Совершенное мышление 156. Идиоидея национальности
Малек Яфаров (30/11/2015)
Дух времени не знает злобы дня.
Как бы ни были актуальны национальные вопросы, они не актуальны. Время их не знает. Их знает только человек, поскольку знает себя как человека определенного рода (народа) и не знает себя как просто человека или человека человечества. Просто человек слишком абстрактен и слишком индивидуален (индивиден), у него нет неразрывной связи со своей землей, со своей семьей, со своим родом, со своим обществом, со своими традициями, со своим народом, со своим государством. Всем собой человек знает-чувствует, что он полностью свободен от всего, что всеми считается и что он сам считает своим родным.
Человек становится человеком, когда остаётся один во вселенной.
Во что бы ни пробовал вцепиться человек и как бы крепко он ни старался за это держаться, - он вцепился и держится за воздух. Самые древние и самые распространенные традиции уже («уже» или «теперь» - философские термины по М. Мамардашвили) не могут дать ему полноты переживания себя человеком. Эту полноту человеку может дать только факт достижения им античной матрицы – переживания себя парящим в абсолютной пустоте атомом, одним, существом, не имеющим частей, которыми он мог бы с чем (кем) бы то ни было соприкоснуться.
Человек обречен на отклонение, на собственный, личный, единственный и принципиально неповторимый путь во вселенной.
Отклонение каждого человека определяется не его индивидуальными особенностями, а самим фактом его существования как индивида. Для отклонения достаточно существования. То, что человек будет с этим делать, как он распорядится собственным существованием, на факт его существования никак не влияет. Человек отклонен вне зависимости от чего бы то ни было, это не его заслуга, а действительное положение во вселенной. Именно поэтому каждый человек интересен не тем, как он отклонен, а тем и только тем, что он со своим отклонением смог сделать.
Сумев стать атомом, единицей, одним, человек обнаруживает другие атомы, парящие в той же пустоте.
Став единственным, действительно одним, современный человек оказывается в ситуации невозможности непосредственного единства, так характерного для родового человека. Современный человек теряет невинность непосредственности. Он вынужден разрабатывать новые и единственно возможные для него, современные технологии взаимодействия. Самый первый и решающий технос современности – логос или технология слова. Человек касается, трогает другого человека словом. В начало встало слово. Все остальные технологии современности в той или иной мере будут основываться на логосе.
Теперь всех людей объединяет один единственный род – человечество.
Нации, народы, народности, племена, роды, семьи обогащают человечество своими особенностями, но только в том случае, если они растворяются, исчезают в нем. Любая национальная идея, содержанием которой является сохранение этой нации и, тем более, ее распространение по миру, стирает эту нацию с лица земли без следа в человечестве. Сохранится только то, что уже стало или сможет стать частью космополиса.
Будущее не знает прошлого, которое живет в нем, но только как память.
Культура (здесь – в самом широком смысле слова) современной цивилизации, как и любой феномен, вырастает на своих собственных элементах, а не на обломках других феноменов. То есть феномен формируется как целостное образование, образуя связь между своими элементами, которые могут находиться в совершенно разных местах и даже временах. Например, литература или информационная технология сразу появляются как современные феномены, хотя появляются в разных странах и в разное время. Не сложение разных национальных литератур или технологий образуют литературу и технологии современности, а литература (например, в России) появляется как элемент мировой литературы.
Время стерло паспорта.
Нации не могут войти в современную цивилизацию, а современная цивилизация не выходит из наций (народов, культур). Современность возникает сама-в-себе-и-для-себя, как самодостаточное целое, вне какого бы то ни было отношения к нациям и народам. Она живет в своем пространственно-временном континууме – космополисе, который характеризуется тремя определяющими факторами: рефлексивным субъектом, полисом (прямыми связями между автономными субъектами) и единым информационным пространством. Эти три – современных - фактора принципиально невозможны в прежних цивилизациях, для которых характерны как раз родовые, национальные модусы существования.
Последние публикации:
Совершенное мышление 412. Теорема актуальности 51 –
(22/08/2023)
Русская философия. Совершенное мышление 407. Димемы 9 –
(27/06/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы