Русская философия. Совершенное мышление 114
Моё стремление в этих размышлениях пользоваться максимально простым и терминологически не загруженным языком, конечно, насколько это возможно без вреда для существа дела, не могло не выразиться в некоторой простоватости и даже некоторой излишней прямолинейности и определённости этих размышлений, которые в результате этого приобретают ограниченно-утвердительный характер и тем самым лишаются целостности, многосторонности и разнообразия, которые придавали бы размышлениям живость, привлекательность и минимально необходимую завершенность, которых так не хватает чрезмерной утвердительности, строящейся слишком простым языком, к которому я до сих пор склонялся с целью более чёткого выделения того, что является прямым, основным предметом моего внимания, а именно: этим предметом является специфика, существо, матричность русской культуры, которые могут быть сведены к формирующему действию некоторой совокупности, некоторого созвездия матриц (форм) только на первом этапе её (культуры) исследования, на котором некоторая степень простоты и определённости не только уместна, но даже необходима, поскольку наиболее трудным и в то же время наиболее продуктивным как для формирования, так и для прояснения собственного мировосприятия является достаточно простое о п р е д е л е н и е матриц как культурных форм, или форм жизни, например, определение специфики русской культуры как культуры, формирующейся в топосе внимания, направленного на единство целого как живого, то есть определение, которое становится основой дальнейшего всматривания в существо русского типа жизни, которое (всматривание) теперь, как простое определение, может наполняться всем тем разнообразием содержания, которое подпадает под это определение, которое может его заполнить, например, Гоголь наполнил это определение русского его связью со смертью как феноменом жизни, Толстой – связью с феноменом воли, Достоевский – с феноменом впечатления, при этом оказалось, что без учёта этих феноменов в определении формирующей матрицы русской культуры, – матрицы единства жизни, само это определение становится слишком простым и бессодержательным, что не могут не чувствовать ни непосредственный созерцатель этих размышлений, то есть я, ни их читатель, однако это не означает, что проведённая в размышлениях работа заключалась только в насыщении содержания определения русской матрицы, поскольку главным содержанием проделанной работы был не столько достигнутый в размышлениях поворот, разворот внимания на русскую матрицу, что само по себе уже представляет собой существенное достижение, которое, скорее всего, удавалось многим исследователям русской культуры, а у д е р ж и в а н и е этого внимания в достигнутом направлении, или, пользуясь терминологией Кастанеды, основным содержанием осуществляемой работы является не сдвиг точки сборки в определённое положение, что случается достаточно часто, а намеренный сдвиг точки сборки в определённое положение и ф и к с а ц и я, у д е р ж и в а н и е достигнутого сдвига, потому что, я уверен, многие исследователи русской культуры сдвигали своё внимание на матрицу единства, но не могли зафиксировать своё внимание, удержать его в этом положении, потому что их внимание съезжало с достигнутого положения, в то время, как только достаточно продолжительное удерживание внимания на предмете формирует намерение, которое срабатывает сразу же, как только человек, сформировавший это намерение, направляет на него своё внимание, что, конечно же, требует или приобщения человека к уже накопленному в культуре опыту, например, культурному опыту речи или ходьбы, или, как в нашем случае, протяженного, растянутого, устойчивого, непоколебимого внимания, направленного на матрицу единства жизни, которое в этих размышлениях сработало и сформировало намерение и которое теперь будет срабатывать не только у меня, но и у каждого человека, направившего своё внимание в конгруэнтном с этими размышлениями направлении, что само собой, автоматически, естественно даст ему возможность теперь уже не невольно, а намеренно быть русским исследователем, так как для того, чтобы быть русским человеком, никакого специального намерения не нужно, поскольку он и так уже русский, но для того, чтобы быть русским исследователем, исследовать по-русски, или, что то же самое, исследовать русское, например, Гоголя, Толстого, Достоевского, Блока и др. как русских писателей, необходима специальная технология, которую я назвал русской феноменологией, русским техносом, – забытьём, полусном, дрёмой, техносом, который позволяет намеренно видеть русское, которое без этого специфического намерения видится только невольно и, соответственно, не отслеживается видящим, как не отслеживал свою невольную русскость Белинский при чтении Гоголя и Достоевского, поскольку по воле, специально, нарочно Белинский насыщал содержанием западную матрицу предметности, а не русскую матрицу единства, которая, как определение, то есть как достигнутая вниманием форма жизни, доступна только специально сформированному и удержанному вниманию, открывающему эту матрицу сначала только как определение, только как простое и терминологически не загруженное определение, к достижению и удерживанию которого я стремился во всё время, как минимум, «русских» размышлений, стремление, которое не могло не выразиться в некоторой простоватости и даже некоторой излишней прямолинейности и определённости и так далее, каждый раз возвращаясь по спирали к исходной простоте определения и насыщая первоначальную простоту определения русской матрицы единства жизни всё более разнообразным содержанием, для чего нет никакой необходимости не только помнить всё уже написанное в этих размышлениях, но даже вообще что-либо помнить в качестве некоторого, заранее известного содержания, потому что вполне достаточно: направить внимание на некоторый предмет, здесь – существо русской формы, удерживать внимание в этой направленности, насыщать определение по принципам личностности, индивидуальности – Гоголя, Толстого и др., тематичности – большого и малого, прекрасного и безобразного и пр., конгруэнтности – через взаимосвязь с другими формами, при этом тот материал, который, как кажется на первый взгляд, уже известен человеку и который требуется только воспроизвести в данных условиях, вопреки каким бы то ни было предположениям этого человека, если он, конечно, не сделал собственные предположения принципами, располагается, разворачивается сам собою, приобретая стройность и соответствие целостности, которые никак не могут быть достигнуты в предугадываемом разворачивании, расположении материала, более того, не только материал выстраивается сам, но и в этом материале появляется новое содержание, которое как бы вытягивается всем ходом размышления из простоты определения, так, как «вытянулось» из простого определения матрицы русского единства всего действительное – величественное – содержание «Прощальной повести» Гоголя, несмотря на то, что все листы этой повести как были, так и остались чисты для того, кто пытается д о г а д а т ь с я, в о о б р а з и т ь и, тем более, п р и д у м а т ь, какое именно содержание могло в ней быть, тогда как в полном соответствии с указанием автора «Прощальной повести», что её можно прочесть только сердцем, её можно внимать всей полнотой направленного и удержанного внимания на жизни Гоголя как единства, то есть «Прощальная повесть» Гоголя читается только в русской матрице единства всего живого, простота определения которой кажется несколько простоватой и даже излишне прямолинейной, благодаря моему стремлению использовать простой и терминологически не загруженный язык, и так далее, но теперь уже с контролем того, как сформированное намерение работает в насыщении простого определения русской матрицы...
Простите, друзья, чтобы не коснеть в излишней простоте и определённости, я попробовал удержать внимание на н е п р е р ы в н о с т и разворачивания некоторого содержания и нашёл, что это вовсе не так сложно, как кажется, и может быть даже полезно для стряхивания излишней скованности, накапливающейся в этих размышлениях, скованности, вызванной тем, что я стремился пользоваться максимально простым и терминологически не загруженным языком...
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы