Русская философия. Совершенное мышление 354. Искусственный интеллект 3
Постулируя разум как чистое мышление (сознание), классика отделяет его от материи (тела), к которому относит и чувства (эмоции). Любое превозношение чего бы то ни было неминуемо приводит к принижению остального: классики приподняли разум, но для этого пришлось опустить эмоции (чувства). Так разум (мышление, ум) в классической культуре стал чем-то истинным, но «холодным», «одиноким», «отделенным», парящим в безвоздушном пространстве, тогда как чувства оказались плотно прижаты к земле тяжестью испытывающего их тела.
Античные мудрецы такого разделения человека на разум и материю (сознание и тело) себе не позволяли, видя человеком целостным, единым. Это отчетливо можно видеть в античном определении философии как «любви». Греки выделяют восемь типов любви:
- сторге – привязанность между членами семьи, патриотизм, преданность команде;
- филия – нежная любовь или дружба, расположение, притяжение, не подразумевающее физического влечения;
- агапэ – самоотверженная, бескорыстная любовь, сочувствие, любовь к природе и богу;
- филаутия – любовь к себе без негативного оттенка эгоизма, в отличие от жалости к себе, которая лишает сил для развития;
- людус – игривость, легкий флирт, влюбленность, стремление к удовольствию. Переходный этап, вместе с эросом может перерождаться в любовь-манус, вместе со сторге – стать прагматической любовью;
- эрос – страсть к удовольствию, которая приводит к потере контроля над собой, при этом у греков нет серьезного или возвышенного отношения к эросу;
- мания – одержимая любовь, зависимость от объекта любви, для которой характерны ревность и агрессия:
- прагма – взрослая любовь, компромисс и терпимость, союз людуса и сторге. Классическая любовь супругов после многих лет брака.
Интересно, что философия видится грекам как расположение, предпочтение, притяжение без выраженного физического влечения. То есть философия для греков – это «умное предпочтение», притяжение без влечения, стремление без страсти, дружба без зависимости, интерес без привязанности, любопытство без компромиссов, любовь без потери контроля.
Классическая культура античное восприятие философии забыла, заменив его восприятием «эротическим», страстным, в основе которого лежало стремление освободить философию от …страсти! И не только от страсти, но и вообще от какого бы то ни было «чувственного» (эмоционального) влияния. История удивительно иронична и поучительна: любое страстное стремление избавиться от чего-то неминуемо производит «страстность» этого стремления как его внутренний элемент, внося своего рода философский принцип дополнительности в любое рассуждение, построенное на таких основаниях.
Страсть очистить разум превращается в условие бесстрастности чистого разума. Маньяки чистоты мышления становятся его кастратами: вся классическая философия, как честный евнух, вот уже несколько столетий оберегает философию от греха оплодотворения. Падишах давно умер, а гарем все блюдет свою чистоту.
Я постоянно, с разных сторон возвращаюсь к теме бесплодности (сегодня для нас, а не вообще) классической философии, прежде всего, потому, что мы ее прямые наследники, именно мы несем в себе ее наработки, именно мы идем по проложенным ей тропам, хотя время, в которое мы живем, проложило другие, новые и не знакомые классикам пути. Нам давно пора вернуться в свое время, стать собой, обратиться к своему времени, а не маниакально пытаться подгонять современность под принципы классического восприятия и мышления.
Итак, философия – это умное расположение или предпочтение, контролируемая настройка внимания, которая приводит к совершенному (то есть созидающему гармоничное существование мира и человека) намерению.
В качестве примера я часто привожу формирование намерения движения, восприятия или речи, однако в случае философии есть одно существенное отличие, а именно: здесь формирование намерения происходит с участием человека, не в том смысле, что человек полностью контролирует процесс формирования намерения, а в том и только в том смысле, что человек может контролировать направленность внимания и те элементы, которые будут находиться в векторе его внимания. Намерение формируется само, но с участием человека. Контролируя направленность внимания и элементы этой направленности, человек «задает» характер формирующегося намерения.
Одним из основных элементов настройки внимания является предпочтение (расположение), то есть интерес, эмоция, чувство (здесь пока я обобщаю эти понятия). Классическая культура освободила от влияния религии мышление, но не освободила чувства, которые, как мы теперь знаем, представляют собой один из формирующих целостность человека элементов, а не эпифеномен физиологических процессов. Как и феномены движения, восприятия, речи, феномен чувств имеет свою собственную историю развития, не сводимую ни к истории физиологии, ни к истории социальности, ни к истории мышления.
Эмоциональность (чувственность) живых существ имеет свою собственную историю и логику развития, в которой человек занимает хотя и последнее, но далеко не единственное место. Также как движение, речь, восприятие, человек не выбирает эмоции, он их наследует и развивает. В картине целостности человека эмоции столь же важны и самостоятельны, как и другие элементы.
Человек может реконструировать собственный опыт движения, восприятия, речи и социальности и на основе этой реконструкции создавать его искусственное замещение, которое в отдельных элементах может даже превосходить способности человека. Более того, человек может преуспеть не только в создании роботов, но и в роботизации самого себя, однако ему принципиально невозможно (конечно, на сегодняшний день) передать роботу опыт эмоциональности. Дальше я обращусь к тому, какое место занимает эмоциональность в опыте индивидуации.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы