Смертны мы или бессмертны. Проблемы космологии и геронтологии. (8)
§ 7. Можно ли путем дарвиновского отбора получить «Боинг-747»?
Состояние неустойчивого равновесия в механике иллюстрируется шариком на игле. Это же состояние в физхимии представлено жидкими кристаллами, чутко реагирующими на малейшее изменение среды. В биологии любая живая система может служить примером такого неустойчивого равновесия.
Одна и та же генная структура дает в одних случаях жизнеутверждающий рост, а в других – злокачественное новообразование. В вещественно-энергетическом отношении причина того или другого исхода находится за пределами точности современных приборов. Здесь действуют информационные причины в миллиарды миллиардов раз более слабые, чем причины энергетические. Не канцерогенные вещества и не онковирусы были причиной раковых заболеваний Пастернака, Гроссмана и Твардовского, а соответствующая информация: угроза депортации, арест романа «Жизнь и судьба», отстранение от руководства «Новым миром». Статистика старческой канцерофилии (склонности к заболеванию раком) показывает, что невидимая, невещественная, неосязаемая информационная причина заболевания (стрессовые состояния из-за ухода на пенсию, смерти родных, служебных неприятностей) конкурирует с такими «весомыми, грубыми, зримыми» причинами, как: ожирение, малоподвижный образ жизни, воздействие канцерогенных веществ.
Пороги реагирования, определяющие люфт для вариаций во взаимодействии внешних и внутренних информационных факторов, играют тут, очевидно, решающую роль. При пересадке от одного до четырех тимусов от молодых мышей старым последние заболевали раком. А при пересадке пяти или шести тимусов наблюдалось излечивание (торможение) ракового заболевания! Как отмечал еще Лейбниц, нет и двух одинаковых листочков, не говоря уже об одинаковых организмах, все они разные. Но это разнообразие не выходит за некоторые определенные рамки, которые и предопределяются мировой информационной средой. Ни один человек не дожил до 200 лет, и ни один человек не имел рост 3 метра. Диапазон изменчивости (норма реакции, порог реагирования) данного организма или популяции обуславливает соответствующее взаимодействие с направляющими факторами информационного рельефа. Уровни здесь могут быть разными – от географического ландшафта до общемировых констант «антропного принципа». Неисчерпаемое множество возникающих при этом вариантов и является той питательной информационной средой, в которой формируются и быстроменяющиеся сиги и медленноменяющиеся черепахи. В одной клетке за одну секунду происходит около миллиарда скоординированных химических реакций. Химико-генетические карты человека, составляемые ныне в лаборатории имени Дженкинса[1], должны помочь как-то разобраться во взаимодействиях трех миллиардов химических единиц человеческого генотипа. За время жизни клетка может подвергнуться мутации, это происходит примерно у одной клетки из миллиона, что при наличии в теле человека двухсот триллионов клеток дает десятки миллионов «изменников». Чтобы не утонуть в этом множестве более грандиозном, чем поражавшая воображение Спинозы бесконечность пространства-времени, необходимо видеть в теории вероятностей не «здравый смысл, выраженный в числах» (как думал Лаплас), а математические контуры того невидимого мира, нематематическим отражением (эквивалентом) которого являются эстетические категории прекрасного, гармонии, симметрии, красоты. Через понятие ритма математический аспект и эстетический смыкаются, ибо ритм имеет отношение и к математическому образу волны, и к эстетической категории гармонии.
Подсчитано, что в те дни и недели, когда мать замечает первое шевеление своего будущего ребенка, у него в это время за одну минуту появляется 250 000 новых нейронов, каждый из которых имеет до 10 000 отростков, достигающих иногда длины в один метр, и, что является самым поразительным, растущим всегда именно в том направлении, в каком нужно, т. е. отросток (аксон) не установит связь с первой попавшейся ему по пути клеткой, он будет обходить, игнорировать, не замечать великое множество встречающихся ему в процессе роста клеток и установит иннервационную связь только и только с одной, определенной клеточной тканью, предназначенной ему в соответствии с общим планом строения организма. Подобная же ситуация наблюдается и при регенерации. Откуда же аксону может быть известно, какое направление его роста правильное, а какое неправильное, прикрепление к какой клетке соответствует общему плану строения организма, а какое не соответствует? Ответить на этот вопрос современная наука еще не в состоянии, но информационная природа сущности этого ответа ни у кого сегодня сомнения не вызывает. И в этом определении природы статуса еще не найденного ответа заключается фундаментальность, сравнимая с фундаментальностью самого ответа!
Действительно, разве недостаточно знать о ведущей роли информации в развитии эмбриона, регенерации, онтогенезе, онкогенезе, филогенезе, космогенезе, чтобы прояснилось многое из того, о чем сегодня идет спор? Разве недостаточно отказаться от дарвиновского безынформационного понимания «случая», чтобы найти общий язык с теми, кого до сих пор ставим по ту сторону баррикады?
Ожидать, что из хаоса случайно (в смысле Дарвина) сталкивающихся авиационных запчастей получится «Боинг-747» так же глупо, как глупо ожидать, что из хаоса случайно (в смысле Лапласа) сталкивающихся атомов получится цветок жасмина или человек. Но если бы ось самолетного шасси была наделена информационной способностью не вступать в контакт с карбюратором или рулем, а искать колесо, положенное ей по общему плану самолета, подобно тому, как аксон ищет соответствующую клеточную ткань, –то вся ситуация выглядела бы уже в совершенно в ином свете!
Религиозный журнал Ватикана, приведя в 1981 году пример с получением самолета из хаоса, подчеркивает, что ни один современный здравомыслящий человек в такую самосборку не поверит и будет настаивать на наличии Конструктора, который один только и может организовывать подобную сборку, называя этого Конструктора Богом, т. е. той высшей разумной вселенской силой, постижение природы которой в принципе недоступно разуму человека, религиозный журнал Ватикана тем самым (как это было и тысячи лет назад) снимает вопрос об актуальности исследования этой вселенской силы. Американский президент Рейган в 1988 году повторил этот пример, заменив самолет изысканным обедом, а Конструктора – Поваром. Советский поэт Солоухин в 1982 году, отвечая в журнале «Коммунист» № 8 на критику в свой адрес в №1 по поводу того же примера (с заменой самолета цветком жасмина, а Конструктора – Автором), делает упор на то, что он, Солоухин, соблюдал терминологическую дисциплину и интерпретировал Автора не как высшую разумную религиозную силу, а как нами еще не постигнутую тайну информационной компоненты мироздания. Конечно, задубелые атеисты сталинско-ждановско-сусловской выучки восприняли это объяснение-полупокаяние Солоухина как увиливание, путаницу, игру словами, продолжение «кокетничания с боженькой» и т. п. , но для тех, кто способен отличить Христа от Торквемады (и соответственно отождествить Сталина с Гитлером), это пояснение выглядит вполне убедительно: наличие вселенской информационной компоненты признается и в одном, и в другом случае, но качественное отличие заключается в том, что Солоухин не исключает возможности научного исследования этой компоненты (насколько физическая природа человека это позволяет).
И, безусловно, первым шагом в этом исследовании является рассмотрение вопроса о памяти и ферментах- катализаторах.
Если Шмальгаузен назвал «ошеломляющим» тот факт, что изменение одних живых существ происходит в миллион раз быстрее изменения других живых существ, то еще более ошеломляющим можно назвать ускорение в миллиарды раз процессов в живом по сравнению с неживым. Это ускорение таких масштабов и такого рода, что можно говорить даже о переходе количества в качество. Так до сих пор в неорганике для термоядерных реакций, преобразующих один элемент в другой, считается необходимой температура в сотни миллионов градусов, а в теле курицы превращение элемента калия в элемент кальций происходит при обычной температуре (курам, из-за недостатка кальция несущим яйца не в твердой, а в кожистой оболочке, дают в пищу слюду, содержащую элемент калий с атомным весом 39, а курица начинает нести яйца с твердой оболочкой, содержащей элемент кальций с атомным весом 40).
При этом следует иметь в виду, что огромность масштабов является только меткой, признаком, вершиной айсберга, сам же айсберг прячется в глубинах ненаглядного мира всеобъемлющей мировой информационной среды. Натуральный ряд чисел или эвклидову геометрическую протяженность можно увеличивать как угодно, но никакого нового качества от этого увеличения масштабов не получится. Те неизвестные ныне хитрости информационного механизма, которые мы именуем сегодня «переходом в новое качество», не делаются более понятными от наклеивания им того или иного ярлыка («Бог», «новое качество»), но все же исследователь, понимающий, что он имеет дело при достаточно глубоком проникновении в суть явлений именно с информацией, а не с веществом или энергией, имеет преимущество перед исследователем, игнорирующим это обстоятельство. Рост масштабов ускорения может быть не в миллиарды миллиардов раз(1020), а, например, в 101300 раз (рост кристаллов йода при наличии дислокации, играющей роль катализатора), но никакого нового качества тут не получится, так как здесь нет тех информационных хитросплетений, которые есть в клетке, организме, биосфере, мире в целом (хотя и не в такой степени, как в случае роста натурального ряда целых чисел или эвклидовой геометрической протяженности).
Стыковка информационного поля отдельных организмов и общемирового информационного рельефа осуществляется с помощью люфта, диапазона, веера разброса соответствующих параметров. Таксономические параметры (признаки) популяции, вида, рода, жестко определенных рамок этого веера разброса и определяют, кто есть кто. Собака может быть величиной с кошку и с теленка, но не может быть величиной с мышь или корову. Время жизни любого из родов млекопитающих может довольно заметно отличаться от среднестатистического (по Симпсону) показателя в шесть миллионов лет, но оно не может измеряться сотнями тысяч или сотнями миллионов лет (последний параметр характеризует «вечные роды» тараканов, черепах, крокодилов).
Остановимся в этом плане на таких информационных показателях, как видовая продолжительность жизни и геронтологические заболевания.
(Продолжение следует)
[1] «2002 год - Создана практически полная генетическая карта человека.» - см., например, http://medicinform.net/history/nauka/11.htm (прим. А.Ч.)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы