Комментарий | 0

Немного Верди, немного лжи (Действие первое. Липки.)

 

 

Сцены из семейной жизни
в двух действиях

                                                           

                                               ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 
 
            БОРИС СЕРГЕЕВИЧ ВАЛЬЯЖИН, около 50, собиратель колокольчиков
            ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ ГРАЧ, его друг, бывший одноклассник.
            ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ ГРАЧЕВ, его друг, бывший одноклассник.
            ИРИНА ДМИТРИЕВНА КИКИНА, за 70, его угловатая мудрая теща.
            ВЕРА АНДРЕЕВНА, около 30, его жена, трогательная блондинка.
            ДИНА, ее младшая сестра, большеротая и молчаливая.
                                   

 

            Квартира Вальяжиных:  гостиная, спальня, кухня.

            Пространство тяжелой гостиной как в детском сне заполнено разнообразными колокольчиками. Присутствует абажур, стол, несколько стульев, диван, звероподобный шкаф и заплывшее величием кресло.

            Спальня – торт со взбитыми сливками и телефоном.

            Кухня – подобие котельной. То и дело самопроизвольно наполняется клубами пара, вследствие чего ее обитатели то появляются, то исчезают.  

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАНАТОХОДЕЦ

            Гостиная.

            Борис связывает между собой язычки колокольчиков. Делает он это медленно и сосредоточенно. Не выпуская клубок ниток из рук, ногой осторожно передвигает табурет, забирается на него, делает узелок, спускается и так дальше. Пластика канатоходца.   

 

ЛИПКИ

 

            Кухня.
Ирина Дмитриевна и Вера в избыточных вечерних платьях заняты приготовлением закусок.
            КИКИНА        Вера, дружочек, ты позволишь задать тебе один нехитрый вопрос.
            ВЕРА  Ну, конечно, мамочка.
            КИКИНА        Почему грачи?
            ВЕРА  Мамочка, тысячу раз задавала ты мне этот вопрос. Их фамилии Грач и Грачев. Игорь Игоревич Грач и Олег Анатольевич Грачев, но… Они неразлучны с раннего детства. Еще в школе их называли грачами. Вот, с тех пор и повелось. Их не смущает это. Им нравится это, мамочка. Это – свидетельство их единства… Мамочка, тысячу раз задавала ты этот вопрос.
Пауза.
            КИКИНА        А ведь ты не услышала меня.
            ВЕРА  Мамочка, что я не услышала?
            КИКИНА        Интонацию. Ты не услышала мою интонацию.
            ВЕРА  Мама, я понимаю, что они раздражают тебя, но ты должна понять, если они перестанут появляться у нас в доме, Борей останется совсем один. И я знаю, что ты скажешь дальше – у него есть я, ты, Дина, но пойми, мамочка, мужчинам нужно нечто большее… Он и сейчас мерзнет. Он все время мерзнет. Ты обратила внимание, сколько на нем одежд? Если он останется один, он превратится в ледяную глыбу… И он не может устроиться на работу, потому что он не может выйти из дому. Он боится выходить из дому. И я не стану заставлять его делать это… Сейчас я зарабатываю достаточно для того, чтобы позволить себе иметь рядом с собой безработного мужчину. И я люблю его мама, при всех его недостатках, мамочка, и я знаю все его нераскрытые таланты, и я высоко ценю его нераскрытые таланты, и, наконец, я люблю его, мамочка… И он неприхотлив… Бесконечно добрый человек. Четырнадцать лет, вдумайся, вот уже четырнадцать лет ради меня, ради Дины он надевает тесный битый молью фрак и поет! Он ненавидит петь, но он поет… И я люблю его, мамочка. И я не хочу что-то менять, мамочка.
Долгая пауза.
            КИКИНА        Вера, дружочек, ты позволишь задать тебе один нехитрый вопрос?
            ВЕРА  Мама, я никогда не полюблю Евгения Анатольевича. (Пауза.) Мама, я очень хорошо знаю Евгения Анатольевича. Все, что связывает нас с Евгением Анатольевичем это работа. Я работаю на Евгения Анатольевича, и все… Я зависима от него, и всё…  Мы зависим от него, и всё… Мамочка, Евгений Анатольевич, наш благодетель – очень плохой человек. Очень и очень плохой человек. Просто поверь мне… Евгений Анатольевич очень плохой человек, а Борей очень хороший человек. Просто поверь мне, мамочка… Чувства Евгения Анатольевича ко мне прошли очень давно. И это были не те чувства, что ты подразумеваешь, когда говоришь «чувства». Это совсем другое. А что это – ты не знаешь, мамочка. И никогда не знала, мамочка. И тебе не нужно знать этого, мамочка… И он не ответственен за меня, он использует меня. Всё… Прости. Лучше было не говорить тебе всего этого, прости… Прости, мамочка… Забудем этот разговор. Сегодня у Дины день рождения, и я не хочу тягостных увечных разговоров. Я бы назвала это тягостными увечными разговорами. Прости.
Долгая пауза.
            КИКИНА        Вера, дружочек, я вчера была в Липках.
Пауза.
            ВЕРА  Где ты была, мамочка?
            КИКИНА        В Липках, дружочек.
            ВЕРА  Мамочка, ты вчера никуда не выходила из дома.
            КИКИНА        Вера, дружочек, я вчера была в Липках. И мне там очень понравилось.
            ВЕРА  Что же тебе понравилось в Липках, мамочка?
            КИКИНА        Если выразить все одним коротким словом – всё, дружочек. И на следующей неделе, во вторник, я переезжаю туда жить.
            ВЕРА  Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка.
            КИКИНА        И я надеюсь, что ты не будешь возражать против моего переезда.
            ВЕРА  Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка. 
            КИКИНА        Тебе хотелось бы узнать подробнее о Липках, дружочек?
            ВЕРА  Мне очень хотелось бы узнать подробнее о Липках, мамочка.
            КИКИНА        Ну, во-первых, там очень светлые комнаты. С высокими потолками, дорогими обоями, дорогой мебелью, такие очень высокие шкафы, подстать потолкам. Из орехового дерева, дружочек. Ты можешь мне не верить, но шкафы действительно из орехового дерева… В каждой комнате светлая уборная и светлая ванная. Вообще, там можно ослепнуть от света. Откровенно говоря, я, за всю свою жизнь никогда не видела так много света. Даже в коридоре, даже в коридоре. Можешь верить, можешь не верить.
            ВЕРА  Я верю тебе, мамочка.
            КИКИНА        Белье белоснежное. С легким радужным отливом.
            ВЕРА  Замечательно.
            КИКИНА        И это – далеко не все чудеса.
            ВЕРА  Правда?
            КИКИНА Представь себе, там есть зимний сад. С бассейном. В зимнем саду я насчитала около ста разнообразных экзотических растений. Это и рододендроны, и кипарисы, о пальмах и говорить нечего… да, апельсиновые деревья. Можешь себе представить? Апельсиновые деревья. (Пауза.) Кроме того, мною были обнаружены алоказия, бальзамин, бегония, глоксиния, драцена, кордилина, жасмин сомбак, зигокактус, калатея, колеус, кургулито, монстера, панкратиум, циперус, традесканция, фикус, хойя, эпифиллюм, эухарис, абутилон, амариллис, араукария, аспсрагус, аспидистра, аукуба, белокрыльник, гибискус, гортензия, зефирантес, иглица, инжир, камелия, камнеломка, кливия, лавр, лигиструм, мирт, олеандр, пеларгония, плектрантус, хедера, примула, самшит, спармания, трахикарпус, туя, узамбарская фиалка, фатсия, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус. Не стану перечислять всего, одним словом не менее ста растений. Можешь представить себе все это богатство?
            ВЕРА  Откровенно говоря, с трудом.
            КИКИНА        Я ахнула!
            ВЕРА  Ничего удивительного.
Пауза.
            КИКИНА        Теперь представь себе, что все это зеленое великолепие наполнено звуками. (Пауза.) Сначала я не слышала ничего. Это естественно – я находилась под впечатлением. Но постепенно я стала различать, хотела сказать «звуки», нет, не звуки. Мелодии. Самые разнообразные мелодии. Представь себе, если бы одновременно собрали сотню музыкантов с разных концов света, и каждый из них стал бы исполнять, каждый на своем инструменте свою мелодию… Представила?
            ВЕРА  Мамочка, ты же знаешь, я, к сожалению, не обладаю таким слухом, как у вас с Диночкой.
            КИКИНА        Бедная Диночка, что с ней будет?
            ВЕРА  Все будет хорошо, мама.
Пауза.
            КИКИНА        Может быть, мне взять ее с собой? Ты знаешь, в Липках живут не только пожилые люди, там много молодых, и даже юных.
            ВЕРА  Кому же не хочется попасть в рай?
Пауза.
            КИКИНА        Только бы она не пошла по рукам.
            ВЕРА  Мамочка, я прослежу за этим.
Пауза.
            КИКИНА        Отвлеклись.
            ВЕРА  Да.
            КИКИНА        О чем я говорила? (Пауза.) Знаешь, в последнее время с моей памятью стали происходить чудовищные вещи. Я, в буквальном смысле, ничего не помню. Вот, когда я просыпаюсь утром, ты можешь мне не верить, первое, о чем я начинаю думать – как меня зовут… Честное слово… Почему-то последнее время мне являются невообразимые имена. Не то, чтобы имена родственников, совсем другие, даже чужеземные. (Переходит на шепот.) Иногда мужские.
            ВЕРА  Со мной такое случается.
            КИКИНА        Правда?
            ВЕРА  Говорю же тебе.
            КИКИНА        Но ты еще совсем ребенок.
            ВЕРА  Мамочка, это, к сожалению, не связано с возрастом.
Пауза.
            КИКИНА        Полагаешь, что это – наследственное?
            ВЕРА  Скорее всего.
            КИКИНА        (Тяжело вздыхает.) Да. Так на чем я остановилась?
            ВЕРА  На музыкантах.
            КИКИНА        Ах, да, музыканты. Так вот, это оказались вовсе не музыканты.
            ВЕРА  Правда?
            КИКИНА        Представь себе. (Пауза.) А сколько тебе теперь лет?
            ВЕРА  Двадцать четыре. Я на два года младше своей маленькой сестренки.
            КИКИНА        Вот видишь?.. Ничего не помню.
            ВЕРА  Мамочка, я пошутила.
            КИКИНА        Шути на здоровье… Так вот, вся эта музыка исполнялась животными.
            ВЕРА  С ума сойти! Должно быть, опасно находиться там?
Пауза.
            КИКИНА        Где?
            ВЕРА  В зимнем саду.
            КИКИНА        (Смеется.) Местные, местное население, называет его просто Зимний. Как тот дворец, откуда нас выселили в семнадцатом году. Помнишь?.. Вряд ли помнишь, ты тогда была еще совсем маленькой… Помнишь хоть что-нибудь?
            ВЕРА  Отдельные фрагменты.
            КИКИНА        Все же что-то осталось в памяти?
            ВЕРА  Кадка с фикусом.
            КИКИНА        Довольно странное воспоминание для дворца, не находишь?.. Боже, как непочтительно они себя вели!
            ВЕРА  Кого ты имеешь в виду, мамочка?
            КИКИНА        Да, эти конные матросы… Послушай, что-то последнее время их не стало видно. Куда он пропали?
            ВЕРА  Все вернулось на круги своя.
Пауза.
            КИКИНА        Что, конных матросов больше нет?
            ВЕРА  Нет, мамочка.
            КИКИНА        Куда же они пропали?
            ВЕРА  Вернулись на корабли и конюшни.
Пауза.
            КИКИНА        Кто же охраняет двор?
            ВЕРА  Клоуны, акробаты и танцоры.
            КИКИНА        Слава Богу, слава Богу! (Пауза.) Ну, так вот. Никакой опасности животные в Липках не представляют. Действительно, первоначально я испугалась, но, обратившись к сопровождению, а это были очень милые люди, судя по светлым одеждам, индусы или алеуты, я тотчас получила успокоение. Оказалось, что все животные в Липках живут в полном согласии с собой и местным населением… Меня обманывают – мелькнуло у меня в голове, но через некоторое время из чащ стали появляться мордочки, одна другой милее, и вот они уже подходят ко мне, ластятся, лижут мне колени и щеки, и так смешно мне сделалось!.. Нет, не смешно, радостно скорее. Человек от избытка радости, бывает, засмеется. То произошло и со мной… Кто же населяет Зимний? возник у тебя естественный вопрос… Возник у тебя этот естественный вопрос?.. Тебе интересно?
            ВЕРА  Любопытно.
Пауза.
            КИКИНА        Тебе действительно, интересно, то, о чем я рассказываю?
            ВЕРА  Ну, конечно же, мама, я-то в Липках не бывала.
            КИКИНА        Ты не была в Липках?!
            ВЕРА  Нет.
            КИКИНА        Дружочек, завтра же утром отправляйся. Четырнадцатый трамвай, прямо без пересадок. Минут семь, от силы восемь – и ты на месте.
            ВЕРА  Хотелось бы.
            КИКИНА        Не «хотелось бы», а поезжай в обязательном порядке. (Пауза.) Вот что, поезжайте с Диночкой. Диночка не была там?
            ВЕРА  О Диночке с уверенностью сказать не могу.
            КИКИНА        В любом случае поезжайте. Обещай мне.
            ВЕРА  Обещаю.
Пауза.
            КИКИНА        Итак. Кто же населяет Зимний?.. Я насчитала около ста разновидностей животных и птиц.
            ВЕРА  Кто же это, мамочка? с кем довелось тебе встретиться?
            КИКИНА Ко мне подходили крокодилы, кайманы, узконосые и широконосые обезьяны, ленивцы, дикобразы, малые и большие муравьеды, медвежата кинкажу, сумчатые опоссумы, тапиры, свиньи-пекари, обычные броненосцы и броненосцы-гиганты, ягуары, пумы, оцелоты, страусы эму и нанду, гигантские олени и олени, едва достигающие величины зайца, олени мунтжак и замбар, малый и большой оленьки, гривистые волки, жарараки, гремучники, боа, анаконды, черепахи, попугаи, туканы, гоацины, мириады колибри, парочка слонов, тигры, леопарды, белогрудый и малайский медведи, быки гаур и бантенг, буйволы, сероу, чепрачный тапир, белорукие гиббоны, макаки, орангутаны, лангуры, антилопы, кенгуру, валлаби, бандикуты, поссумы, вомбаты и коалы. Да разве всех упомнишь, с моей-то памятью? (Пауза.) Но тасманийский дьявол запомнился. По неизвестной пока мне причине все в Зимнем относятся к нему с особенной почтительностью. (Пауза.) Почему бы тебе не купить ему новый фрак?
            ВЕРА  Кому?
            КИКИНА        Борису, кому же еще? О ком  ты трещишь без умолка вот уже два часа кряду?
            ВЕРА  Какой в этом смысл?
            КИКИНА        Быть может, он начнет петь?
            ВЕРА  Интересная мысль, мамочка.
Пауза.
            КИКИНА        Я понимаю, что это может выглядеть нескромным, дружочек, но твоя мать всегда была очень и очень мудрым человеком. Только вы этого не видите. Не желаете видеть.
            ВЕРА  Мама, мы знаем это, ценим это.
Пауза.
            КИКИНА Продолжение истории. Итак, меня пригласили на обед.
            ВЕРА  Что подавали?
            КИКИНА        (Смеется.) Винигрет.
            ВЕРА  (Смеется.) А если серьезно?
            КИКИНА        А если серьезно, я выхожу замуж. Вот где кроется подлинная причина принятого мною решения.
Пауза.
            ВЕРА  Кто он?
            КИКИНА        Игорь Дмитриевич Светлицкий… Маршал авиации в отставке… В годы войны я была его пианисткой. Последний раз мы виделись во время фейерверка по случаю Победы… Дым рассеялся, и он исчез… Как думаешь, мы действительно победили, или моя память опять шалит?
            ВЕРА  Победили.
            КИКИНА        Да, да, конечно… В противном случае, откуда бы взяться этому раю?
            ВЕРА  Что ты имеешь в виду, мамочка?
            КИКИНА        Липки, разумеется, что же еще?
Пауза.
            ВЕРА  Мамочка, мне хочется как можно больше узнать о маршале.
            КИКИНА        Да, да, эта персона и теперь волнует многих. (Шепотом.) Но он все еще засекречен… Ты не выдашь меня, дочка?
            ВЕРА  О чем ты?!
            КИКИНА        За минувшие годы он нисколько не изменился… Когда я поняла, что он узнал меня, я прослезилась… И он прослезился… Все прослезились. (Пауза.) Он подошел ко мне, преклонил колено, вынул саблю из ножен и склонил предо мной… Все прослезились… и осознали, и оценили. И это была подлинная оценка… Так что тебе, с твоим Борисом, остается только завидовать мне, дружочек… Ты завидуешь мне?
            ВЕРА  Да, мама.
Пауза.
            КИКИНА        (Шепотом.) Он хочет ребенка.
Пауза.
            ВЕРА  Кто?
            КИКИНА        Маршал. О ком я неустанно рассказываю тебе вот уже два часа кряду?
            ВЕРА  Мамочка, но в твоем возрасте…
            КИКИНА        Что – «в моем возрасте»?! что – «в моем возрасте»?!
            ВЕРА  Мамочка, рожать в твоем возрасте, мягко говоря, небезопасно.
            КИКИНА        А разве я сказала тебе, что собираюсь рожать?
            ВЕРА  Мне показалось…
            КИКИНА        Я выразилась вполне определенно. Игорь Дмитриевич хочет ребенка. Это вовсе не значит, что я собралась рожать.
            ВЕРА  Это разумно.
            КИКИНА        Безусловно. Но что с этим делать?
            ВЕРА  Не знаю.
            КИКИНА        Вот и я – в растерянности… Ты же понимаешь, если маршал авиации хочет, это практически приказ.
            ВЕРА  Мне страшно за тебя, мамочка.
            КИКИНА        Глупенькая. Не бойся. Уж если я умудрилась отказаться от родов в молодости, и это, заметь, при абсолютной плодовитости вашего отца, в преклонные-то годы…
            ВЕРА  Мамочка, возникает вопрос…
            КИКИНА        Вот именно.  
            ВЕРА  Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала нас, как мы появились на свет?
            КИКИНА        Я все придумала. Я тотчас все придумала… После той сцены с саблей, получившей, как я уже тебе докладывала, высшую оценку присутствующих, мы с маршалом Игорем Дмитриевичем, разумеется, принялись строить наши планы на будущее. И знаешь, что я предложила ему?.. Разводить свиней… Каково?!.. Можешь ты хотя бы на минуточку представить себе, какие в таком-то раю будут свиньи?.. Свиноводство – чрезвычайно ответственное, в какой-то мере государственное дело. Маршал Игорь Дмитриевич, как и положено, серьезно подошел к моему ответному предложению. Кстати мое ответное маршалу Игорю Дмитриевичу предложение было оценено и одобрено окружающими… Так вот, когда маршал Игорь Дмитриевич увлечется новым делом, а он чрезвычайно увлекающийся человек, вспомни его исчезновение во время фейерверка, он и думать забудет о детках. Свиньи станут его главными и любимейшими детками. Каково?!.. Он уже приступил к строительству свинарника. Ко вторнику, на следующей неделе, свинарник будет готов… Теперь ты понимаешь, почему я переезжаю в Липки именно на следующей неделе и именно во вторник?
Пауза.
            ВЕРА  Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала нас, как мы появились на свет?
            КИКИНА        А как дети появляются на свет? Разве ты не знаешь? Разве не этому учили вас в школе?.. Дети, дружочек, появляются сами по себе. Нет, безусловно, не в том смысле, что их находят в капусте, в данном случае я намекаю на Промысел Божий. С годами ты все-все поймешь. (Смеется.) Знаешь, что он мне заявил, когда мы уже привыкли друг к другу и запросто болтали в баньке? (Закатывается от смеха.) Ни с того, ни с сего он возьми, да и ляпни - Всю жизнь мечтал собирать колокольчики… Представляешь?.. Оказывается, он всю жизнь обожал колокольчики.
            ВЕРА  С ума сойти.
Пауза.
            КИКИНА        Ты находишь, что это характеризует его положительно?
            ВЕРА  Высшей степени положительно.
            КИКИНА        А я вот так не думаю. Я думаю, что колокольчики – знак слабости.
            ВЕРА  Просто ты не любишь Борея.
            КИКИНА        Знаешь, что такое Борей? Кто такой Борей?!.. Аквилон!.. Сын титанидов Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, похититель Орифии, дочери Эрехфея!.. Отец Зета и Калаида!.. А теперь ступай в комнату и посмотри на него. (Пауза.) Не сердись. Это все оттого, что я люблю тебя, дружочек… Я привязалась к тебе за эти годы, и мне жаль тебя. (Пауза.) Теперь, конечно, ты не отпустишь меня в Липки?
            ВЕРА  Не отпущу. Мама, прости.
            КИКИНА        Ты не отпустишь меня в Липки?!
            ВЕРА  Отпущу.
Пауза.
            КИКИНА        Ты опять пошутила?
            ВЕРА  Пошутила. Ничего не могу с собой поделать. Все время хочется шутить, шутить…
            КИКИНА        А знаешь, кто является хозяином Липок?   
             
            Входит Дина, худощавая девушка с едва тлеющими глазами. Усаживается на стул, смотрит в одну точку, чуть повыше пола.
 
            ВЕРА  Кто же?
            КИКИНА        Не скажу… Хотя хозяином Липок является тот самый отвратительный, с твоей точки зрения Евгений Анатольевич… Прости, я не хотела ранить тебя. Но так уж выходит, что в нашем медвежьем углу он заправляет всем. За исключением колокольчиков, разумеется. (Громоподобно смеется.) Диночка, девочка моя, ты проголодалась?.. Хочешь винигретика?.. Почему ты не надела нарядное в свой день рождения?
            ВЕРА  Мамочка, что-то я не слышала, чтобы ты сегодня распевалась. У тебя сегодня очень сложная ария.
            КИКИНА        У Верди все арии сложные. (Дине.) Почему ты не надела нарядное? Разве ты не знаешь, как одеваются в оперу? 
            ВЕРА  Мама, она не любит всего этого.
            КИКИНА        (Дине.) Почему, девочка?
            ВЕРА  Она любит только Верди.
 
            Дина поднимается,  подходит к Вере, обнимает ее.  

 

 

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка