Русская философия. Совершенное мышление 334. Будда и буддизм 5
Таким образом, «бить в барабан бессмертия» означает нахождение или достижение природы человека в одной из ее возможных форм. Поскольку же природа человека находится в процессе своего становления, нахождение и достижение такой формы является развитием, обновлением, созиданием человека. Или: его изменением, видоизменением природы человека. Древние индусы понимали это очень отчетливо, рассматривая каждый йогический успех как вклад в человечество.
Например, они первые заметили появление у человека феномена «я» и первые начали работу с этим феноменом, исследуя, какое отношение имеет феномен «я» к природе человека, затемняет ли он природу или, наоборот, присущ ей. Здесь для меня главное показать (себе и читателю), что индийская культура и буддизм заняты «позитивным» делом, делом развития человека, хотя одним из элементов такого дела может оказаться разрушение квази-форм человеческого существования. Решающим средством созидания человека в древней Индии является йога. Всмотримся в то, что она собой представляет и что не представляет.
Самое простое и решающее определение: йога – это опыт, реальный опыт по исследованию возможностей человека, расширение этих возможностей с тем, чтобы он (каждый) мог достичь своей природы, вернуться на путь дхармы и таким образом обрести бессмертие. Йогический опыт древней Индии феноменален, многообразен и совершенен, хотя и не может быть по достоинству оценен мировой культурой и сохранен ЮНЕСКО, поскольку не имеет предметной определенности (в западном смысле).
Йога – это опыт работы со вниманием. Йогу ничего больше не нужно, поскольку внимание – единственный ресурс человека. Именно и только благодаря природе внимания каждый человек научается двигаться, воспринимать, слышать, говорить, читать и т.д. Направленное и удержанное в некой направленности внимание порождает (или не порождает) намерение, силу, которая «работает» или осуществляется естественно, сама собой, «природно», точнее, становится природой человека. То есть, внимание порождает намерение, намерение меняет, развивает, создает человека.
Во всем разнообразии йогического опыта древней Индии меня интересует здесь йогический опыт Будды (повторяю, насколько это возможно без полного прохождения благородного пути). Внимание человека Будды было направлено на нахождение пути по освобождению человека (всего живого) от страданий; это стремление не только привело его в отшельничество, но и направляло его йогическую практику, определив, во-первых, выбор (или создание) теории и практики дхарм и, во-вторых, отказ от суровой аскезы.
Понятие «дхарма» в древней индийской культуре содержало в себе следующие значения: - то, что есть (по истине), - универсальные законы мироздания, - правильное, - природа существа, - путь существа в соответствии с его природой. Будда (или йоги его времени) добавляют к этим значениям еще одно: «элемент».
Элемент в древнем философском смысле, близком к смыслу античного термина «атом», «невидимое» в интерпретации Демокрита. Здесь сразу следует оговориться, что демокритовский атом не означает только невидимое или мельчайшее, по замечанию мудреца, «атом может быть величиной с целый мир». Решающее определение атома в том, что это целостность или единичность, окруженная пустотой, какова бы ни была его размерность. Атом невидим не потому, что мал или несоразмерен зрению человека, а потому, что только мыслим (созерцаем).
Термин «дхарма» означает как наиболее общие законы вселенной, так и мельчайшие ее элементы. То есть ко времени отшельничества Будды индийские йоги прошли невероятный путь от созерцания универсальных законов вселенной до созерцания ее малейших частиц, мгновенно вспыхивающих и гаснущих. Эти элементы были названы «дхармами» не только потому, что они есть, но и потому, что (по этой причине) они «правильные», соответствуют природе человека и его пути (те дхармы, которые имеют отношение к ней).
Таким образом, непосредственной задачей Будды было не только освоение созерцания дхарм, но, что для него особенно важно, определение, является ли такой феномен, как страдание, дхармой, и, если не является, то каким образом он появляется в жизни человека, как именно влияет на ее (жизни) течение и как от него можно освободиться. Существенной и объемной работой в решении этой задачи является классификация и упорядочивание дхарм по уровням (порядкам) и качествам, с тем, чтобы практикующий йог или мирянин могли идти по пути Будды в соответствии со своими знаниями, опытом и наличным состоянием. Я уже упоминал, что теория и практика дхарм позволяет на каждом уровне (шаге) пути выявлять и отсекать адхармы (темные или эфемерные элементы) прошлого и настоящего того, кто следует по пути Будды.
Очевидно, что в исследовании природы дхарм, в том числе, посредством суровой аскезы, Будда дошел до возможного (по крайней мере, на то время) предела созерцания. В отличие от Александра Пятигорского, который полагал, что Будда воспринял опыт суровой аскезы неплодотворным, мне видится позитивный результат такого опыта, ведь именно суровая аскеза была в то время пределом йогической практики созерцания дхарм. Только полностью убедившись в отсутствии дхармы страдания, Будда смог созерцать все уровни (порядки) пульсации дхарм в их целостности и полноте.
Созерцающий дыхание вселенной и есть ее дыхание.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы