Комментарий | 0

Уроборос (6)

 
Записки от дачной скуки, приключившейся однажды в июне

 

 

 
 
День седьмой
 
Перечитывал том Германа Гессе, и снова бросилась в глаза комфортабельная устроенность его персонажей. Устроены даже странники и бродяги, даже "безумные" поэты и "социальные отщепенцы", даже монахи и отшельники. Невозможно без юмора видеть это измерение западного комфорта, которое житель Германии и Швейцарии примышляет к таким же естественным факторам как воздух и вода. Вот почему столь мелко дно (основание) тоски его "гениально-поэтичных" героев, столь неглубоко, столь орнаментально. Автор не чувствует кукольности всего этого самодовольного театра. Монахи в монастыре близ Цюриха, кушающие шикарное жаркое и запивающие его отменным вином столетней давности, выписывающие в келью новинки литературы со всего света... О каком понимании нас (я не говорю уж о Христе или атмане) здесь может идти речь? Даже живущий в абсолютном комфорте сегодняшний "новый-новый" русский понимает (хотя бы спинным мозгом), что его жизнь: а) противоестественна, б) греховна, в) пошлá. Он понимает, что истинный человек так не живет и не может жить, он чувствует эту пограничную линию, им нарушенную. По ночам он чувствует, что он свинья и сволочь. Но вырваться из морока уже нет сил.
 
Цивилизация, не чувствующая греховности комфорта, отрезала себя от путей к истине. Это одна из фундаментальнейших интуиций русского сознания. Одна из дыхательнейших истин. Ощущение бедности в её чистом модусе как неслыханной красоты. Восприятие роскоши как уродства.
 
Да, этичен лишь истинный человек. И все же чуть с другого конца: каково основание этики? Достаю с полки огромный том "Мокшадхармы", который в этом моем домике уже много лет: «Сущность Освобождения – рассечение уз Камы (страстных желаний, жажд). Тайна Вéдения – правда, тайна правды – самообуздание, тайна самообуздания – отдание себя, тайна отдания – аскёза, тайна аскёзы – отрешенность, тайна отрешенности – счастье, тайна счастья – покой, умиротворенность».
 
«Откуда Праведность, оттуда и правда; всё развивается Правдой». Интуиция зерна мироздания. Первозерна, первосемечка.  Онтология.
 
О трехстадийности жизненного пути сегодня говорить бесполезно: мир расположился всецело в пространстве чувственно-эстетической стадии и настаивает на её единственности. Душевное подменено эмоциональностью психэ, сентиментальностью сытого чрева, а духовное понимается как утонченная область интеллектуально-эстетических вибраций, где отдельным второстепенным параграфом допускается категория "нравственности". Но поскольку нравственность это всегда нравственность нынешнего "растленного рода" (как писал поэт), то к этике, понятно, она не имеет никакого отношения. Таким простым способом этика аннулируется, с ироническим презрением изымается из сферы внимания. Даже поэтами не достигается великая вершина, где эгосамость в забвении и где открывается измерение Я Есмь.
 
Однако современный сапиенс хитёр: способен двигаться по трем стадиям внутри замкнутой сферы чувственно-эстетического околотка. Неплохой кокон, не правда ли? Как раз об этом написал сегодня письмо одному человеку. Вот только как его отправить?
 
Напомнил ему индуистскую традицию. Еще законы Ману определили четыре ашрамы (стадии жизни), из которых первые три были обязательными: состояние ученичества (брахмачарья), домохозяина, отшельничества и санньясина.
 
Каким образом нашим далеким предкам удавалось многие тысячелетия жить счастливо вне суеты "прогресса", вне гонок и обгонов и состязаний? Каким образом они не нуждались в революциях и реформах, а духовный потенциал общества не падал, а сохранялся? Ответ прост. От поколения к поколению передавался целостный духовный архетип. В.С. Семенцов (знаток "Гиты") называл это передачей личности учителя ученику или "духовным рождением учителя в ученике". Центром традиционного общества и была система сохранения и передачи духовного архетипа. То есть психика была фундаментально иной. Современный индивид жаждет сосредоточения внимания на одном себе и с гонором не меньшим, чем у Ницше.
 
А вот как описывает "Махабхарата" энтелехию древнеиндийского поэта: «Покинув деятельность природы, всегда радующийся Атману муни, став душою всех существ, идет путем высочайшим; как водой не умокаемая водяная птица». Какой образ! Пройти, не оставив следов. Не замарав изначально чистый универсум.
 
Ты занимаешься либо духовной практикой (то есть внимателен к своей минуте, к её объему и качеству), либо эстетической. Третьего не дано.
 
Такое впечатление, что сегодня объемные души уже не воплощаются на Земле. Сплошное душевное плоскостопие, с опорой на "чакру" сексуальности, ставшую основой для всех остальных манипуляций с энергиями. Впечатление, что сама свобода творчества пришла в современность из элана полной сексуальной распущенности. Многие романисты ну просто не могут ни о чем другом писать. Пишут вроде о другом, а из всех дыр и трещин выползает всегда это самое.
 
Когда-то у нас был на всю страну один сорт пшеничного и два сорта ржаного хлеба. Но были они добротны и чисты. При капитализме появились десятки, а потом и сотни видов и форм хлеба. Но все они плохи и нечисты, и всё хуже и хуже качеством. И чтобы найти хороший хлеб, приходится идти по следам старых рецептов. Но так – во всем, ибо хорошее невозможно изобрести, выдумать, измыслить, придумать, смастерить, изготовить. Хорошее вырастает: из чистых, незагрязненных корыстью помыслов и из чистого, наивного сердца.
 
В наше новое время писатель (а тем более артист и режиссер) – персона в основном по понижению душевного и духовного уровня населения. В этом его основная задача, именно за это он получает премии и поощрения из фондов.
 
Почему нужно аплодировать человеку, нагло эксплуатирующему свой природный дар? Разве он пустил свой дар на доброе дело, а не на личный успех и обогащение?
Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка