Комментарий | 0

Версифицированная Пинакотека - живопись Татьяны Юшмановой

 
 
 
                                                                              Татьяна Юшманова. "Прошлое"
 
 
***
До чего ж я похож на себя
в позаброшенном этом пространстве!
Бородою ладонь теребя,
вспоминаю всю жизнь в графоманстве,
эту стыдную тягу к перу,
неприличную порчу бумаги –
лучше здесь от стыда и умру,
на расщелине этой коряги.
А заброшенный храм погрустит
адекватною каменной грустью –
у него застарелый артрит,
даже петли вращаются с хрустью.
Я ведь сути не вижу внизу,
хоть гляжу целый вечер с любовью,
а художник – он зрит сквозь слезу:
белый храм отражается кровью.
 
8.12.2014
 
 
 
 
                                                                                    Татьяна Юшманова. "Праздник"
 
 
 
***
Ай, молодец! - вздыхают бабки, -
Не ущипнуть, так подмигнуть.
Снимай-ка валенки да тапки,
чичас мы спляшем чё-нибудь!
А, впрочем, славно так сидится
на-по завалинке в тепле:
про край березового ситца
ты спой нам, милый кавалер!
И льются из баяна звуки,
и льется золото с берез -
какой талант взял кисти в руки
и этот праздник преподнес!
 
9.12.2014
 
 
 
 
                                                     Татьяна Юшманова. "Дорога"
 
 
 
***
Вот так мы таем, тянем, тонем
и вдоль снегов всю жизнь идем,
жить отвратительно в бетоне,
он удручает окоем.
Покуда ж есть кирза, салазки,
покуда рядом рыжий друг,
пойдем вдоль белоснежной сказки
на новый предвесенний круг!
Пока не развезло кромешно,
пока не занесло совсем -
пробьемся до села неспешно
и нарисуем это всем.
 
9.12.2014
 
 
 
 
 
 
                                                        Татьяна Юшманова. "Белое море. Анзер. У поклонного креста"
 
 
***
И ни к чему слова. Пустые мысли, 
пустые взгляды - неуместны здесь.
Тяжелым крепом облака провисли,
и от второй Голгофы соль и резь
в глазах и сердце, и мешает ветер 
читать псалтирь усопшим на века,
здесь было чище, чем на всей планете,
«природа эта не развилась до греха»,
но то ли люди, то ли вурдалаки
сумели церковь превратить в острог,
вот потому возводят эти знаки,
чтоб каждый сердцем поклониться мог.
 
10.12.2014
 
 
 
 
                                                    Татьяна Юшманова. "Весной в поморской деревне" 2007
 
 
 
***
Поморье. Взгорьи и отрогьи
навершья в избушной тоске,
безумные поля Ван Гогьи
свободно отдают просвет
и выход дальше на равнину
и прилежащий ближний холм,
край не совсем еще покинут,
но и давно уже не полн
ни молодежью, ни скотиной,
ни бесшабашною гульбой,
картошку вырастят, на спину
мешок закинут - и домой.
И доживать, пока хватает
сил на Ван Гогьи лоскуты.
Поморье. Родина святая.
Или на этот раз не ты?
 
10.12.2014
 
 
 
                                                                  Татьяна Юшманова.  "Закат на Белом море", 2005
 
 
 
 
***
Медвежий угол, приполярье,
свинцовый серый антрацит
течет на русском заалтарье
и вечным пламенем горит.
А выше - чистое причастье
к преображению сует
в родное взбалмошное счастье
и в невозможный божий свет.
 
17.12.2014
 
 
 
 
 
 
                                                                 Татьяна Юшманова. "Первая зелень", 2007
 
 
 
***
Типичный север: вздох сарая,
подъявший круче старый взвоз;
белесый ветер прибирает
траву, простившую мороз
с его тяжелыми снегами;
как шпалы идолы стоят,
увитые, увы, плетнями,
объединяющими взгляд
гипертрофированной стати
несокрушаемых столбов
и вылезшего так некстати
столба уже без проводов;
нет электричества и даже
нет ни телеги, ни саней –
и как тут жить, никто не скажет,
когда пора прощаться с ней,
с деревней дальней предпоследней
в пути к последним временам.
Всё исправимо лишь намедни,
где конь грустит по стременам.
 
13.12.2014
 
 
 
 
                                                                                            Татьяна Юшманова.  "Староверы", 2001
 
 
 
***
Харáктерная, точная картина.
Дотошный изможденный буквоед
и крепкий основательный детина,
про Ветхий понимающий Завет
не по перстам сухого книгочея,
а по пятам насупленных отцов –
ни для чего не нужная затея
свести с концами неуять концов
и докопаться до исконной сути
Второзаконий или Книги Числ:
«Да нет, Евграф, не по цитатам судит
нас Судия, предпочитая смысл
моей запашки и твоей окрошки
и что назавтра посолонь пройдем
и насбираем туеса морошки
в наш нерушимый и единый дом».
 
17.12.2014
 
 
 
                                                                                                Татьяна Юшманова.  "Иней", 2008-2010
 
 
 
***
И наконец, когда осталось
до дня открытия три дня*,
предстала истинная жалость
к тому, что минуло меня -
к спокойным северным просторам,
к высокой русской синеве
и к нашим истинным опорам -
к земле, деревне и зиме
в тиши и чуде заонежья,
а не в промозглых городах,
где в смоге, слякоти, бесснежье
мы рассыпаем жизни прах.
А тут живое всё. Хоть в зиму,
хоть тусклой осенью, хоть в ночь -
но я судьбу свою не иму
и не умею превозмочь.
 
19.12.2014
 
________________
*речь идет об открытии выставки «Русский север».
 
 
 
 
 
                                                                           Татьяна Юшманова.  "Морозным вечером", 2010
 
 
 
 
***
Садится солнце, день короток
и длинен путь на склоне лет.
Проведать надо околоток,
узнать, не помер ли сосед.
Дымки из труб идут до неба,
такая тишь и благодать!
Им занести хотя бы хлеба,
всем ведь по восемьдесят пять.
А уж обратно - полнолуньем,
иначе вовсе не поспеть.
А ты рисуй меня, колдунья,
и это надобно суметь.
 
25.12.2014
 
 
 
 
                                                                                  Татьяна Юшманова. "На Севере", 2005
 
 
 
***
Се золото, се русский север,
святая пагуба страны,
где даже самый малый клевер
не уберегся от войны
всего со всем - властей с народом,
народа - самого с собой,
и слава нищим и юродам,
не вовлеченным в этот бой.
А в остальном, великий Боже,
дай насладиться глубиной
и полюбить до слёз и дрожи
святой и трудный север Твой.
 
21.12.2014
 
 
 
 
 
                                                                                            Деревня Пияла. Онежский район - Архангельская область 
                                                                                            Вознесенская церковь (1651-1654).  Фото
 
(и в завершении – фото с выставки «Русский Север», посвященной творчеству Татьяны Юшмановой и возрождению деревянных церквей Севера)
 
 
 
 
***
Как будто летающая тарелка
здесь села посреди травы -
нет ни асфальта, ни побелки,
оград от дурьей головы,
пристроек, строек, хозпостроек,
всенепременных цветников
и, уж простите, нет помоек -
ни рядом и нигде! - альков
уставшего в пути святого,
освобожденный от сует.
Не надо ничего иного,
чем обуян весь прочий свет,
истошный, вымученный, падший,
недружелюбный и больной.
А здесь - летающая башня
и, очевидно, рай земной.
 
10.12.2014

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка