Цирк-машина
Илл. к рассказу "Цирк-машина": Катя Берестова
Я шел по полю, вдоль кромки леса.
Был вечер теплого летнего дня. Над полем стоял тихий звон комаров, похожий на вибрацию дрожащего стекла.
Желтые цветы, похожие на маленькие колокольчики, и фиолетовые репьи слегка покачивались.
Цветки клевера в мягком освещении казались молочными.
Вдалеке на поле виднелся силуэт, похожий на корову – но он оставался неподвижным, и я думал, что, возможно, это темный фрагмент поваленного дерева.
Посреди поля торчала одинокая береза, прямая, с ровным стволом и несимметричной округлой кроной, по форме напоминающей головной мозг.
Дорога сворачивала к ней и затем направлялась к деревне, куда я и возвращался после прогулки.
Когда я достиг поворота, послышалось тарахтение машины. Оно постепенно выделилось из комариного жужжания, нарастая и набирая силу.
У меня не оставалось сомнений в том, что сзади приближается какое-то механическое транспортное средство, и я обернулся.
Ко мне ехала машина, покрытая кожей и имеющая большое количество лиц и морд. Они кружились; когда одни выступали на передний план, другие скрывались в общей гуще.
Машина при движении раскачивалась, ее сочленения поскрипывали, бока вздымались и опадали: видимо, в ней были заключены мощные легкие.
Перемещалась она на больших колесах, напоминая в этом колесницу. Они были также покрыты кожей и, видимо, состояли из кости.
«Не больно ли ей так ехать?» – подумал я, но затем решил, что ее кожа, вероятно, загрубела, как на человеческих ступнях после долгого хождения босиком.
Трудно было понять, что приводит машину в движение; судя по продолжающемуся тарахтению, она могла иметь мотор.
Ее лица в своем мелькании чередовались: одни были плоскими и нарисованными, другие – выпуклыми и живыми, одни – человеческими, а другие принадлежали животным или неизвестным существам.
«Может быть, эта машина – гастролирующий цирк?» – подумал я.
Среди лиц были смеющиеся мальчики и девочки с блестящими глазами.
Попугай щелкал клювом и издавал отрывистые пронзительные крики.
Крокодил производил глухое гудение, напоминающее о трансформаторной будке.
Обезьянка кривлялась, подмигивала мне и показывала язык.
Слон трубил.
Клоуны визжали и свистели.
Некоторые лица имели форму музыкальных инструментов, которые играли сами на себе.
Время от времени из общей массы выскакивали лица и морды, нарисованные на картоне цветными фломастерами. Под ними были добавлены короткие надписи, например: «Ух!», «Ха-ха!», «Гоп-ля!» – и другие возгласы, имеющие отношение к цирку.
В этот момент я обратил внимание, что дорога постепенно углубляется и превратилась уже в колею с высокими бортами, похожую на русло высохшего ручья. Я забеспокоился, сумею ли при необходимости быстро выбраться из нее, – но все-таки не ощутил сильного испуга: уж очень машина выглядела весело, празднично. Не верилось, что она может причинить серьезный ущерб человеку, оказавшемуся на ее пути.
Она напоминала поезд, перевозящий детей в парках аттракционов. Казалось, что ее кружащиеся лица озорничают, паясничают, увлеклись какой-то игрой, в которой предлагают участвовать и мне.
Машина уморительно пыхтела и сопела на ходу, как паровоз, выбрасывала вправо и влево длинные руки, которые размахивали пестрыми флажками; на верху же ее качались два горба, похожих на верблюжьи.
Вместе с тем, диковинное устройство вовсе не замедлялось, а, напротив, даже разгонялось, стремительно приближаясь ко мне.
Я побежал, надеясь выбрать удачное место, чтобы выскочить из колеи – но она лишь делалась глубже и фактически превратилась в глинистую канаву. Я видел сочные стебли травы по ее краям – некоторые из них свешивались, скользя по моей голове – видел торчащие цветы клевера и ромашки; однако все это постепенно скрывалось бортами канавы.
Земляные стены становились выше и круче. Я попробовал вскарабкаться по одной из них, поскользнулся и съехал на дно.
Машина настигла меня, но я не почувствовал удара, а испытал лишь мягкое обволакивающее ощущение.
Кружащиеся лица вобрали меня в свою гущу, и я оказался среди них.
Они как будто решили дать для меня представление.
Один из клоунов открыл рот, из которого выскочил кролик.
Обезьянка скорчила странную гримасу, и из ее ушей выпали два банана.
Крокодил распался на стаю птиц, которые, описав круг, собрались в бегемота.
Акробат подпрыгнул и стремительно закружился; когда он остановился, оказалось, что его руки поменялись местами с ногами.
Одно из лиц сбросило с себя кожу, как обертку – под ней обнаружилась гигантская шоколадная конфета. Еще один из участников представления имел форму пушки, он выстрелил в воздух другой пушкой.
Некоторые разноцветные лица взлетали, как воздушные шары, и медленно приземлялись в новом порядке.
Руки и мохнатые лапы машины размахивали флажками, били в барабаны.
Дети смеялись и хлопали ушами по щекам – таким образом получались аплодисменты.
Все орали, визжали, свистели, фыркали и хрюкали.
Мой испуг прошел, общее веселье меня захватывало.
Поднявшись с земли, я засмеялся, зааплодировал, стал подпрыгивать, топать ногами – и почувствовал, что из зрителя превращаюсь в участника представления.
Машина втягивала меня в свою работу; мне показалось, что я, если не окажу сопротивления, сделаюсь ее частью.
«Но стоит ли противостоять? – подумал я. – Ведь в этом нет ничего страшного. Если прежде я существовал отдельно, то теперь сливаюсь с большей общностью и начинаю участвовать в ее деле. Выходит, что вхождение в состав цирка-машины – не конец, а начало действия, переход из зрительских рядов на сцену».
«Твой выход!» – крикнул мне кто-то из участников представления.
Я сделал шаг вперед и оказался в центре небольшой импровизированной арены, окружность которой формировали лица в своем хороводе.
Общий танец захватил меня, и я, кружась, засмеялся радостно и с облегчением.
Арена под общий гвалт, радостный визг и грохот барабанов постепенно сужалась – и наконец схлопнулась вокруг меня.
Машина продолжила свой путь, и в хороводе ее лиц теперь время от времени мелькало и мое лицо.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы