Комментарий | 0

Уроборос (20)

 
 
Записки от дачной скуки, приключившейся однажды в июне

 

 
 
 
 
День двадцать пятый
 
Айтарейя-упанишада сообщает о том, что у каждого человека есть два тела: свое собственное и родовое. Но есть еще и третье: тонкое, трансцендентальное. Следовательно,
у каждого, а тем более у поэта и художника, помимо его собственной, индивидуально-наличной есть родовая сущность и сущность трансцендентальная. Беседа этих трех тел звучит в душе художника и поэта как колокольная беседа незримого храма.
 
Где существуют слова – внутри нас или вовне? Но как же то, что существует вовне, может нас чему-то научить?
 
Когда я брожу по некоторым городам Европы, выстроенным со сверхнапряженным чувством красоты, брошу с обескураживающим ощущением своего изумления перед тем, с каким тщанием и целеполагающей продуманностью один шедевр подогнан к другому, – мне становится ясно, точнее – во мне рождается подозрение, становящееся интуитивным чувством, что эти люди, жившие тогда и строившие это, по какому-то внезапному порыву потеряли чувство и ощущение добра и зла, верха и низа в сферах простых и ясных как утро и вечер, как поле и колос, как краюха хлеба и голод, как страх умереть от жажды.
         Наблюдения, что сделал я, живя, радуясь и страдая, довольно часто приводят меня к мысли, что желание создавать прекрасные изделия (в любой сфере, особенно в общественно значимой) исходят, тайно или явно, из претенциозности или из гордыни. Хотя в юности я молился двадцать четыре часа в сутки только красоте, полагая её Богом. Удивительным образом сущность этих городов полностью соответствует сущности моего пубертатного отрочества и студенческой юности, очарованной артефактами цивилизации. (Как долог был потом путь возврата!)
         Настоящая красота никогда не только себя не выпячивает, но вырастает сама по себе, потаённо, нечаянно, не являясь ни целью, ни смыслом, ни намереванием. Демонстративная, бьющая на эффект, преднамеренная (спланированная, срежиссированная) красота есть тонкая и коварнейшая форма зла, разлагающая человека. Её сущность, вне сомнения, демонична, и это самое малое, самое общее и самое предварительное, что можно о ней сказать. Это ловушка, поставленная чрезвычайно искусным и безжалостным охотником.
         Я думаю, города, где живут люди-ангелы, или просто святые люди, или просто просветленные, – абсолютно ничем не примечательны внешне, и ни один захожий человек не найдет там ни единой зацепки для всполоха эстетической эмоции, выбивающей восхищение. Да и не только святые или просветленные, а просто люди, обыкновеннейшие как Петруша Гринев, с не совращенным инстинктом реальности. Или, как говорят в православии, не впавшие в прелесть.
 
В каждом из пишущей братии (особенно стихами) столько достоинств и обаяний, что всегда будут сонмы поклонников. Обаяние накатанной веками эстетики неизбежно, и кто будет спорить. Но отчего же кому-либо не оказаться вне плена этих обаяний? Разве красоту обретают непременно в том, в чем и в ком принято её обретать? Даже в сфере сугубо антропологической бывает, что человек, объявленный обществом красавцем или красавицей, у кого-то вызывает омерзение. И кто здесь более проницателен? Неведомо. Особенно в нашу эпоху, когда едва ли найдется один на миллион, кто не спутает красоту души с изяществом черт и красивой речью.
 
Что такое "максимум смысла", "максимум содержания" на минимум объема текста? (Эзра Паунд о сути поэзии). Любой, наугад взятый фрагмент реальности максимально содержателен, но натиском взять эту содержательность невозможно. Содержание реальности открывается только при минимуме притязаний, при тишайшем отходе, который наши предки называли не-деянием (то есть особой формой деяния, сплошь внутреннего), а не при "симфоническом" штурме. Любая симфония проигрывает в содержательности песне жалейки или старому народному напеву в один, два голоса. Содержательность не принадлежит человеку. Человеку принадлежит только форма. Форма же всегда граничит с претензией, будучи способом приобщения.
 
Образованность, если она выходит из-под контроля и начинает повелевать, создает мощную стену между субъектом сознания и душой. Это происходит тем успешнее, что сам субъект полагает себя в процессе роста, не замечая, что наращивает силу, а не слабость, то есть, что наращивает псевдодушу. Влияние гуманитарной научности (и через это научности в целом) на строительство огромной цитадели псевдодуши, невозможно недооценивать.
             
В тот момент, когда альтернатива "интересно - неинтересно" (нечто похожее: "формат - неформат") вошла в гуманитарную практику и в сознание людей, свершилось второе и окончательное грехопадение. Была дана зеленая улица демоническому, химерическому, изощренно-девиационному. Была дана зеленая улица эгопретенциозности без границ.
        
Это длящееся уже несколько веков настырное подглядывание в замочную скважину с корыстными и недобрыми целями, называемое научным познанием.
 
В каком-то смысле соблазнительным моментом для русской поэзии стало явление Мандельштама, реально "сгустившего смыслы" вполне по новейшим для тех времен западным рецептам. Мандельштам работал в двух поэтиках сразу, однако повязанность тоской по мировой единой гиперкультуре была очевидна. Был ли он Пушкиным нового времени?
 
Кто же в ситуации или-или: Мандельштам или Заболоцкоий? Мандельштам писал потаённо-интеллектуальным измерением своей души (гулом, исходящим из жара "всезнайства"), а Заболоцкий народно-душевным измерением оной. Это грандиозное различие, которое давало Мандельштаму фору в плане изысканных эстетических модуляций, сдавливанья многих смыслов в одну пластину. Имеют значение и различия национально-кармические, разный ритм и разные зовы крови. Разумеется, всё это на уровне музыки, где Мандельштам прибегал к "колдовству", а Заболоцкий – осознанно нет. Здесь корни двух миров.
 
Берусь утверждать, что в наше времечко в культуре успешно самоутверждаются толпы демонов и асуров. Нет ничего более настораживающего, чем фантастически возрастающее число талантливых виртуозов во всех областях. Откуда эти зверушки?
Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка