Русская философия. Совершенное мышление 228. Бесконечное молчание бога
Продолжим всматриваться в то, что произошло при переходе от родовой цивилизации к цивилизации современной. Я уже говорил раньше и продолжаю настаивать на том, что родовая цивилизация не знает и не может знать бога, прежде всего потому, что она ориентирована только на конечное, отдельное, существующее, которое для неё – живое, каково бы оно ни было, от планет и звезд до песчинки. При этом, каким бы могущественным или, наоборот, каким бы ничтожным не воспринимала родовая цивилизация тот или иной дух, он всегда был лишь одним из ряда других духов, ряда, почти бесконечного для цивилизации в целом и почти конечного для каждого отдельного рода.
Род жил в мире духов, но не в мире бога.
Родовая культура могла выделить некоторого духа как особенного, главного, «родного», но не могла – внутри себя и из себя – ни родить, ни вообразить духа одного, единственного, то есть духа абсолютного или бога. В этом отношении родовое от современного отличить очень просто: если речь идет о множестве духов, мы говорим о цивилизации родовой, если об одном, единственном духе, значит – о цивилизации современной. Поэтому я употребляю термин «дух», когда размышляю о родовом и, соответственно, термин «бог», когда размышляю о современном. Очевидно, что после своего появления и распространения термин «бог» был опрокинут в восприятие прошлого, что привело к практически равнозначному (и поэтому смазанному, плавающему) употреблению этих двух терминов.
Бог не живет в мире духов, потому что сам является жизнью.
Строгое понимание и использование терминов «дух» и «бог» исключает перенесение значений этих терминов друг на друга: бог никак не может являться отдельным живым существом, в противоположность этому дух никак не может являться единственным живым существом. Любой дух отделен, индивидуален, феноменален; бог же вездесущ, единственен, ноуменален или только мыслим. Любой дух является феноменом этого мира, то есть каждый дух тем или иным образом явлен, представлен, существует; бог не имеет частей, поэтому не может каким бы то ни было образом присутствовать, представать, существовать в этом мире.
Любой дух обязательно существует как представление, бог – нет.
Современная цивилизация образует свой собственный континуум существования, в котором родовые феномены теряют характерную для них природу и превращаются в некие квази-современные феномены. Точно так же и в континууме родовой цивилизации (если, конечно, он еще не совсем развалился) современные феномены претерпевают превращения, «подстраиваясь» или, точнее, будучи подстроены под тензоры родового континуума. Эти две параллельные вселенные пересекаются, соприкасаются, отталкиваются, срастаются множеством точек, плоскостей, сил, но всё равно живут каждый по своим законам. «Червоточины» цивилизационных соприкосновений могут серьезно искажать функционирование отдельных, но все же не отделенных друг от друга континуумов, искривляя их пространственно-временную природу, внося в нее чуждые ей элементы. Например, родовая цивилизация не могла ни проигнорировать, ни воспринять такие матрицы, как «бог», «полис», «свобода», поэтому приспособила их так, как только и могла приспособить их к своей родовой природе, так бог превратился в ней в «главного» духа, полис стал пониматься как представление о власти, а свобода – как осознание необходимости или независимость.
Не отстает и современная цивилизация: раскрашивая родовые гробы граффити, современность наделяет новое понятие «бога» ветхим вином «человеческого», «родного», «близкого», создавая небо и населяя его сонмом всевозможных духов. Однако старания эти бесполезны: духи исчезли, а вместе с ними исчезло и представление о боге как духе. Бог современности, как ему и положено его природой, исчез как часть этого мира, пусть и самая его лучшая часть, перестал быть представимым, доступным, достижимым, как у Микеланджело; аннулировал, казалось бы, свой непререкаемый и вечный статус феномена этого мира.
Бог замолчал, как словом, так и делом.
В современной цивилизации человек остался один, в полном и тотальном одиночестве, без помощи и поддержки, выброшенным из родового мира в бесконечную вселенную, в которой он неожиданно для себя обнаружил себя совершенно «голым», атомом, не имеющим частей, посредством которых он мог бы с кем-нибудь сцепиться, атомом, единственным и неизбежным спутником которого является пустота, в которой теперь ему предстоит провести всю свою оставшуюся, «взрослую» жизнь.
Пустота великого молчания бога.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы