найти разные определения, несколько различающиеся по радикальности, но ключевые слова, «взаимодействие», «структура» или «многообразие состояний», «свойство материи» или сама «материя», будут в них присутствовать). Оставим в стороне (на суд теософов) вопрос о первичности информации по отношению к материи и обратимся к истокам. Рассмотрим информационные процессы, происходящие в природе или же процессы получения информации из природы при помощи органов чувств или технических устройств. Начнем с взаимодействия – основного процесса, в котором, согласно определениям, происходит передача информации. Взаимодействия (фундаментальные: сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные; механические, тепловые, световые, звуковые и т. д.) изучает наука физика, одна из основных наук о природе. Она досконально, до мельчайших деталей изучила каждое взаимодействие, установила, что при взаимодействиях может происходить передача энергии, импульса, момента импульса, вещества, возбуждение волновых движений и еще огромное множество всяких явлений, но нет ни слова о передаче информации, как некоторого атрибута объекта, который переходит из одного объекта в другой при взаимодействиях. Может физика просто «не дошла» до такого уровня, на который уже вышли философы? Здесь не лишне будет отметить, что физика имеет дело с реальностью, а методология физики предполагает приоритет реальности по отношению к мысли. Один эксперимент может похоронить блестящую идею, теорию или субстанцию (например, эфир, флогистон, теплород), причем физика последовательно занималась ликвидацией сущностей, придуманных разумом, сводя все многообразие явлений ко все меньшему их числу и ко все большему единству оставшихся. Вновь созданная сущность, если в ней нет необходимости, тут же изгоняется из физики, как ненужный мешающий хлам. Сущность должна «работать», без ее учета мы можем утратить существенное и необходимое. Поскольку физика (как и химия) пока вполне обходится без процесса передачи информации при взаимодействиях, то с точки зрения физики этот процесс должен быть отброшен, как ненужный мешающий хлам.
     Для того чтобы говорить об информации, как об объективном свойстве материи, необходимо выделить вполне определенное и существенное (информационное) отношение, которое характеризует объект, установить его меру и метод  количественного определения и показать, как и в каких количествах, оно переходит при взаимодействиях из одного предмета в другой (подобно тому, как это сделано, например, с энергией). Но пока этого не сделано, и даже не было попыток это сделать, такое расширительное толкование информации – пустое сотрясание воздуха и порождение химер.
     Может быть, информация существует в структуре объекта? Как сказано, «Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний…» Состояние – структурное свойство объекта, которое определяется свойствами связей между элементами структуры. Например, многообразие состояний атома, атомного ядра или молекулы характеризуется в первую очередь энергией связи между составляющими элементами (электронов и ядра в случае атома, между нуклонами ядра или атомами молекулы). Другими словами, многообразие состояний определяется характером взаимодействия между элементами структуры. Переход в новое состояние всегда сопровождается изменением взаимодействия, в каком либо элементе структуры, поскольку связь – это взаимодействие. Совокупность всех состояний объекта есть совокупность всех возможных форм и уровней взаимодействия между отдельными элементами структуры. Итак, мы опять приходим к взаимодействию, при котором, как мы выяснили выше, информация не передается. Вообще, современная физика не обнаруживает ничего в природе, кроме субстанций и взаимодействий между ними. Поэтому еще одно определение – «Информация — свойство материальных объектов порождать многообразие состояний…» не вносит в этом вопросе ничего нового, кроме того, что информация здесь предстает некой демонической силой, являющейся свойством объекта и порождающей даже не изменение состояния, а сразу многообразие его состояний.
 
4. Природа информации.
 
     Вся эта история с информацией и взаимодействием смутно напоминает еще кое-какие тени недавнего прошлого. Открываем справочник по философии и читаем: «Отражение – всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством по существу родственным с ощущением свойством отражения», проявляющемся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними». Внутренние кавычки выделяют цитату из знаменитой книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», которая легла в основу его теории отражения – одной из основных теорий познания в марксизме-ленинизме. Вся советская наука развивалась под знаменем теории отражения, каждый исследователь показывал, как нечто отражается в чем-то на различных уровнях организации материи и уровнях познания. Заменим в определении отражения слово «определенность» на «структуру» или «состояние» и получим, что отражение по определению идентично информации, как она определяется в философии. Такое впечатление, что человеку недостаточно простой констатации результата взаимодействия, что помимо физического явления есть еще нечто. Действительно, приложим печатку к пластилину – получим отпечаток. Что это? Простой результат взаимодействия или след, отражение, информация? Объективная реальность или фикция, данная нам в ощущениях? Ведь очевидно, что в этом результате взаимодействия возникло нечто новое, перенос каких-то свойств, формы, структуры, состояния с одного предмета на другой. Еще более очевидно, что когда печатный станок печатает деньги, то здесь он определенно переносит информацию о номинальной стоимости купюры с клише на бумагу. Рассмотрим еще один пример. Архитектурный проект дома или конструкция сложной молекулы, рассчитанная при помощи законов квантовой механики, существует в виде чистой информации еще задолго до того, как будет построен дом или синтезирована молекула. Так что же первично в этом случае – информация о структуре или сама структура? И не является ли информация о структуре эквивалентом самой структуры? Чтобы прояснить ситуацию следует разобраться в самом процессе возникновения информации, откуда она берется и в какой момент возникает. Подчеркнем еще раз, что речь идет о процессе рождения новой информации, а не о процессах передачи, преобразования и хранения уже созданной информации внутри информационных систем (искусственных или биологических).
     Чтобы разобраться в основах, рассмотрим  простейший случай получения информации из внешнего мира примитивным существом – мухой, с ее ничтожным интеллектом, имеющей, однако, хорошие глаза и быструю реакцию. Если в поле зрения мухи, а точнее, на сетчатке ее глаз, появляется изображение объекта, который достаточно быстро увеличивается в размерах, то муха взлетает, «принимая информацию об опасности». Муха «воспринимает», причем, вполне объективно и вполне резонно, растущее изображение, как сигнал опасности. Другими словами, муха принимает информацию из окружающего мира и соответствующим образом ее преобразует. Возникает вопрос, содержится ли в изображении на сетчатке глаза мухи информация об опасности? Если хорошо подумать, становится очевидно, что нет, не содержится, поскольку изображение может быть произвольной природы. Даже если это – изображение мухобойки, то опять же возникает вопрос: передает ли мухобойка информацию мухе о возможном предстоящем взаимодействии и его возможных печальных последствиях для мухи?  Способна ли  мухобойка на расстоянии передавать информацию? Мы вынуждены ответить на эти вопросы отрицательно. Следовательно, как и было установлено ранее, взаимодействие (в данном случае, света, отраженного от мухобойки, с сетчаткой глаза мухи) не несет информации об опасности. Откуда же берется информация, которую получает муха?
     Становится очевидно, что муха сама создает эту информацию, поскольку сама формирует сигнал об опасности, специфичный именно для данной мухи, при вполне определенных и поддающихся инструментальному измерению параметрах внешнего воздействия. Информация об опасности возникает в интеллекте мухи в результате обработки данных с сетчатки глаза по определенному алгоритму. Откуда взялся этот алгоритм? Выработался в результате эволюции миллионов поколений мух, победивших в борьбе за выживание, итог огромного коллективного труда и отбора лучших особей. В данном случае, алгоритм – результат видового эволюционного опыта. Именно он привел к рождению информации на основе данных с сетчатки глаза. Мощные глаза мухи – прибор для получения исходных данных – первичных ощущений. Первичные ощущения, возникающие в результате взаимодействия с внешним миром, представляют собой сигнал для информационной системы. Аналогично, сигналы могут быть получены при помощи детекторов или датчиков, реализующих связи приборов и систем с внешним миром. Информация есть результат обработки (анализа, преобразования) структуры сигналов посредством алгоритмов (программ). Дабы не возникало недоразумений, под алгоритмом мы будем понимать преобразования сигнала или информации в соответствии с определенной процедурой. Программа – совокупность алгоритма (или нескольких алгоритмов) и данных (или баз данных), используемых в этих процедурах. Таким образом, информация возникает, как результат процесса, происходящего в виде цепочки: взаимодействие (или воздействие) – сигнал – алгоритм, причем алгоритм есть свойство высокоорганизованной материи (не важно, возникшей в результате самоорганизации или организованной интеллектом). По сути, новая информация появляется в результате синтеза алгоритма и структуры сигнала. Само понятие – информация – есть рационализация человеческого отношения к результату данного процесса или человеческое измерение данного процесса. Говорить о передаче информации при столкновении двух камней так же бессмысленно, как и об информации, заключенной в камне. Но можно говорить об информации, полученной при изучении столкновения камней или изучении структуры камня. В обоих случаях имеет место триада: взаимодействие – сигнал – алгоритм. Подчеркнем, что взаимодействие есть необходимое условие возникновения сигнала. Поэтому взаимодействие с объектом или воздействие на объект есть необходимое условие получения информации об объекте. Характер взаимодействия связан с характером получаемой информации. (Например, для получения информации о пространственной форме предмета можно воздействовать на него источником света и наблюдать отраженные лучи).
     Читателя может удивить столь смелое обобщение процесса получения информации примитивным существом – мухой на вообще все информационные процессы. На самом деле муха – представляет собой просто удобный пример. Чтобы опровергнуть вышеописанный  механизм получения информации, читателю достаточно найти хотя бы один случай, в котором информация получалась бы без взаимодействия, сигнала и алгоритма. Внимательное рассмотрение большинства биологических процессов, даже казалось бы, далеких от информации, выявляет признаки вышеописанного информационного механизма. Например, корни растений реагируют на градиент влажности грунта таким образом, что конец корня изгибается  в сторону более высокой влажности. Неспецифический (врожденный) иммунитет (в отличие от специфического приобретенного, имеющего чисто информационный характер) основан на химическом взаимодействии, когда химическая реакция фагоцита с полисахаридами клеточной стенки патогенных бактерий становится сигналом для химической атаки на бактерию. Во всех случаях есть рецепторы, преобразующие воздействие в сигнал, алгоритм обработки сигнала (в данных примерах имеющий химико-биологическую природу), создающий информацию и запускающий в действие тот или иной механизм. Все генетические процессы – сплошь информационны в своей основе и само зарождение жизни связано с появлением возможности определять качественный характер взаимодействия и управлять процессами в соответствии с этим качеством. В свою очередь, определение качественной стороны процесса (по сути – получение информации) невозможно без алгоритма.
    Отметим также, что трактовка информации как меры неопределенности состояния системы, ничего не изменяет в сути этого понятия, так как сводит величину информации к вероятности состояния или к величине информационной энтропии, то есть опять же к алгоритмам или процедурам их определяющих.
 
5. Информация и восприятие.
 
      Рассмотрим другой пример – человек смотрит на помидор и получает информацию о его цвете (цвет помидора – основной показатель его спелости). Мы уже знаем, что помидор не посылает человеку сигнала о своем цвете. Более того, он не может этого сделать при всем желании. Дело в том, что в природе не существует цвета. Цвет представляет собой присущее человеку качество восприятия спектра светового излучения (человеческое измерение процесса), связанное с определенными физико-химико-физиологическими явлениями в органе зрения. (В частности, одному и тому же цветоощущению, в природе соответствует бесконечное множество различных спектров. В природе вообще нет ничего из того, что характеризует наше зрительное восприятие). Кроме того, мы воспринимаем только видимую часть полного диапазона излучений. В этом состоитпроявление общего механизма, присущего всем системам получения сигнала – механизма фильтрации – выделения той части полного воздействия, которая существенна с точки зрения получения информации. Итак, преобразование внешних воздействий в сигналы  сопровождается фильтрацией и видоизменениями этих воздействий в соответствии с физиологическими механизмами формирования ощущений или техническими характеристиками детекторов. Лишь незначительная часть внешних воздействий преобразуется в сигналы. Дело в том, что дальнейшая обработка сигнала была бы невозможна без предварительной фильтрации внешних воздействий. Например, если радиоприемник будет одновременно принимать все радиостанции, мы не сможем получить никакой информации. Приемник – в первую очередь, высокоизбирательный фильтр.
     Наконец, еще один пример: человек слышит скрип двери и воспринимает информацию о том, что ее нужно смазать. Ребенок слышит тот же скрип, но информацию о необходимости смазать не воспринимает. Мы знаем, что скрип двери не есть передача информации, а всего лишь взаимодействие двух трущихся деталей, порождающее вибрацию. Информация рождается в интеллекте воспринимающего субъекта в результате обработки сигнала органа слуха (звукового сигнала) по соответствующему алгоритму. В чем различие между информацией, полученной взрослым человеком и младенцем? Различие в алгоритмах. Алгоритм выделения информации может включать в себя совокупный опыт познания реальности. Допустим, скрип двери услышал еще один человек – музыкант, который зафиксировал необычный тембр звука. Можно сказать, что два человека обработали звуковой сигнал, используя разные алгоритмы. В чем различие алгоритмов? Из  исходного воздействия, звука скрипящей двери, можно выделить, вообще говоря, неограниченную информацию различного рода, используя различные алгоритмы. Конкретный алгоритм выделения информации определяется отношением к данному сигналу со стороны воспринимающего субъекта, а получаемая информация имеет характер отношения к реальности, являющейся исходным  источником сигнала. Отношение здесь понимается в широком смысле, как результат преобразования сигнала или информации по определенному алгоритму и выделение из результата преобразования некоторого смысла, имеющего значимость для организма.Тем самым процедура выделения отношения действует как фильтр и сводит исходный сигнал или огромный массив входной информации к одному существенному значению. В примере с мухой вся информация, которая могла бы быть выделена из сигнала органа зрения, благодаря действию алгоритма превращается в один бит – есть опасность или нет опасности. В психологии функции выделения отношения может соответствовать функция направленности внимания. Один человек выделил отношение, связанное с механикой сочленения, другой – эстетическое отношение, связанное со звуковой формой. На низких уровнях биологической организации, как правило вся информация сводится к выделению отношения. В рассмотренном выше примере мухи – отношения опасности, а в случае фагоцита – отношения свой-чужой, причем объем полученной информации составляет один бит – сигнал для начала действия.
     Подведем итог. Воздействия со стороны внешнего мира поступают в приемные устройства живого организма или прибора (чувствительные элементы, рецепторы, детекторы, датчики), где они подвергаются фильтрации (отбрасыванию всего лишнего) и преобразованию в форму, которая в дальнейшем трактуется как информационный сигнал. Если организм обладает соответственно развитым интеллектом, то эта информация носит название, восприятие, и состоит из трех составляющих. Во-первых – собственно ощущение (цвет, вкус, запах, тепло и т. д.), представляющее собой физиологический аспект воспринимаемого сигнала. Во-вторых – объективная (или изоморфная) информация о внешнем мире, котораявыделяется из структуры этого сигнала посредством алгоритма (программы) и, наконец, отношение к этой информации. Эта последняя (возможно, наиважнейшая) составляющая представляет собой вновь созданную в организме информацию, которой нет в исходном сигнале – синтез объективной информации, а также информации, заключенной в алгоритмах (программах) и включающей видовой (эволюционный) и приобретенный опыт. Человеческое восприятие (непосредственное или опосредованное) использует весь накопленный чувственный и рациональный опыт, функционирующий неосознаваемо, и субъективно воспринимается в форме чувств. В дальнейшем процессе преобразования и переработки исходных сигналов, новая информация может быть получена в результате процессов мышления, использующих весь багаж интеллекта (включая память) и также имеющих преимущественно чувственный характер.
     Возьмем, например, зрительное восприятие помидора человеком. Ощущение цвета – физиологический аспект воспринимаемого сигнала. Из структуры цветоощущений выделяются объективные информационные составляющие – форма предмета и распределение цвета на его поверхности. Наконец, синтез объективных данных и жизненного опыта позволяет выработать отношение к предмету наблюдения – этот предмет представляет собой помидор, пригодный для еды (спелый, не гнилой и т.п.). 
     Еще один философский аспект вопроса об информации связан с неоднократно цитируемым выше афоризмом Деррида «мир – это текст», одним из лозунгов философии постмодерна. Другими словами, все ли в этом мире может быть оцифровано, сведено к рациональной форме? Положительный ответ на этот вопрос автоматически придает информации статус всеобщности – если мир это текст, то информация – это все. И, казалось бы, наоборот – если не весь мир является текстом, то информация это только то, что сводится к тексту. На самом деле, вопрос не решается так просто. Существует одна простая штука, которой переполнено все человечество, носящая название, чувство.
     «Не существует смысла, не опосредованного означающим», то есть словами, продолжает Деррида и ошибается. Такой смысл есть. Это смысл, заключенный в чувствах, чувственная информация. Наряду с текстом чувственная информация может передаваться от человека к человеку в различных формах отношений (например, сочувствия, сопереживания), а также в форме звука, интонации, тембра, ритма, позы, движения, мимики – другими словами, в эстетических составляющих передаваемых сигналов, которые не сводимы к цифре. Более того, животные, например собаки, вообще не пользуются словами, но обладают огромным спектром чувств, выражающих вполне определенный смысл, и способны общаться с людьми улавливая те же самые эстетические сотавляющие голоса (интонацию, громкость). Скорее можно утверждать, что возможность оцифровки информации ограничена достаточно узкой областью, где все означающие формализованы и сведены к понятиям. Все остальное – либо «загрязнено» чувствами, либо целиком находится в сфере чувств. Огромное число понятий относятся к чисто чувственной сфере. Феномен красоты, играющий столь существенную роль в жизни человека и столь ненавидимый философами постмодерна, никак не поддается формализации и оцифровке. Информацию, составляющую тексты Священного Писания, легко измерить в битах, но попробуйте измерить чувства, которые эти тексты вызывают в душе верующего. Другими словами, этические и эстетические аспекты реальности не поддаются рационализации (оцифровке), но могут чувственно восприниматься, передаваться, преобразовываться, как специфический вид чувственной информации, лежащей в основе чувственного познания. Алгоритмы, участвующие в формировании чувственной информации могут включать весь эволюционный и приобретенный опыт субъекта восприятия, это продукт большого синтеза, несопоставимый по сложности с алгоритмами логического мышления. Неудивительно, что феномен чувства по-настоящему развит только у человека – существа с самым мощным интеллектом.
     Получение информации посредством мышления может продолжаться неограниченно долго даже в отсутствие новых восприятий. Интеллект сам продуцирует знания, систематизируя, структурируя, уплотняя, преобразуя и синтезируя информацию. Следует подчеркнуть, что получение информации при помощи прибора, принципиально ничем не отличается от восприятия и так же содержит составляющую отношения к поступающему сигналу. Эта составляющая задается алгоритмом обработки сигнала. Алгоритм есть форма интеллекта. Можно утверждать, что система получения новой информации из сигнала есть интеллектуальная система, или система интеллекта, неважно – биологического или искусственного.
 
6. Информация и познание.
 
     Итак, информация создается интеллектом организма или прибора (устройства), способным выделить ее  из структуры сигнала при помощи алгоритма, причем алгоритм, всегда выделяет то или иное отношение. Это свойство информации можно использовать для определения интеллекта – система, создающая новую информацию из сигнала, обладает интеллектом. (Следует, впрочем, иметь в виду, что все без исключения алгоритмы существующих приборов (устройств) созданы людьми. Поэтому, говоря об «интеллекте прибора», имеют в виду интеллект создавшего их человека).  Алгоритм не может анализировать сигнал одновременно во всех отношениях, так как это потребовало бы бесконечно сложного алгоритма и бесконечно большого времени анализа. Простой алгоритм, выделяющий некоторое одно отношение, работает быстро, но при этом выделяет только часть информации сигнала, действует как избирательный фильтр. Тот или иной уровень фильтрации присущ любым алгоритмам обработки сигналов. В этом смысле организм действует подобно прибору, а прибор – подобно организму. Дальнейшая жизнь информации, полученной из входного устройства связи с внешним миром, может  реализоваться по классическим схемам кодирования, преобразования, приема-передачи и хранения, причем в этих процессах информация может, как теряться (или фильтроваться), так и создаваться за счет взаимодействия с другими алгоритмами и данными. Вся эта внутрисистемная жизнь имеет дело в основном с цифрой. Современные представления о работе мозга также все более свидетельствуют в пользу цифровой версии. Оправдывается мысль Пифагора, что цифра лежит в основе всего сущего. Но путь от этой цифры до человеческих чувств примерно такой же, как от молекул, из которых состоит человек, до этого человека, как целостного организма.
     Нелишне подробнее разобраться с третьей составляющей восприятия, которая представляет собой вновь созданную информацию в интеллекте. Откуда она взялась, если ее нет в исходном сигнале, и что она значит? Можно сказать так, что это есть информация о воспринимающем субъекте, точнее, о его взаимных отношениях с внешним миром. Человек схватился за оголенный провод, получил электрический  удар, а вместе с ним – соответствующую информацию о своих возможностях. Человек изучает мир через себя, а изучая мир – изучает себя. Эти идеи высказывали еще древнегреческие сенсуалисты (человек – мера всех вещей). Согласно Канту, опыт есть синтез того содержания реальности, которое может быть получено нашими органами чувств, и той субъективной формы, в которой эта реальность постигается сознанием. Например, устройство, включающее свет ночью и выключающее днем при помощи фотодиода – простейший интеллект, действующий по алгоритму взаимодействия внешней реальности (света) и субъективной формы постижения этой реальности (характеристик проводимости фотодиода под действием света). Новая информация, создаваемая данным устройством – сигнал на включение света – не содержится во входном воздействии (освещенности), а создается при помощи алгоритма, учитывающего человеческое отношение к уровню освещенности. Как видим, подход Канта очень четко выявляет природу и момент возникновения информации.
     Существенно то, что процесс получения информации человеком, по-сути, представляет собой процесс познания (ощущение – восприятие – мышление). Значит, информация есть результат познания. Может ли существовать познание вне субъекта познания? Может ли познание существовать как свойство материи, как многообразие ее состояний или даже самой материи? Ответ очевиден – нет. Информация начинается там, где появляется смысл. Пока не возник смысл, мы имеем дело с взаимодействиями, электрическими импульсами, поступающими на одни ножки прибора и выходящими с других, причем распределение выходных импульсов зависит от распределения импульсов на третьих ножках и от разного рода соединений внутри прибора и т. д. Все эти процедуры представляют собой процессы обработки сигналов с использованием алгоритмов и баз данных. Смысл возникает в виде сообщения, изображения, сигнала, управляющей команды, состояния регистра и т. д. Смысл рождается под воздействием алгоритмов, а сами алгоритмы представляют собой наивысшую концентрацию смысла.
          Теперь вернемся к проекту (дома, молекулы) о котором шла речь выше. Дело в том, что проект дома – это еще не сам дом. Сам дом возникнет из проекта только в том случае, если он согласуется с законами природы (выдержаны необходимые требования прочности и устойчивости всех элементов конструкции), а это требует привлечения огромного количества исходной информации, являющейся результатом все тех же процессов познания. Информация, содержащаяся в проектах, вторична по отношению к информации о законах природы или свойствах материалов. Поэтому все новые конструкции перед запуском в производство подвергают всевозможным испытаниям и, как правило, выявляют эффекты, не предусмотренные проектом. Проект характеризует только уровень нашего предварительного знания о будущем изделии, а никак не полную информацию о нем.
     Наконец, остается еще один вопрос – откуда берутся алгоритмы? По сути, этот вопрос сводится к проблеме механизма эволюции, так как жизнь построена на информационном обмене. Вместе с развитием форм жизни развиваются алгоритмы обработки сигналов из внешнего мира и алгоритмы информационных процессов внутри организма. Но эти алгоритмы появляются в результате эволюционного процесса, в результате отбора из миллионов представителей данного вида. Качественное изменение в этом вопросе произошло вместе с возникновением сознания. Интеллект, обладающий сознанием, способен сам создавать новые алгоритмы. Позволю себе даже более жесткое утверждение – сознание есть необходимое условие способности интеллекта к созданию новых алгоритмов. Если это так, то способность к созданию алгоритмов может служить критерием наличия сознания. Все виды животных, у которых можно выработать условные рефлексы, являющиеся алгоритмами поведения, в соответствии с этим критерием обладают сознанием. Критерий новизны алгоритма по отношению к системам искусственного интеллекта очень прост – выполнение процедур, не предусмотренных инструкциями (программами), свидетельствует о новом алгоритме (при условии, что процедуры предусмотренные инструкциями, также выполняются, то есть устройство исправно).
 
7. Информационные системы интеллекта.
 
     Почему мы разделяем информацию, полученную в результате внешних воздействий и информацию внутри информационной системы? Потому что информация внутри системы уже преобразована в форму, специфичную для этой системы, в частности, обладает кодом, и функционирует по внутренним законам (алгоритмам) этой системы. Внешние воздействия кодом не обладают. Информация извлекается из структуры полученных сигналов в соответствии с видом взаимодействия. Сравните, например, информацию о форме, полученную при помощи зрения и при помощи ощупывания. Информация, получаемая из внешнего мира – первична. Все остальные виды информации, так или иначе, уходят своими корнями в информацию о внешнем мире. Позволю себе еще одно общее утверждение (может быть, спорное): никакая информационная система интеллекта не может произвольно долго развиваться без информационной связи с внешним миром.
     Биологическая эволюция, в то же самое время – эволюция интеллекта. Качественный скачек в этом процессе связан с возникновением биологической системы интеллекта человека разумного, когда элементы системы – отдельные представители вида – благодаря языку приобрели свойство внутрисистемной информационной коммуникации, так что индивидуальный опыт отдельного члена системы мог стать опытом каждого члена системы. Это качество имело далеко идущие последствия, которые следует рассмотреть более детально.
     Рассмотрим в качестве примера некоторые особенности функционирования информационной системы – племени первобытных людей эпохи мезолита. Представитель племени (информационная система более низкого уровня) впервые в жизни увидел, как человек из соседнего племени набирает воду в глиняную посудину. Придя к своим сородичам, он сообщил им информацию об этом событии. В процессе обсуждения этого необычного сообщения была высказана мысль, что при наличии такой посудины отпадет необходимость бегать к речке на водопой всякий раз, когда захочется пить. Далее, другой человек отметил, что в таком случае, можно поселиться дальше от реки в более удобном и безопасном месте. Третий сказал, что в такой посудине можно длительно сохранять зерно без риска, что его съедят мыши. Женщина сказала, что в ней можно подогревать воду у костра и мыть ребенка, и т. д. Вся эта вновь созданная информация возникла из синтеза новой информации попавшей в систему и наличной внутрисистемной информации, в основном, имеющей характер отношения к информации, полученной из внешнего мира. Другими словами,  информационная система более высокого уровня, обладает способностью синтеза новой информации, пропорциональной числу подсистем, причем каждая подсистема может стать обладателем этой новой  информацииэффект глобализации сознания. В данном конкретном случае полученная информация прямо способствовала выживанию рода. Спустя еще несколько столетий изготовление керамики стало повсеместным и необходимым атрибутом человека разумного, а еще через пару тысяч лет был изобретен гончарный круг, информация о котором со скоростью ветра разнеслась по обитаемой вселенной (исключая Америку, куда информация не могла дойти и где керамика возникла на несколько тысячелетий позже). Именно обмен информацией в сообществе человека разумного привел к тому, что прирост человечества (в расчете на человека в год) рос пропорционально общему числу членов человеческого сообщества, (рост прироста пропорционален популяции) так называемый, гиперболический рост (С.П. Капица). Подчеркнем, что ценность информации несоизмеримо выше, чем ценность самого материального объекта, являющегося источником информации. В нашем примере информация состояла в возможности придания определенной формы мягкой глине с последующей фиксацией данной формы путем некоторой технологии (которую предстояло найти). Данная информация имеет характер некоторого алгоритма или программы действий с некоторыми материальными объектами. Вскоре появились алгоритмы работы с отношениями, в частности, с количественными отношениями и отношениями соответствия, составляющими основу математики. Создание новой информации и возможность ее передачи стали главным фактором развития человеческого сообщества, определяющим все другие факторы.
     Отметим особенности производства информации в интеллектуальных системах. Всякая новая информация, попавшая в систему потенциально способна производить другую информацию посредством синтеза новой и имеющейся информации. Следовательно, приращение информации в интеллектуальной системе почти всегда больше, чем величина внесенной информации, причем величина приращения тем больше, чем больше объем имеющейся информации. Это приращение зависит от числа возможных новых связей в системе, связанных с поступлением новой информации. Если продолжить пример с керамикой, то синтез первоначальной информации и все возрастающей общей информации в системе привел, в частности, к рождению Великой китайской стены, готических соборов, фарфора, книгопечатанию в его более раннем китайском варианте и т. д.  Поэтому рост числа членов человеческого сообщества приводит к росту числа производителей информации и, соответственно, к более быстрому прогрессу. Этот вывод подтверждается фактом синхронности развития всех регионов (вследствие обмена информацией), а также опытом изолированных человеческих сообществ, отставших в своем развитии (вплоть до неолита), при том, что интеллектуальный уровень представителей этих сообществ, как показывает опыт, вполне соответствует современному. Этот же вывод сводит на нет ныне популярные попытки, изобрести некий закон сохранения информации по типу закона сохранения энергии.
     Основные ограничения, которые препятствует возрастанию количества информации в любой системе, связаны с несовершенством алгоритмов (программ), прежде всего по отношению к синтезу информации, с ограниченностью памяти и с ограниченными возможностями внутрисистемных связей (коммуникации). Все это можно легко проиллюстрировать на примерах, взятых из разных уровней биологической эволюции. (К сожалению, интеллект человека весьма далек от совершенства во всех этих отношениях, если учесть, что человек доверяет астрологии, картам, черным кошкам и не вполне способен передать словами свои чувства).
     Другое, системное ограничение в развитии информационной иерархической системы возникает, когда общий объем информации в системе начинает превышать уровень возможности подсистем усвоить данную информацию. В таком случае неизбежно дальнейшее структурирование системы в форме специализации подсистем. При специализации подсистем происходит уменьшение потенциально возможных связей в системе, вследствие эффекта изоляции, и уменьшение прироста информации на единицу вновь поступившей информации. Дальнейший рост информации приводит к еще большей специализации и еще большей изоляции. Такое явление можно обозначить, как кризис специализации, связанный с ограниченностью интеллектуальных ресурсов. Если производство информации связано с материальными ресурсами, то возможно возникновение кризиса вследствие исчерпанности материальных ресурсов. Другими словами, любая система, производящая информацию имеет различного рода внутренние ограничения своего развития, точно так же, как система производящая материальные ценности. Наступает кризис, снижающий или обнуляющий темпы развития, и переход на новый структурный уровень и новый этап развития. Преодоление информационного кризиса происходит на пути кодификации (систематизации, структуризации) информации, позволяющей многократно уплотнить и оптимизировать ее количество, выявить более высокие структурные  уровни организации и закономерности, сводящие огромные массивы фактов к небольшому числу алгоритмов. Это путь превращения информации в знания. Информация уплотняется и превращается в знания при помощи новой информации более высокого уровня структуры. На этом пути, упомянутые огромные массивы информации превращаются в пассивный балласт. Количество информации, функционирующее в системе, совершенствуется по форме и резко сокращается.
     Функционирование информационных систем до сего времени было подчинено определенным целям, и цели эти были обращены в основном к внешнему материальному миру. Если исходные информационные посылки брались из практического опыта, то полученное в результате синтеза новое знание также проверялось опытом. В тех случаях, когда это было не так, имела место схоластика, или, по определению Канта, деятельность «чистого разума», основанная на применении законов логики по отношению к любым вымышленным сущностям. Такая деятельность, совершаемая человеком, может доставлять ему чисто интеллектуальное наслаждение – качественно новый вид удовольствия в истории эволюции, не связанный с материальными ценностями. Можно наблюдать следующую закономерность: чем выше интеллект субъекта, тем большее удовольствие он получает от интеллектуальной деятельности и тем более он к ней склонен. И никакие материальные удовольствия не могут заменить ему радость открытия и познания. По-видимому, чем дальше человек уходит от своего звериного прошлого, тем сильнее изменяются его предпочтения.
     Системы, способные сами производить новую информацию можно отнести к классу самоорганизующихся систем. До сих пор таковыми были и есть только системы биологического интеллекта. В основе деятельности высокоорганизованных биологических интеллектуальных систем лежит потребность (осознаваемая либо закрепленная в инстинктах), которая формирует волю к деятельности и ее направленность. Может ли возникнуть воля в системах искусственного интеллекта? И куда она будет направлена? Хотя до таких систем еще далеко, но вопрос необходимо ставить уже сейчас, так этим будет определяться характер отношений между человеческим сообществом и сообществом этих систем.
 
Заключение.
 
     Понятие, информация, возникло как результат осмысления человеком определенной формы отношений – информационных отношений, существующих в биологической природе и воспроизводящихся на всех уровнях ее организации, причем, более высоким уровням соответствует более сложный и обладающий иерархической структурой характер информационных связей и отношений. Информационные отношения (взаимодействия), в отличие от физических, есть отношения качества, а не количества, то есть результат (информация) определяется качественным, а не количественным аспектом взаимодействий. Способность выделять качественную сторону взаимодействия есть проявление структурного свойства высокоорганизованной материи и необходимое условия для возникновения отношений информационного типа, что, по сути, является признаком интеллекта – системы, принимающей решения. Этот тип отношений привел к возникновению феномена направленности активности, присущего поначалу только сверхсложным органическим молекулам и лежащего в основаниях процессов самоорганизации, которые, в конце концов, привели к биологической жизни. Накопление информации шло в ногу с развитием интеллекта, причем в алгоритмах получения информации аккумулировался весь эволюционный опыт развития организма. Информационные отношения лежат в фундаменте самоорганизации, регулирования и управления, то есть в основаниях жизни. Можно утверждать, что жизнь – это материя передающая информацию. Информационное взаимодействие стало новым видом фундаментальных взаимодействий, благодаря которому несоизмеримо расширился и качественно изменился спектр процессов и явлений, протекающих в материальной природе. По сути, явление информации сняло многие ограничения, налагаемые законами неживой природы. Информация и только информация дает возможность формировать устойчивые неравновесные системы и понижать энтропию за счет направленного взаимодействия с внешней средой. Соответственно расширился спектр законов природы, связанных с информационным взаимодействием и в частности – с деятельностью разума. Человечество еще только прикоснулось к познанию этих законов. Следует подчеркнуть, что все явления неживой природы не требуют для своего описания привлечения понятия, информация.
     Информация – элемент системы познания и воспроизводится в механизмах ощущения, восприятия, мышления и чувства. Информация есть всецело продукт биологической эволюции, если учесть, что все информационные устройства являются результатом деятельности человека. Но именно создание рукотворных информационных систем дало возможность проникнуть в сущность информационных отношений, со всеми вытекающими последствиями. Можно сказать, что эволюция, сотворив человека, благодаря информационным отношениям пошла далее в неорганическую природу, впрочем, пока неразрывно связанную с человеком. Неизбежно эта связь будет ослабевать, пока пуповина не разорвется, и самоорганизующаяся материя выйдет за рамки органической жизни.
Вильнюс 2012 г.

дорогой коллега...

дорогой коллега, дочитал вашу статью до слов " муха сама создает информацию" и дальше продолжить чтение, увы, не смог: сразу захотелось задать Вам вопрос: а вы знакомы с информационными исследованиями в рамках философии сознания? Что вы знаете о метафизике информации Чалмерса, как вы относитесь к теории информации Шеннона? Знаете, трудно читать научную статью в которой нет ссылок на источники, а еще труднее мне читать современую статью о философском понимании информации со ссылкой на Ленина или справочник марксистской философии - обратитесь ко мне, я вам дам ссылки на нормальную литературу по этим вопросам.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка