Комментарий | 0

Немного Верди, немного лжи (Действие второе. Океан.)

 

 
 
 
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
 
ОКЕАН
 
            Гостиная.
            Присутствуют Вальяжин, Кикина, Грач, Грачев.
            Накрыт стол. Вино, дух табака.    Судя по интонациям присутствующих, застолье продолжается уже достаточно долго.    
 
            КИКИНА        …Светлые комнаты. С высокими потолками, дорогими обоями, дорогой мебелью, высокие шкафы, подстать потолкам. Из орехового дерева, друзья мои, вы можете мне не верить, но шкафы действительно из орехового дерева… Свет отражается в них, и, кажется, что сами они светятся. Очень много света… Такое ощущение, что находишься в аквариуме на солнечной стороне… Всегда завидовала рыбам. Они не знают, что такое колодец. В аквариуме всегда светло. Даже ночью… Если мне не изменяет память, на ночь рыбам включают лампы дневного освещения… Я ничего не перепутала?.. не перепутала рыб и попугаев?.. Нет, нет, все правильно… Попугаев, напротив, накрывают тяжелыми пыльными тряпками. Думаю, именно эта особенность их воспитания в конечном итоге приводит к тому, что они начинают говорить. Но что они говорят! О чем они говорят?!.. Вам приходилось беседовать с попугаями, друзья мои?.. Нет?.. Обозначу это одним, нет, уложусь в два слова, брутальность и депрессия… Ничего удивительного, ничего удивительного… Ах, Липки! В каждой комнате светлая уборная и светлая ванная. Вообще, там можно ослепнуть от света. Откровенно говоря, я, за всю свою жизнь никогда не видела так много света… Даже в коридоре, даже в коридоре, можете верить, можете не верить… Борис, я много говорю? Я много говорю, Борис? Не стесняйся, скажи мне. Я все пойму и нисколечко не обижусь на вас. (Смеется.) Гоните прочь эту скучную старуху! (Пауза.) Пожалуй, пойду… Но я еще вернусь. Не прогоните?.. Вернусь, непременно вернусь... Переезжаю в Липки во вторник, на следующей неделе.
 
            Кикина уходит.
 
            ВАЛЬЯЖИН  (Вслед удаляющейся Кикиной.) В Москву, в Москву.
            ГРАЧЕВ         Как?
            ВАЛЬЯЖИН  Что-то такое было у Чехова, кажется.
            ГРАЧЕВ         Ах, вот ты о чем? Действительно, похоже.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Испугался.
            ГРАЧЕВ         Чего ты испугался?
            ВАЛЬЯЖИН  Испугался, что она потопит челн.
            ГРАЧЕВ         Какой челн, Боренька?
            ВАЛЬЯЖИН  Видишь ли, мне теперь кажется, что мы в челне… Кругом океан. Шторм. А мы в челне. Даже покачивает слегка… Ноги затекли.
            ГРАЧЕВ         Встань, походи немного.
            ВАЛЬЯЖИН  Нет, нет, я только что согрелся.
            ГРАЧЕВ         Разотри. Очень хорош змеиный яд. У тебя нет змеиного яда?
            ГРАЧ  В крайнем случае зеленки.
            ГРАЧЕВ         Или скипидара.
            ГРАЧ  Господи, да можно и водкой растереть.
            ГРАЧЕВ         Некоторые любят детскую мочу.
            ГРАЧ У него нет детей. Зачем советовать то, что заведомо невыполнимо?
            ГРАЧЕВ         Можно поискать чужих детей.
            ГРАЧ  А что, у нас так много времени? Ноги затекли сейчас, а требуемого чужого ребенка с мочой мы найдем через неделю, не раньше. 
            ГРАЧЕВ         Я пробую разные варианты. Хочется помочь.
            ГРАЧ  Это не помощь. Это издевательство какое-то. (Борису.) Боренька, редьку натереть мелко, под целлофан и забинтовать.
            ГРАЧЕВ         И где он, практически без ног, будет искать редьку? Думай, что говоришь! (Борису.) Боренька, обычный репчатый лук, самый обычный.  
            ГРАЧ  Ни в коем случае! Ему еще ожогов не хватало!
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо, друзья. Не ссорьтесь. Я сяду удобнее, и все пройдет. (Пауза.) Постоянно мерзну. На улице холодно?
            ГРАЧЕВ         Не то, чтобы холодно, но и не тепло.
            ГРАЧ  Скорее холодно, чем тепло.
            ГРАЧЕВ         Все зависит от точки отсчета. Если сравнивать с зимой…
            ГРАЧ  Бессмысленно сравнивать с зимой, потому что зимой наш организм меняется кардинально. В сущности, зимой мы – совсем другие люди.
            ГРАЧЕВ         Бред.
            ГРАЧ  Ни в коем случае. Если бы человек не менялся в течение года, полярные территории до сих пор не были бы освоены. Полярники погибали бы уже в первые сутки зимовья.
            ГРАЧЕВ         И что?
            ГРАЧ  Что, что?
            ГРАЧЕВ         Что случилось бы, если бы полярные территории не были освоены?
            ГРАЧ  Какой-то дикий вопрос.
            ГРАЧЕВ         Хорошо. Поставим вопрос иначе.
            ГРАЧ  Будьте любезны.
            ГРАЧЕВ         Зачем их осваивали?
            ГРАЧ  Не менее дикий вопрос.
            ВАЛЬЯЖИН  Фритьоф Нансен.
            ГРАЧЕВ         Что?
            ВАЛЬЯЖИН  Фритьоф Нансен, Руал Амундсен…
Пауза.
            ГРАЧЕВ         И что?
            ВАЛЬЯЖИН  Ничего.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Она легкая.
            ВАЛЬЯЖИН  Кто?
            ГРАЧЕВ         Теща твоя, Ирина Дмитриевна. С виду – тяжелая, а на самом деле легкая.
            ГРАЧ  Тяжелая, но легкая. Замечательно. 
            ГРАЧЕВ         Умник.
            ГРАЧ  Никто не жалуется.
            ГРАЧЕВ         Кто именно?
            ГРАЧ  Никто.
            ГРАЧЕВ         Ты общаешься с бездельниками, Грач.
 
            Вальяжин смеется.
 
            ГРАЧ  Что, Боренька рассмешило тебя?
            ВАЛЬЯЖИН  Только что говорил это жене. Вот именно эту фразу… Часа три назад… Надо же? (Серьезнеет.) Теперь жалею, что говорил.
            ГРАЧЕВ         Боря, внимание! Золотое правило патологоанатома – никогда ни о чем не жалей и не забывай, коньяк не знает, что он коньяк.
            ГРАЧ  Гениальная фраза!
            ГРАЧЕВ         Действительно гениальная фраза.
            ГРАЧ  И двоеженцу подойдет и пожарнику.
            ГРАЧЕВ         И краснодеревщику.
            ГРАЧ  И астрологу.
            ГРАЧЕВ         И водолазу. 
            ВАЛЬЯЖИН  Безжалостность не по мне.
            ГРАЧ  (Грачеву.) Вот это он тебя подловил.
            ВАЛЬЯЖИН  Это не ловушка.
            ГРАЧЕВ         Не слушай его, Боренька, он знает, что это не ловушка.
            ВАЛЬЯЖИН  У меня и в мыслях не было ловить...
            ГРАЧ  Боря, не волнуйся, я пошутил. Мы с Олегом всю жизнь подтруниваем друг над другом. Разве ты забыл?
            ГРАЧЕВ         Да и не похож ты на ловца.
            ГРАЧ  Настоящие ловцы невозмутимы до тошноты.
            ГРАЧЕВ         Может показаться, что они спят с закрытыми глазами.
            ГРАЧ  Настоящего ловца не видно и не слышно.
            ГРАЧЕВ         Может показаться, что его вообще нет.
            ГРАЧ  Пустое место.
            ГРАЧЕВ         Стоит кресло, а в кресле никого.
            ГРАЧ  Думаешь – пустое кресло, ничего особенного, почему бы креслу не быть пустым? 
            ГРАЧЕВ         А попробуй присесть.
            ГРАЧ  Все – ты в капкане.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Она невменяема.
            ГРАЧЕВ         Кто?
            ВАЛЬЯЖИН  Ирина Дмитриевна. Теща моя.
                         
            Долгая пауза. Грач рассматривает соединенные нитью колокольчики.
 
            ГРАЧ  (Борису.) Все-таки ты сделал это!
 
            Грачев разливает по бокалам вино.
 
            ГРАЧ  Сколько времени у тебя на это ушло?
            ВАЛЬЯЖИН  В общей сложности двадцать четыре с половиной года.
            ГРАЧ  Двадцать четыре года?!
            ВАЛЬЯЖИН  Двадцать четыре с половиной.
            ГРАЧЕВ         Выпьем. 
 
            Присутствующие выпивают.
 
            ГРАЧЕВ         Доводилось мне бывать в Липках. Довольно скучное место. Несколько дворов с покошенными заборами, гуси, свиньи, грязь… Хочешь, живи, хочешь – умирай, все одно, ничего не изменится ни вокруг, ни в тебе самом… Главная достопримечательность – трамвай. Посреди деревни, без рельсов, весь овитый вьюном без стекол и сидений ржавый трамвай… Я обратил внимание, что в России вообще большие проблемы с посадочными местами. Храмов не касаюсь – это святое. Но в сквере, если ты встречаешь лавочку, она непременно покрашена или, наоборот, испачкана так, что желание опустить на нее обожаемую задницу пропадает в мгновение ока.
            ГРАЧ  (Продолжает рассматривать колокольчики.) Интересно, что они думают, оказавшись в таком положении?
            ГРАЧЕВ         Кто?
            ГРАЧ  Колокольчики.
            ГРАЧЕВ         Да. Еще вчера были вольными птицами, но наступило неотвратимое мгновение, и вот они уже в ловушке.
            ГРАЧ  (Грачеву.) Опять ты с этой ловушкой.
            ВАЛЬЯЖИН  Это не ловушка.
            ГРАЧЕВ         Я, Боренька, выражаюсь иносказательно. Говорю о колокольчиках, а на самом деле вспоминаю свою жизнь.
            ВАЛЬЯЖИН  В данном случае нить имеет другое значение.
            ГРАЧ  Какое значение, Боренька, имеет нить?
            ВАЛЬЯЖИН  Всё взаимосвязано, и все взаимосвязаны.
            ГРАЧ  Как это верно.
            ГРАЧЕВ         Люди, будьте бдительны.
            ГРАЧ  Совсем из другой оперы.
            ВАЛЬЯЖИН  Это – не Верди.
            ГРАЧ  Это – Фучик.  
            ГРАЧЕВ         Какая разница? В неволе все равны.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Верди был невольником?
            ГРАЧЕВ         Я бы даже сказал заложником.
            ГРАЧ  Собственных арий.
            ГРАЧЕВ         Просто заложником. Не требует пояснений.
            ГРАЧ  Олег, ты не прав.
            ГРАЧЕВ         Было бы странно услышать от тебя другое. Ты никогда не соглашаешься со мной. Никогда, ни при каких обстоятельствах, никогда и нигде.
            ГРАЧ  В неволе существует своя определенная иерархия, и так было всегда. И вообще равенства не существует по определению.
            ГРАЧЕВ         А я, в отличие от тебя, пожалуй, соглашусь с тобой… Хотя, что значит «соглашусь с тобой»? это – не твоя мысль.
            ГРАЧ  Можешь назвать настоящего автора?
            ГРАЧЕВ         Конечно.
            ГРАЧ  И кто же автор?
            ГРАЧЕВ         Луциан.
            ГРАЧ  Какого Луциана ты имеешь в виду?
            ГРАЧЕВ         Того самого.
            ГРАЧ  Какого именно?
            ГРАЧЕВ         Того, что ослепил себя, после того как впервые увидел зеркало.
Пауза.
            ГРАЧ  Интересно было бы узнать, кто подсунул ему зеркало. 
            ГРАЧЕВ         А ты не догадываешься?
            ГРАЧ  Как можно строить догадки, когда речь идет об исторических событиях? История – точная наука, намного точнее математики, например.
            ГРАЧЕВ         Чушь. Прошлое трансформируется так же, как и будущее. В зависимости от наших взглядов и потребностей. В противном случае мы перестали бы двигаться. Позади мертвое поле, впереди мертвое поле. Идти некуда, и незачем. 
            ГРАЧ  Хорошо. Кто же, по-твоему, подсунул ему зеркало?
            ГРАЧЕВ Кто-нибудь из ловцов, кто же еще?
Пауза.
            ГРАЧ  Вот – неистребимая порода!
            ГРАЧЕВ         Все потому, что они невидимы. 
            ГРАЧ  Невидимая неистребимая порода.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Вот мы сейчас плывем, сами себя утешаем, умиляемся колокольчикам, а в это время кто-нибудь из них, уже готовит одному из нас, а, не исключено, и всем вместе яму… Или кол. Ах, люди, люди, воистину не ведаете, что творите.
            ГРАЧ  Люди здесь ни при чем.
            ГРАЧЕВ         Как это ни при чем?
            ГРАЧ  Ими движет нечто.
            ГРАЧЕВ         И что это за «нечто» такое?
            ГРАЧ  Есть разные варианты. Кто-то называет это «фатум», «судьба», «рок», а кто-то - «кошачья милость»... Люди, в сущности, слепы, как котята… Бытует мнение, что нашими ближайшими родственниками являются свиньи…
            ГРАЧЕВ         Абсолютная истина.
            ГРАЧ  Я так не думаю. Больше всего мы смахиваем на слепых котят.
            ГРАЧЕВ         Что же, палач, когда заносит топор, не знает, что он делает? 
            ГРАЧ  Он знает, что делает. Но все устроено так, что для него – это единственный путь. Он не видит альтернативы. Он избран, понимаешь?
            ГРАЧЕВ         Не понимаю. И никогда не пойму.
            ГРАЧ  А потому будешь страдать и страдаешь уже.
            ГРАЧЕВ         Откуда тебе знать? Ты что, оракул?
            ГРАЧ  Аналитик.
            ГРАЧЕВ         Любитель.
            ГРАЧ А хоть бы и так.
            ГРАЧЕВ         Между тем, на этот раз ты угадал… Попал, как говорится, в десяточку… Страдаю, брат, страдаю… Негде котику издохти… Но угадал ты случайно.  
            ГРАЧ  Не угадал, но просчитал. 
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Страдаю… Как Иов или Навуходоносор.
            ГРАЧ  Навуходоносор тебе больше подходит.
            ГРАЧЕВ         Но это ровным счетом ничего не значит.
            ГРАЧ  Всё, всякая малость имеет значение. Всякое слово материально… Вот теперь ты говоришь, что страдаешь, а можно было бы обойтись без высказывания этой мысли вслух?
            ГРАЧЕВ         Почему?
            ГРАЧ  Я первый спросил.  
            ГРАЧЕВ         Как же мне обойтись без высказывания своей мысли вслух, когда я действительно страдаю?.. И с кем поделиться мне, как не со своими друзьями?.. Как же «обойтись», когда я выговариваюсь, и мне становится легче?
            ВАЛЬЯЖИН  Это правда.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Я и сам ненавижу разговоры. Разговоры однажды убьют меня, я знаю, я уже едва жив от разговоров, но то – разговоры ради разговоров, а когда разговор крайне необходим? когда от разговора, возможно, зависит вся моя последующая биография, как же мне поступать?.. Если я опротивел тебе, как ты – мне, скажи прямо, и я навсегда забуду тебя, сколько бы страданий мне это не прибавило.
            ГРАЧ  Прыгай в воду. Держать не станем.
            ГРАЧЕВ         И не подумаю. Ты знаешь, какая здесь глубина?
            ГРАЧ  Нет.
            ГРАЧЕВ         И я не знаю. А если это мель? Если я сломаю позвоночник? Кто будет ухаживать за мной?.. Ты будешь ухаживать за мной?
            ГРАЧ  Пойми правильно, мне, однозначно, хотелось бы ухаживать за тобой, но я уверен, что у меня нет такого таланта. Видишь ли, ко всякому делу нужно иметь призвание. А если призвания нет, лучше за него и не браться.
            ГРАЧЕВ         Но, может быть, ты мог бы посоветовать кого-нибудь вместо себя?
            ГРАЧ  Откровенно говоря, сразу не могу сообразить.
            ГРАЧЕВ         Зачем же, в таком случае,  ты хотел травмировать меня?
            ГРАЧ  Затем, что тебе сразу подавай практический результат, а, между тем, беседа наша шла исключительно в теоретической плоскости.
            ГРАЧЕВ         А для меня такой плоскости не существует. Есть ты, есть я, есть Борис. Вот мы сидим, друг против друга и смотрим друг другу прямо в глаза. О какой теории в данном случае может идти речь?..  И вообще, о какой теории в наше время может идти речь? Если ты еще не забыл этих слов – ты ортодокс и ретроград. И место твое – на кладбище реликтовых в пустыне Гоби.
            ГРАЧ  А теперь представь себе: сегодня ты сказал то, что сказал. А ровно через не скажу сколько лет, совершенно случайно ты попадаешь в пустыню Гоби… Прогуливаешься там, рассматриваешь могилки реликтовых, и, вдруг обнаруживаешь надпись. Игорь Игоревич Грач… Каково тебе будет?.. А ведь уже ничего не изменишь.
            ГРАЧЕВ         С какой радости я окажусь в пустыне Гоби?
            ГРАЧ  А мог ты, лучший ученик школы, еще будучи в школе предположить, что в зрелые годы станешь прятать от собственной жены водку в зимней одежде?
            ГРАЧЕВ         Откуда ты взял, что я прячу водку в зимней одежде?
            ГРАЧ  А где ты ее прячешь?
            ГРАЧЕВ         Зачем мне выдавать свои секреты?
            ГРАЧ  А как же разговор глаза в глаза?
            ГРАЧЕВ         Ты идиот, Грач.
            ГРАЧ  От идиота слышу.
            ГРАЧЕВ         Изящная словесность. (Вальяжину.) Ты еще не устал от нас, Боря?
            ВАЛЬЯЖИН  Мне хорошо с вами. Я сегодня тревожился целый день, сам не знаю отчего. А теперь мне легко и хорошо.
            ГРАЧ  Видеться нам надо чаще, вот что.
            ГРАЧЕВ         Определенно. (Пауза.) Липки эти теперь из головы не выходят. Как бы то ни было, она права, изумительно права.
            ВАЛЬЯЖИН  Кто, Олег?
            ГРАЧЕВ         Теща твоя, Ирина Дмитриевна.
            ВАЛЬЯЖИН  Она невменяема.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Да, определенно Липки –  то самое место.
            ВАЛЬЯЖИН  Какое место?
            ГРАЧЕВ         То самое место, где котику будет хорошо и безмятежно. Вспомнил, очаровался и… погиб… Жизни без Липок себе больше не представляю!.. Описывая нелицеприятные стороны этого райского уголка, был неправ. Целиком и полностью признаю это и, в качестве компенсации, объявляю благословенную деревню своей малой и большой родиной…
            ГРАЧ  Ты с утра сегодня пил?
            ГРАЧЕВ         Именно то самое место. (Пауза.) Какая, к черту Дания? Липки и только Липки! Там я и проведу остаток жизни. Там я, наконец, вскочу в седло, там я вдохновенно выпью с утра, и ни одна сволочь не посмеет интересоваться этим обстоятельством, ибо в Липках с утра пьют все!
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  А ведь ты не шутишь, Олег.
            ГРАЧЕВ         Какие могут быть шутки? Я – сама серьезность.
            ГРАЧ  И что ты там будешь делать?
            ГРАЧЕВ         Брошу посреди трамвайного вагона матрас, завалюсь на него и буду слушать стрекот цикад.
            ГРАЧ  День, два. А дальше?
            ГРАЧЕВ         А дальше я окончательно полюблю эту деревеньку. Буду выращивать самосад, гнать самогон, по вечерам буду ходить на танцы, садиться в углу тихонечко, чтобы не попасться никому на глаза, и наблюдать любовь… Научусь строить модели аэропланов. Разведу голубей или страусов. Вообще займусь животными. Открою зоопарк. Первый в истории зоопарк в деревне!.. Нет, не стану этого делать, понаедут ротозеи, станут бла-бла-бла, трещать, и все вернется на круги своя. Никаких зверинцев!.. Сад – другое дело… К черту сад! Вагон, матрас, цикады. И ничего больше… День за днем неспешно и осмысленно будет протекать моя старость. И покажется она мне бесконечной. И однажды мне захочется умереть. И тогда я закрою глаза, и трамвайчик тронется.
Пауза.
            ГРАЧ  Подсознание часто подбрасывает такие штуки.
            ГРАЧЕВ         Что ты имеешь в виду?
            ГРАЧ  Трамвайчик.
            ГРАЧЕВ         Чушь собачья! Нет никакого подсознания. Есть только бла-бла-бла, бесконечные разговоры, бесконечные, каждый день с утра до ночи, с утра до ночи. Все говорят, говорят, затыкаю уши, они все равно говорят, а я все равно все слышу, голова трещит, хочется бежать, бежать некуда – они повсюду. Как муравьи. Как муравьи… Слушайте, я только что говорил о ловушках, настаивал на ловушках. Говорил?.. Говорил. Забудьте. Это – в азарте спора. Нет никаких ловушек. Никаких ловушек больше нет, ибо они не имеют смысла. Ловить больше некого и незачем. Все продано, все или продается или уже продано, друзья. Мы и сами не заметили, как добровольно сделались товаром. Товар требует рекламы, вот мы и болтаем без умолку. Болтаем, болтаем, бла-бла-бла. Предлагаем себя, своих близких, друзей, бла-бла-бла, бла-бла-бла! Все до идиотизма просто!
            ГРАЧ  Коллективное бессознательное.
            ГРАЧЕВ         Что, что?
            ГРАЧ  Коллективное бессознательное. Не слышал о таком?
            ГРАЧЕВ         Фантазии латентного сексуального маньяка.
            ГРАЧ  Ах, если бы это было так.
            ГРАЧЕВ         Только так, и никак иначе.
            ГРАЧ  А как же ночь?
            ГРАЧЕВ         А что, ночь?
            ГРАЧ  Друзья, Борис, почему, как вы думаете, ночью возникает истошная темнота?.. Что скажешь, Олег? 
            ГРАЧЕВ         Не знаю, и знать не желаю, и метафор ваших не понимаю. Увольте меня от своих наитий и аналогий. Пойдите и вымойте голову с мылом под холодной водой.
Пауза.
            ГРАЧ  Ночью большая часть человечества одновременно закрывает глаза. Вот и становится объективно темно.
            ГРАЧЕВ         Утром же большая часть человечества с трудом после вчерашнего продирает глаза, и наступают сумерки… Следом ночь… Времени не хватает, времени катастрофически не хватает. На торг остается каких-нибудь пара-тройка часов. А за это время надобно успеть занять денег, завести детей и похоронить родственников. Кстати, вас, Игорь Игоревич, интересовали подлинные причины кризиса. Вот я вам их назвал.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Вам действительно понравились мои колокольчики?
            ГРАЧЕВ         Безусловно.
            ГРАЧ  Очень, Боренька, очень.
            ГРАЧЕВ         Ничего подобного в жизни не видел.
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо. (Пауза.) Вот ты сейчас рассказывал про ночь, Игорь, а мне подумалось, мои колокольчики похожи на звезды.
            ГРАЧЕВ         Скорее смахивают на люстру.
            ВАЛЬЯЖИН  Нет, нет, это – большее, чем люстра.
            ГРАЧЕВ         Боренька, поверь, стихи не твое амплуа. По части стихов безусловным приоритетом является только что упомянутый тобой Игорь Игоревич Грач.
            ГРАЧ  (Борису.) Сейчас будет кусаться.
            ГРАЧЕВ         Ибо психоанализ, Боря – это, в сущности, та же поэзия, только в данном случае лирический герой страдает геморроем и все его переживания как бы проходят через призму этого недуга… Игорь Игоревич!
            ГРАЧ  Внимательнейшим образом слушаю вас, Олег Анатольевич.
            ГРАЧЕВ         Не правда ли блуд и словоблудие – однокоренные слова?
            ГРАЧ    Похоже на то.
            ГРАЧЕВ         В таком случае, сам Бог велел вам признаться.
            ГРАЧ  В чем?
            ГРАЧЕВ         С раннего детства, втайне от близких и далеких ты писал стихи, душа моя. И не смей перечить!.. На данный момент у тебя в чулане хранится уже сорок шесть тетрадей по сорок восемь листов любовной лирики с элементами жесткой эротики…  Мелкий бисерный почерк… Около четырех тысяч стихотворений. О любви.
            ГРАЧ  (Смеется.) С больной головы на здоровую…
            ГРАЧЕВ         Около четырех тысяч стихотворений. (Вальяжину.) Боря, только вдумайся в эту цифру. Твой подвиг – ничто, по сравнению с этим.
            ВАЛЬЯЖИН  Что же в этом предосудительного?
            ГРАЧ  Боренька, кого ты слушаешь?
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Мне нравятся стихи.
            ГРАЧ  Коль скоро мы вспомнили о стихах, а где, собственно, именинница?
            ВАЛЬЯЖИН  Плачет в своей комнате.
            ГРАЧ  Что случилось?
            ВАЛЬЯЖИН  Вера обидела ее.
            ГРАЧЕВ         Женские дела. Выпьем.
 
            Грачев разливает вино по бокалам.
 
            ГРАЧ  А Вера?
            БОРИС           Вера – на социальной работе.
Пауза.
            ГРАЧ  Ночью?
            БОРИС           Ночью.
Пауза.
            ГРАЧ  Что за работа?
            БОРИС           Утешение.
            ГРАЧЕВ         Бла-бла-бла, бесконечные разговоры, бесконечные. Болтовня и торг – вот и вся социальная работа. Спасение утопающих, у нас в особенности – дело самих утопающих. До омерзения банально, но, зато – не стихи.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Олег, с тобой что-то случилось?
            ГРАЧЕВ         Со всеми нами… Борис, ты – умница! И настоящий мужик! Однажды ты принял единственно верное решение. Послал все к чертовой матери, и захлопнул двери. Дал себе слово, и слово сдержал! Я тебя люблю.
Пауза.
            ГРАЧ  Еще красоту такую изваял.
            ГРАЧЕВ         И красоту изваял! Молодец. (Пауза.) Нет, надо сматываться. В Москву! В Москву!.. В Липки!.. Боренька, ты обратил внимание на то, что от них решительно не стало спасения!
            ВАЛЬЯЖИН  От кого, Олег?
            ГРАЧ  От муравьев. 
            ГРАЧЕВ         От женщин. Боря, я завидую тебе белой завистью. У тебя в доме их нет. То есть, они как бы присутствуют, но, в то же время их не видно. Вот почему, Боря, ты сохранился лучше нас. А то, что ты сохранился лучше нас – факт! Скажи, Грач?
            ГРАЧ  Сказал.
            ГРАЧЕВ         И в тюрьму уже не сядешь.
            ГРАЧ  А при чем здесь тюрьма?
            ГРАЧЕВ         А ты что, считаешь, что у нас можно обойтись без тюрьмы?
            ГРАЧ  Можно.
            ГРАЧЕВ         Правильно… Если не выходить из дома. Других вариантов нет. Так что сушите сухари, Игорь Игоревич.
            ГРАЧ  Не дождетесь, Олег Анатольевич.
            ГРАЧЕВ         Как знаешь. Я запасся.
            ГРАЧ  Поздравляю. Ты рехнулся.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Это – не всегда легко, не выходить из дому. Иногда кажется, что уже и не хочется, а иногда, вам друзья, я могу признаться, иногда, откровенно говоря, хочется выйти. Хотя бы у подъезда постоять. (Тяжело вздыхает, улыбается.) Пока не могу.
           
Грачев наполняет бокалы. 
 
            ГРАЧЕВ         Выпьем. 
            ГРАЧ  (Косится на Грачева.) За женщин.
            ГРАЧЕВ         За нашего капитана, колокольных дел мастера, Бориса Сергеевича Вальяжина! Ура!
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо, друзья.
 
            Выпивают.
 
            ГРАЧЕВ         Мы с Ольгой, как вам известно, живем вдвоем. Но у меня складывается впечатление, что в доме присутствует человек пятнадцать, как минимум. Все эти люди чрезвычайно энергичны. Они говорят, говорят, потом, на некоторое время умолкают, но принимаются носить какие-то картонные коробки… Туда – сюда. Туда – сюда… Затем они устают, но, вместо того чтобы лечь поспать, снова затевают бесконечную беседу… Затем начинаются телефонные звонки. Звонок за звонком, звонок за звонком…
Пауза.
            ГРАЧ  А у меня всегда тишина… Мы с моей женой состоим в переписке.
            ГРАЧЕВ         Как это?
            ГРАЧ Если возникает вопрос, требующий разрешения, она излагает его в письменном виде, я – тоже самое. Только в крайнем случае, когда, предположим, она находится в ванне, а ее приглашают к телефону, я позволяю себе произнести ее имя вслух… Все очень просто. Мы оба понимаем то, что до тебя, Олег, пока еще не дошло: наши слова материальны. Когда я ознакомил супругу нашу с эти феноменом, она не поверила мне, но вот однажды она взялась прибивать книжную полку, у нее к подобного рода занятиям есть очевидные способности, и неожиданно заявляет – Игорь, боюсь, полка сейчас упадет… И точно.  Перелом руки. Месяц в гипсе… Сначала не разговаривала со мной, потому что обиделась, но постепенно до нее дошел смысл произошедшего, и она уже вполне осознанно замолчала. (Смеется.) Вот и все.
            ГРАЧЕВ         А ты торжествовал.
            ГРАЧ  Ничего подобного. Чисто по-человечески мне было жаль ее. Но, как говорится, Платон мне друг, а истина дороже. 
            ГРАЧЕВ Слушай, Борис, у тебя светлая голова, подскажи, что делать со звонками? Как их заткнуть?
            ВАЛЬЯЖИН  Выключить телефон.
            ГРАЧЕВ         Пробовал. Не помогает. Звонки продолжаются и с выключенным телефоном.
            ГРАЧ  И после этого ты отрицаешь подсознание?
            ГРАЧЕВ         Какое к черту, подсознание? Упрямство, вредность, если хочешь, бесстыдство. Вот и все подсознание.
            ГРАЧ  Климакс.
            ГРАЧЕВ         Что?
            ГРАЧ  Климакс, Олеженька, климакс. Так это называется.
            ГРАЧЕВ         Какой к черту климакс?
            ГРАЧ  Все время думаешь о них.
            ГРАЧЕВ         О ком?
            ГРАЧ  О женщинах.
            ГРАЧЕВ         Я говорил о бесконечной болтовне и всепоглощающем торге.
            ГРАЧ  А думал?.. Думал о женщинах.
            ГРАЧЕВ         Слушай, Грач, надоели мне твои выкрутасы, честное слово.
            ГРАЧ  Думал ты о женщинах.  
            ГРАЧЕВ         Заело?
            ГРАЧ  Думал ты о женщинах.
            ГРАЧЕВ         На шута они сдались мне?! 
            ГРАЧ  Не знаю. Похоже, что и ты пока не нашел им применения. Однако факт остается фактом, в юности на этот счет ты был более сдержан. И вообще был более сдержан.
            ГРАЧЕВ         Пошел к черту!
            ГРАЧ  Признайся.
            ГРАЧЕВ         Пошел к черту!
            ГРАЧ  О чем думал?
            ГРАЧЕВ         О женщинах!
            ГРАЧ  Что и требовалось доказать.
            ГРАЧЕВ         Идиот.
            ГРАЧ  От идиота слышу.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Мы будем пить или нет?
            ГРАЧ  Мы только что выпили.
            ГРАЧЕВ         Ничего мы не пили!
            ГРАЧ  (Борису.) Он чрезвычайно лжив. Не находишь?
            ГРАЧЕВ         Не находит. Ему некогда анализировать. Он отдыхает после многолетней изнурительной работы.
            ВАЛЬЯЖИН  Все время сплю.
Пауза.
            ГРАЧ  Ложь, ложь, повсюду ложь. По моему глубокому убеждению, ложь существует как самостоятельная стихия… Вода, воздух, земля, огонь и ложь… Сама по себе… Отдельная стихия… Древние не рассматривали ее по очень простой причине. Посудите сами. В воде можно утонуть, в огне – обжечься или сгореть. А как ты поймешь, что ложь накрыла тебя?.. Никак… Самокритики у нас нет. Ни у кого, включая присутствующих.
            ГРАЧЕВ         За всех прошу не говорить.
            ГРАЧ  Ты хочешь сказать, что адекватно относишься к себе?
            ГРАЧЕВ         Я типичный самоед.
            ГРАЧ  Но ты же прощаешь себе свои мелкие шалости?
            ГРАЧЕВ         Никогда.
            ГРАЧ  Прощаешь.
            ГРАЧЕВ         Никогда.
            ГРАЧ  Если бы твои слова соответствовали истине, ты бы уже давно болтался в петле, как этот колокольчик.
            ГРАЧЕВ         Черта с два! Сами вешайтесь!.. Самоубийство – дуэль с Богом. Как думаешь, есть у меня шанс при таком раскладе?
            ГРАЧ  Вот еще раз ты доказал мою правоту.
            ГРЧЕВ            Что ты привязался ко мне? Что тебя не устраивает?
            ГРАЧ  Меня-то как раз все устраивает, это ты чем-то недоволен… Негативное мышление, слышал? Производное лжи, между прочим. 
            ГРАЧЕВ         Отстань ты от меня со своей психологией. Ступай в сортир и читай там своего Сартра.
            ГРАЧ  Сартр-то чем тебе не угодил?
            ГРАЧЕВ         Благодаря тебе, милый мой…
            ГРАЧ  Не милый и не твой.
            ГРАЧЕВ         Благодаря тебе, милый мой, юность моя отравлена им. Через него я поседел раньше времени… И печень стала барахлить.
            ГРАЧ  Печень – тоже Сартр?
            ГРАЧЕВ         Сартр и ты. Вы оба… А если ты и дальше будешь исполнять на своей волынке умножающие печали наигрыши, у меня начнется цирроз.
            ГРАЧ  Лишь бы не геморрой, Олеженька.
            ГРАЧЕВ         А вот это оставьте себе. Забирайте своего Сартра и ступайте на кухню перебирать дохлую плотву… (Вальяжину.) Выразить не могу, Боренька, как я страдаю.
Пауза.
            ГРАЧ  (Грачеву.) Тебе нужна любовница, вот что.
            ГРАЧЕВ         Чтобы вместо пятнадцати на моей шее висело тридцать баб?
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  (Грачу.) А вот интересно, можно ли ее увидеть?
            ГРАЧ  Что, Боренька?
            ВАЛЬЯЖИН  Можно ли увидеть эту стихию… стихию лжи?
            ГРАЧ  Назовем ее энергией.
            ВАЛЬЯЖИН  Энергию лжи можно увидеть невооруженным глазом?
            ГРАЧ  Вообще ее чувствуют. Как тепло или тяжесть. Но некоторые люди, и совсем не обязательно наделенные уникальными способностями, умеют ее видеть… Да, такие случаи известны… Это – загадка, Борис.
            ВАЛЬЯЖИН  Что же они видят?
            ГРАЧ  Свечение, мелькание мушек… К примеру, нашему учителю математики, покойному Игорю Дмитриевичу Светлицкому, Царствие ему небесное, эта энергия являлась в виде бабочек. Он как-то рассказал мне… мы с ним случайно встретились…  однажды приходит он домой – полон дом бабочек. Окна закрыты… Откуда, что?.. Вечером того же дня, вышел вынести мусор и застукал свою благоверную со своим коллегой, по иронии судьбы, полным своим тезкой, Игорем Дмитриевичем Светлицким. Помните другого Игоря Дмитриевича? у него еще родинка огромная на шее была? лысоватый такой, с бородкой?.. Не важно… Одним словом, жена его и тот, другой Светлицкий, целовались на лестничной площадке. Столкнулись, как говорится, нос к носу. Наш Савицкий ничего не сказал, молча поднялся в квартиру, взял пистолет, зашел в ванную и застрелился.
            ВАЛЬЯЖИН  Ужас!
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Постой, постой… Если он застрелился, как он мог позже рассказать тебе свою историю?
            ГРАЧ  Вот еще одна загадка.
            ВАЛЬЯЖИН  Метафизика? 
            ГРАЧ  Скорее странность. Странности плотным кольцом окружают нас. И с каждым годом их становится все больше… По моим ощущениям, параллельный мир готовится к решительному штурму… Да. (Грачеву.) А ты, Олег, начни с проституток. Уверяю тебя, ничего зазорного или опасного в этом нет. Это отвлечет тебя от утомительного занятия ловли блох… Вечером, часов в девять идешь к памятнику Дзержинскому…
            ГРАЧЕВ         Пошел ты!
            ВАЛЬЯЖИН  Я верю в энергию лжи.
            ГРАЧ  А как можно не верить в нее? (Грачеву.) Только ты иди к памятнику не со стороны Ленинского, а со стороны Воровского…
            ГРЧЕВ            Слушай, Грач…
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо, Игорь.
Пауза.
            ГРАЧ  За что?
            ВАЛЬЯЖИН  Ты открыл мне глаза.
            ГРАЧ  Рад стараться. Впрочем, что значит «открыл глаза»? ты и сам, наверняка, догадывался…
            ВАЛЬЯЖИН  Нет, нет.  Даже не задумывался…  А теперь вот задумался, и знаешь, все как-то стало на свои места.
            ГРАЧ  Вот видишь? нам надо чаще видеться. (Грачеву.) Пойми, в нашем возрасте любовница просто необходима. Если тебе требуются медицинские обоснования – пожалуйста. Профилактика аденомы, камнеобразования, гипертонической болезни и прочее, и прочее.
            ГРАЧЕВ         А у тебя самого есть любовница, Игорек?
            ГРАЧ  Пока нахожусь на первом этапе.
            ГРАЧЕВ         Что представляет собой первый этап?
            ГРАЧ  Памятник Дзержинскому.
            ГРАЧЕВ         Пользуешься услугами проституток?
            ГРАЧ  Присматриваюсь.
            ГРАЧЕВ         Что так?
            ГРАЧ  Мне нужна компания.
            ГРАЧЕВ         Вот где собака зарыта?
            ГРАЧ  Очаровательные, непосредственные… без всей этой шелухи… трогательные… легкая обреченность при внешнем величии… сознание немного смещено, чуть-чуть… ни тени страха, ни тени страха, при том, что страх – их главная составляющая… ни тени сомнений, при том, что тени наложены обильно, но синева легкая, как небо над Каиром… специальные дырочки на чулках, исключительно для того, чтобы их жизнь казалось мимолетной, даже на фоне мимолетности самой жизни… колокольчики… вот именно, больше всего напоминают твои колокольчики, Борис.
            ГРАЧЕВ         Предметы, одним словом.
            ГРАЧ  Скорее ветер. 
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Я никогда не называл вам причину, по которой я не стал выходить из дому… Теперь же молчание бессмысленно, если не сказать преступно… Сейчас вы все узнаете…
            ГРАЧЕВ         Боря, оставь. Зачем это нужно, кому это нужно? Расстроишься, не ровен час.
Пауза.
            ГРАЧ  Боренька, а вот как ты думаешь?..
            ВАЛЬЯЖИН  Еще вчера я бы ни за что не коснулся этой темы. Но после того как наступила, благодаря тебе, Игорь, ясность, я могу, наконец, рассказать вам все, друзья… И я не расстроюсь, и не замолчу на неделю, и не перестану спать, как бывало прежде… Возможно, мне даже удастся посмеяться над собой. А, может быть… нет, это пока рано, пока еще рано… Игорь, благодаря тебе я излечился. Я же знаю, что был болен, но теперь окончательно излечился. Или нахожусь на пути излечения… Олег, я излечился, благодаря Игорю. Спасибо, Игорь, спасибо.
            ГРАЧ  Не волнуйся.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Откровенно говоря, меня тяготило то обстоятельство, что я скрывал от вас все эти годы правду… Но вы не должны обижаться на меня. Я не был готов. Я просто не был готов.
            ГРАЧЕВ         Боря, всем все известно.
            ВАЛЬЯЖИН  Известно?
            ГРАЧЕВ         Ты же сам знаешь, городок маленький…
            ВАЛЬЯЖИН  Известно?!
            ГРАЧ  В общих чертах. Только в общих чертах.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Что известно?
            ГРАЧЕВ         Известно, что ты перестал выходить на улицу.
            ГРАЧ  Вот и все, собственно.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Это все?
            ГРАЧ  Все.
            ВАЛЬЯЖИН  В таком случае, вы ничего не знаете.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Боря, прошу, подумай хорошенько…
            ВАЛЬЯЖИН  Итак. Моя история… Если сможете, не рассказывайте никому… Это ничего не изменит, но мне будет неприятно думать, что моя так называемая история стала достоянием чужих людей.
            ГРАЧЕВ         Вообще-то, мог бы и не предупреждать.
            ВАЛЬЯЖИН  Простите. (Пауза.) Простите. (Пауза.) По соседству с нашим домом располагался так называемый частный сектор. Несколько развалюх, смотреть не на что. Правда, дворики были покрыты потрясающей изумрудной травкой. На крышах развалюх этих отчего-то росли подсолнухи… С тех пор прошло много лет, и я не знаю, никогда не интересовался, стоят ли они теперь?
            ГРАЧЕВ         Стояли, стоят и еще тысячу лет простоят. У нас ничего не меняется.  
            ВАЛЬЯЖИН  Я почему-то так и подумал… Чтобы сократить путь, я всегда ходил через эти дворы. Разумеется,  знал их обитателей. Здоровался с ними… В одном из домов жила пара. Она была очень хороша собой. Рыжая. Такая молочная кожа. Глаза с лукавинкой… Очень, очень хороша собой. Очень молода. Может быть, лет девятнадцать… Возможно, ошибаюсь… Думаю, в моем интересе к ней было большее, чем любование. Скорее всего, я был тайно влюблен в нее. Да, я был тайно влюблен в нее… На шее она носила украшение в виде колокольчика… Вот, с тех пор я и начал собирать колокольчики… Никто, кроме вас не знает об этом… Звали ее Валентина… Он был намного старше ее. Наверное, точно не знаю, можно только догадываться, наверное, она изменяла ему. Во всяком случае, они часто ругались. Она кричала на него, называла последними словами. Она любила выпить, и все такое. Он был намного старше ее, и выглядел намного старше ее. Его можно было принять за ее дедушку или даже прадедушку… Зачем она вышла за него замуж? Детей у них не было. Не знаю… При встрече со мной, неожиданно могла засмеяться. Ее задумчивое тенистое лицо в такие минуты менялось. Точно солнце проступало из облаков… У нее был солнечный смех. Никогда больше я не встречал такого смеха… Да, она наверняка изменяла ему. Сомнений быть не может… По-моему она его била. Нередко я слышал его жалобные стоны, какие обыкновенно возникают, когда бьют человека. Не знаю, как пояснить, но если что-нибудь болит, стон другой. Не важно… Я предполагал, что она злой и лживый человек, но ее внешность… Я хотел ее… Вожделение. Страсть. Хотя я боялся признаться себе в этом. Дело прошлое… Однажды вечером я в очередной раз проходил через их дворик. Был погружен в свои мысли… Вдруг вижу – Валентина в двух шагах от меня присаживается, чтобы… справить нужду. Скорее всего, она была нетрезва. Определенно была нетрезва… Мне сделалось стыдно. Я прижался к забору, в расчете остаться незамеченным. Однако она заметила меня, но это обстоятельство, представьте себя, никак не смутило ее. Она смотрела на меня и… улыбалась. Мало того, она задрала юбку высоко, так, что я видел… одним словом, я видел ее ноги и все такое. У меня закружилась голова. Итак, мы находились друг против друга и смотрели друг на друга. (Пауза.) Теперь – главное. (Пауза.) Я услышал необычный звук, какое-то копошение. И тут у нее изнутри одна за другой стали вылетать маленькие птички. Целая стая… Я не силен в орнитологии, не знаю, что это были за птички… Какие-то пестрые с серебристым отливом. Не смог рассмотреть, я был… нет, не испуган. Я был в шоке… Вылетали с каким-то старушечьим воркованием, точно жаловались на что-то… Одним словом, я потерял сознание. Пришел в себя только к утру. Замерз смертельно. (Пауза.) Теперь я хочу, чтобы мы все вместе посмеялись над моей историей. (Пауза.) Теперь я понимаю, что из Валентины пролилась энергия лжи… С тех пор я остро чувствую эту энергию, хотя птичек больше не видел… Засыпаю под ее натиском… Все время сплю. Могу уснуть прямо за обедом, над тарелкой борща.
Пауза.
            ГРАЧ  (Грачеву.) Какие еще нужны доказательства?
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Думаю, что это были соловьи.
            ВАЛЬЯЖИН  Я почему-то подумал о воробьях.
            ГРАЧЕВ         Возможно. Однако, на мой взгляд, энергия здесь ни при чем. Решение больше не выходить на улицу, Борис, было правильным. Мало того, теперь я окончательно убедился в том, что надо бежать из этого Богом забытого города к чертовой матери.
            ВАЛЬЯЖИН  (Плачет.) Олег, Игорь излечил меня.
            ГРАЧЕВ         Прекрасно.
            ВАЛЬЯЖИН  Игорь, ты излечил меня.
            ГРАЧ  Что можно сказать? ура!
            ВАЛЬЯЖИН  Друзья! Я принял новое решение.
            ГРАЧЕВ         Поделись сейчас же.
            ВАЛЬЯЖИН  Сегодня, друзья… очень волнуюсь… сегодня, друзья мы пойдем на улицу… Сегодня мы непременно пойдем на улицу, пришвартуемся в любом порту, не важно где, и пойдем на улицу… Дождемся Веру, она должна скоро прийти, и пойдем на улицу. Вы же не будете возражать против того, чтобы с нами пошла Вера? Она так долго ждала этого момента… Я не могу идти без нее. Пойдем все вместе. Она должна скоро вернуться.
            ГРАЧ  Прекрасно.
            ВАЛЬЯЖИН  Вы не возражаете, если она пойдет с нами?
            ГРАЧЕВ         Конечно, Боренька. Это – идеальный вариант.
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо, друзья… Игорь, ты вылечил меня… Олег, Игорь вылечил меня.
            ГРАЧ  Только не стоит так волноваться.
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо.
Пауза.
            ГРАЧЕВ         Как только Вера вернется, сразу же идем.
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо.
Пауза.
            ГРАЧ  Пришвартуемся – и вперед.
            ВАЛЬЯЖИН  Спасибо, спасибо, друзья.
             
            Входит Кикина.
 
КТО-НИБУДЬ, ВКЛЮЧИТЕ ВЕРДИ
 
            Гостиная.
            Вальяжин, Кикина, Грач, Грачев.
 
            КИКИНА        Пропущу с вами рюмочку, и домой, на кухню.
            ГРАЧ  Вы, наверное, целый день провели на кухне?.. Стол накрыт, прекрасный стол. Какие еще могут быть дела на кухне?         
            КИКИНА        Что вы?! На кухне дел всегда невпроворот. Кухня для женщины – юдоль Сизифа.
            ГРАЧЕВ         Камбуз… У моряков это называется камбуз.
            ГРАЧ  Мы фантазируем, Ирина Дмитриевна, как будто находимся на челне посреди океана.
            КИКИНА        Мы в океане?
            ГРАЧ  На челне.
 
            Кикина подходит к окну, открывает его.
 
            КИКИНА        Боже мой! Боже мой! Глазам своим не верю! Ядовитая крылатка!.. А вот каудофовеата, соленогастра, полиплакофора, триблидмя, друзья мои, стенотекодия, хиолита, сифнофоры, губаны, с ума сойти!.. Дюгонь, настоящий дюгонь!.. А вот и пилохвост, как же я мечтала его встретить!.. посмотрите-ка и мако рядом. Никогда бы не подумала, что они могут дружить!.. А черепахи-то? Сколько черепах!.. Не поверите, настоящая немопилема! Какая огромная!
            ВАЛЬЯЖИН  Ирина Дмитриевна!
            КИКИНА        Скорее иди сюда, Борис!
            ВАЛЬЯЖИН  Ирина Дмитриевна, закройте, пожалуйста, окно.
            КИКИНА        Почему?
            ВАЛЬЯЖИН  Это опасно.
 
            С очевидной неохотой Кикина закрывает окно и возвращается.
 
            ВАЛЬЯЖИН  Большое спасибо.
            ГРАЧ  Вам следовало бы больше отдыхать, Ирина Дмитриевна.
            КИКИНА        Вот, уеду в Липки, там и отдохну… Во вторник, на будущей неделе… Во вторник на будущей неделе я уезжаю в Липки, друзья мои.
            ГРАЧ  Да, вы говорили, Ирина Дмитриевна.
            КИКИНА        (Улыбается.) Приятно… Очень и очень приятно… Очень и очень… Мне казалось, что мои слова уже давно не имеют никакого значения. И дело не в том, что я – пустое место, на меня не обращают внимания, меня не хотят замечать, что послужило причиной обиды и все такое, нет. Просто мне казалось, что мои слова действительно не имеют никакого значения, что, в сущности – аксиома. Такая же аксиома, как-то, что барабан изнутри пуст, или, скажем, что курица далеко не всегда несет яйца.
            ГРАЧ  Всякая аксиома сомнительна.
            ГРАЧЕВ         Аксиома – это то, что находится вне сомнений и колебаний.
            ГРАЧ  Как же быть с доказательствами, которых нет?
            ГРАЧЕВ         Потому их и нет, что они отсутствуют. Нет доказательств – нет сомнений.
            ГРАЧ  Такой взгляд на вещи Бог знает к чему может привести.
            ГРАЧЕВ         Такой взгляд на вещи ведет к Богу.
            ГРАЧ  Вопрос в том, что за Бог обнаружится в конце пути. Что если он будет выглядеть как колода карт или логарифмическая линейка?
            ГРАЧЕВ         О Боге – ни слова.
            ГРАЧ  Согласен. Вообще, было бы лучше, если бы мы меньше разговаривали.
            ГРАЧЕВ         Согласен.
Пауза.
            ГРАЧ  Да?
            ГРАЧЕВ         Да.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  К сожалению, изменить ничего мы не можем.      
            ГРАЧЕВ         Никогда ни о чем не жалей и не забывай, коньяк не знает, что он коньяк.
            КИКИНА        Какая прелесть! Это ваша фраза?
            ГРАЧЕВ         Нет. Расхожая шутка… Так во время обеденного перерыва шутят между собой патологоанатомы.
            КИКИНА        Потрясающая фраза! За всю свою жизнь не слышала ничего более остроумного… А знаете что, Олег? ведь эта ваша фраза в известном смысле универсальна.
            ГРАЧ  (С трудом сдерживая смех.) Что вы имеете в виду, Ирина Дмитриевна?
            КИКИНА        Не только патологоанатомы, люди разных профессий могут так шутить.
            ГРАЧ  Краснодеревщики?
            КИКИНА        Краснодеревщики, педагоги, шахтеры… летчики, штурманы, авиаторы, воздухоплаватели… вплоть до космонавтов.
            ГРАЧЕВ         Вы явно тяготеете к авиации.
            КИКИНА        (Не без гордости.) Вы заметили?
            ГРАЧЕВ         Да, я обратил внимание на заключительную часть списка…
            КИКИНА        Пока ничего не могу вам рассказать, друзья мои, чтобы не сглазить, скажу только, что в обозримом будущем, не исключено, я буду иметь большее отношение к авиации, чем непосредственно летчики и авиаторы.
            ГРАЧ  Не может быть!
            КИКИНА        Именно, что может, и именно, что будет… Не могу разглашать некоторые вещи, вы сами понимаете, скажу только, что в обозримом будущем, не исключено, вы увидите меня в военной форме.
            ГРАЧ  Мне сразу бросилась в глаза ваша особая стать, Ирина Дмитриевна.
            КИКИНА        Выправка. У нас это называется выправкой.
            ГРАЧ  Вы вся – загадка.
            КИКИНА        Если бы еще вчера кто-нибудь сказал мне, что я вернусь к военной службе, я бы ни за что не поверила.
            ГРАЧЕВ         Вы служили в армии?
            КИКИНА        Четыре войны за спиной. Из них – две отечественных.
            ГРАЧЕВ         Летали?
            КИКИНА        Была пианисткой у одного маршала. Его имя и теперь не рекомендуется называть.
            ГРАЧ  Потрясающая судьба!
            КИКИНА        Вся жизнь – одни потрясения.
            ГРАЧ  При этом великолепно выглядите.
            КИКИНА        Некогда стареть, дорогой Игорь.
            ГРАЧ  Вы вся – загадка.
            КИКИНА        Похоже, я имею дело с аналитиком?
            ГРАЧ  (Смущенно.) В некотором смысле.
            КИКИНА        (Улыбается.) Приятно… Очень и очень приятно… Очень и очень… Ничего не стану говорить, кроме того, что вы абсолютно правы… Борис, какие у тебя проницательные друзья! Друзья мои, как жаль, что мы не были знакомы раньше. Это украсило бы мою безвозвратную жизнь. Это могло бы отодвинуть час инсульта как минимум на три года. Как минимум.
            ГРАЧ  У вас был инсульт?
            КИКИНА        Нет еще.
            ГРАЧ  А почему вы вспомнили о нем?
            КИКИНА        Как же мне не вспоминать о нем, когда это неизбежно?.. В моем представлении инсульт – это выстрел в голову. Можно ли пожелать лучшей смерти военному человеку? Хотя, не скрою, когда я думаю об этом, мне делается немножечко грустно, друзья мои.
            ГРАЧ  Нельзя об этом говорить, Ирина Дмитриевна.
            КИКИНА        Нельзя?
            ГРАЧ  Ни в коем случае. Вы совершаете ошибку.
            КИКИНА        Правда?
            ГРАЧ  Совершаете типичную ошибку. Заклинаю вас, никогда больше не произносите слова «инсульт» и подобных этому слов. (Шепотом.) Наши слова материальны.
            КИКИНА        Да, да, да.
            ГРАЧ  Опасно.
            КИКИНА        Да, да, да, я что-то слышала об этом… Скажите, Игорь, а если я не буду упоминать эту роковую болезнь всуе, она отступит?
            ГРАЧ  Вот именно.
            КИКИНА        Как просто! Подумать только!.. Сколькие опасности подстерегают нас на каждом шагу?!
            ГРАЧ  Им несть числа.
            КИКИНА        Да, да, да… Скажите, а вы, случайно не аналитик?
            ГРАЧЕВ         Любитель. Аналитик-любитель.
            КИКИНА        А вы знаете, Олег, во все времена любители ценились значительно больше профессионалов. Намеренно создавалась видимость, что необходимы профессиональные знания, но это делалось с тем, чтобы не отбить у молодых людей охоту учиться, что всегда было выгодно власть имущим, так как это снижает уровень опасности и напряженности – ведь все учащиеся на виду… Но вот однажды учеба заканчивается и, ожесточенные постоянным наблюдением, измученные невозможностью самостоятельных поступков, страдающие хроническим страхом, эти люди разбредаются по так называемым рабочим местам, в сущности, казенным помещениям с полудохлыми фикусами и дохлыми мухами на окнах… Какое бы то ни было выражение на их лицах отсутствует. Сердца их холодны. Головы настроены на запоминание, но никак не на созидание. И эти люди, как нас уверяют, соткут для нас торжественный гобелен прогресса?..  Можно ли этому верить, спрашиваю я вас, творческих людей, не потерявших способность заплакать над ленивцем в зоосаде?.. Я уже слышу ваш ответ, нет. И вы правы, дорогие друзья, многократно правы. Подлинным двигателем прогресса является любитель, тот добрый человек, что по зову сердца каждодневно открывает велосипед и Америку. Как бы то ни было, сегодня мы уже не представляем своей жизни ни без велосипеда, ни без Америки.
 
            Грач и Грачев аплодируют.
 
            ГРАЧ  Прекрасные слова, Ирина Дмитриевна!
            КИКИНА        Не удержались от оваций? Я бы сама поддержала вас, если бы это было не моим выступлением.
 
            Грач и Грачев аплодируют. Кикина кланяется.
 
            ВАЛЬЯЖИН  Хитросплетение.
            КИКИНА        Что ты сказал, Борис?
            ВАЛЬЯЖИН  Я назвал бы это хитросплетением… Сродни моим колокольчикам.
            ГРАЧ  Это – комплимент, Ирина Дмитриевна.
            ВАЛЬЯЖИН  Двадцать четыре с половиной года коту под хвост.
            ГРАЧЕВ         Зря ты так, Боренька.
            ВАЛЬЯЖИН  Минутная слабость.
Пауза.
            КИКИНА        Олег, Игорь, объясните скучной старухе…
            ГРАЧ  Как и у всякого художника, у Бориса, после выполненного им титанического, подчеркиваю, титанического труда наступил момент опустошения.
            ГРАЧЕВ         Душа просит новых трудностей.
            ГРАЧ  Никакого поиска трудностей. Момент опустошения, и больше ничего.
            ГРАЧЕВ         Образно говоря, душа жаждет продолжения рода.
            ГРАЧ  Секса?
            ГРАЧЕВ         Кекса.
Пауза.
            КИКИНА        Но это был комплимент?
            ГРАЧ  Несомненно.
            КИКИНА        Вы уверены?
            ГРАЧ  Двух мнений быть не может.
            КИКИНА        Спасибо, Борис. И в Липках буду помнить о тебе.   
   
            Кикина наполняет бокал, выпивает.
 
            КИКИНА        (Смеется.) Вот и все. Бокал пуст. (Пауза.) Борис, скажи, пожалуйста, Диночка не приходила?
            ВАЛЬЯЖИН  Нет.
            КИКИНА        Ума не приложу, что с ней сегодня? С утра места себе не находит... Вообще, друзья мои, что происходит с девушками? Вы никогда не задавались этим вопросом? 
            ГРАЧ  Олег Анатольевич – большой специалист в этой области.
            КИКИНА        (Грачеву.) Правда?
            ГРАЧЕВ         Кого вы слушаете, Ирина Дмитриевна?
            КИКИНА        Олег, не скромничайте. Я совершенно убеждена, что Игорь говорит правду. У вас такой проницательный взгляд. Еще эта незабываемая патологоанатомическая фраза!.. Не обижайте скучную старуху. Мне действительно хотелось бы узнать ваше мнение… Откройтесь. Вскройте свою точку зрения, прошу вас.  
            ГРАЧЕВ         (Смотрит на Бориса.) Что я должен сказать?
            КИКИНА        (Смеется.) Вы хотите, чтобы он сказал вам, что вам следует говорить? (Смеется.) А, может быть, вы хотите, чтобы я сказала вам, что вам следует говорить? (Смеется до слез.) Вы забавный, очень и очень забавный. (Уже серьезно.) Я полюбила вас сразу же, как только впервые увидела вас. И я доверяю вам, Олег.
            ГРАЧЕВ         У меня действительно нет ни одной мысли по этому поводу. Честное слово.
            КИКИНА        Может быть, вам будет удобнее, если я стану задавать вам конкретные вопросы?
            ГРАЧЕВ         Я не смыслю в этом ничего, честное слово.
            КИКИНА        Хорошо… Что такое, на ваш взгляд, мнимое изнасилование? Как вы это понимаете, Олег?
            ГРАЧЕВ         Я не понимаю…
            КИКИНА        Мнимое изнасилование… Насколько это опасно, чем чревато, и каковы перспективы?.. Поверьте, Олег, если бы это не было для меня жизненно важным вопросом, я не стала бы вот так врываться к вам, и тревожить вас, поверьте… Я бы спокойно записалась у секретаря и ждала бы сколько угодно, и, не исключено, наверняка, задала бы совсем другой, более приятный вопрос.
            ГРАЧЕВ         Дело в том, Ирина Дмитриевна, что я никогда не слышал…
            КИКИНА        Мнимое изнасилование. Мнимое… Изнасилование… Если оба этих слова рассмотреть по отдельности, проступает второй план и дополнительный смысл, не так ли?.. Согласитесь, можно и не разбираться в этом, но, расчленив фразу, попытаться проанализировать, просто подключить свойственную вам логику и проанализировать каждый из фрагментов. Отдельно – «мнимое» и отдельно – «изнасилование»… Хотя, безусловно, фрагменты получились непропорциональными, явно непропорциональными. «Мнимое» перевешивает «изнасилование»… На мой вкус, по крайней мере. 
            ГРАЧ  И вы правы, вы совершенно правы, Ирина Дмитриевна! Вы – умница!.. Готов спорить, что большинство опрошенных отдали бы предпочтение «изнасилованию».
            КИКИНА        Почему?
            ГРАЧ  Потому что это постоянно крутится в голове у всякого мужчины.
            ГРАЧЕВ         В моем случае ничего подобного не происходит.
            ГРАЧ  Потому что ты не знаешь себя по-настоящему. Ты боишься этого знания. Хотя убедил себя в том, что знаешь. На самом деле это не так. (Кикиной.) Обратили внимание, Ирина Дмитриевна, «мнимое» гораздо шире и глубже. В данном случае мнимое вобрало в себя и сексуальные фантазии испытуемого, и сопротивление им, да и, в сущности, самого испытуемого, который в нашей с вами беседе как будто присутствует, но в то же время отсутствует. Пытается мутить воду, водить за нос и прятаться от собственной тени. Зачем?.. С единственной целью спрятать подальше от нас как можно больше ржаного золота. (Грачеву, отчего-то очень громко, как если бы тот страдал тугоухостью.) Ноша не тянет, позвольте полюбопытствовать?
            ГРАЧЕВ         Шут гороховый.
            КИКИНА        Что он сказал, Игорь?
            ГРАЧ  Демонстрирует нежелание дискутировать. (Смеется.) Поймал себя на мысли, что отдал бы приоритет изнасилованию… Как большинство… Но он не считает себя большинством. Напрашивается вопрос. (Грачеву громко.) А, может быть, вы считаете себя божеством, Олег Анатольевич?
            ГРАЧЕВ         Идиот.
            ГРАЧ  Вот они, однояйцовые  близнецы – зажим и страх.
            КИКИНА        Мне кажется, он сердится на вас, Игорь.
            ГРАЧ  Напротив, он благодарен мне.
            КИКИНА        За что?
            ГРАЧ  За то, что я взял на себя его функции. Но не станем отвлекаться. Теперь – изнасилование… А вообще, существует ли такое понятие? Насилие – да, насильственное действие, направленное на преодоление сопротивления, при неизбежности и целесообразности ситуации… Именно, что при неизбежности и целесообразности ситуации… Человек боится пищи, его насильственно кормят через зонд, с тем, чтобы он не умер. Человек болтает лишнее, что может значительно усугубить его положение, и ему насильно вставляют кляп, чтобы он не оказался в роковом тупике. Человек не желает слушать, и его собеседник неизбежно и целенаправленно повышает голос, чтобы важная для произвольно оглохшего информация дошла-таки до него… Все это – примеры насилия. Что же такое изнасилование, позвольте вас спросить?.. Половой акт с применением силы, отвечаете вы. Да, но разве это – не всего лишь одна из форм насилия?.. Зачем нужно было вычленять эту форму в отдельное понятие?.. Я – не сторонник насилия, и если существует малейшая возможность избежать его, я – всеми руками за, но позвольте вас спросить, разве насилуемая или насилуемый не знает, что такое половой акт?.. Разве не размышляют они на досуге над этой физиологической игрой?.. Разве не обдумывается и не обсуждается ими возможность так называемого изнасилования, и, нередко в шутливой форме задолго до собственно изнасилования?
            ГРАЧЕВ         Чушь собачья.
            ГРАЧ  Нет, Фома, не чушь.
            ГРАЧЕВ         «Не хочу», и этим все сказано.
            ГРАЧ  А вставать, простите, с дивана и плестись в слякоть, чтобы вставить очередную палку в очередное колесо тебе хочется?.. А бежать с высунутым языком по расклеенному тротуару, чтобы догнать нищего и подать ему тебе хочется?.. А убегать от тебя, чтобы в очередной раз не испытать унижения нищему хочется?.. Так что термин «изнасилование», дорогая Ирина Дмитриевна, представляется мне весьма спорным… Совсем другое дело «мнимое изнасилование». Здесь само словосочетание отражает его содержание… Что же это такое?.. Ничто иное, как взгляд на предстоящую смерть в контексте эротического переживания. Маленькая победа над страхом смерти, и, в то же время, волнующее любопытство – на кого или на что похожи мордочки будущих детей?.. Никто не знает… А хочется узнать? Безусловно… Таким образом «мнимое изнасилование», вполне внятное определение, сродни «мнимой беременности» и «мнимому убийству». Естественная, чрезвычайно важная психофизиологическая функция организма.
Пауза.
            КИКИНА               Гора с плеч.
Пауза.
            ГРАЧ  Вы переживали?
            КИКИНА        Не то слово. Спасибо, Игорь, вы излечили меня.
            ГРАЧ  Такой уж сегодня день.
Пауза.
            КИКИНА        Олег, Игорь излечил меня. Я просила его только объяснить, а он, возьми да и вылечи меня.
            ГРАЧЕВ         Такой день сегодня.
Пауза.
            КИКИНА        Не знаю, чем отблагодарить вас.
            ГРАЧ  Что вы, Ирина Дмитриевна, это мы в неоплаченном долгу перед вами за роскошный ужин.
            КИКИНА        Пожалуй, я знаю, чем отблагодарить вас… Минуточку.
 
            Кикина направляется  к магнитофону, включает его. «Набукко».
            Увлеченные музыкой, присутствующие не замечают появления Дины.
            Динины глаза опухли от слез, голова выстрижена клочьями.
 
            ДИНА             Кто это поет?
            КИКИНА        Диночка, дружочек, мы ждем тебя весь вечер.
            ДИНА             Кто это поет?
            КИКИНА        Диночка, во вторник на следующей неделе мы с тобой отправляемся в Липки. Ты рада?
            ДИНА             Где певцы? Я не вижу, чтобы кто-нибудь пел!
 
            Кикина пытается имитировать пение.
 
            ДИНА             Мама, это не твой голос. Я знаю твой голос, это поешь не ты… Кто это поет? Скажи, мама, кто?.. Кто, мама? 
            КИКИНА        Не знаю.
Пауза.
            ДИНА             У нас в доме чужие?
            КИКИНА        Не знаю, девочка моя, разве что на кухне?
            ДИНА Я         Пожалуйста, посмотри, я боюсь.
            КИКИНА        Конечно, конечно. Сейчас я посмотрю. Возможно, дверь была не закрыта, и они проникли на кухню.
 
            Кикина удаляется на кухню. Через некоторое время раздается ее душераздирающий крик. Грачи бегут на крик. Еще минута, и они, в клубах пара, вносят в гостиную окровавленную, в растерзанной одежде Веру. Укладывают на диван.
            Держась за сердце, появляется Кикина.  
            Грачев выключает магнитофон.
            Дина возвращается в свою комнату.
            Оцепенение.
 
            ВАЛЬЯЖИН  Что это?
            КИКИНА        Это Вера, Борис.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Что это?
            ГРАЧЕВ         Это Вера.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  Она умерла?
 
            Кикина устремляется к дивану, слушает Верино дыхание, достаточно долго.
 
            ВАЛЬЯЖИН  Хотел сегодня погулять с ней… Хотя бы во дворе.
            ГРАЧ  (Кикиной.) Ну, что там?
            КИКИНА        Не могу понять.
Пауза.
            ВАЛЬЯЖИН  (Взрывается.) Я убью ее, убью ее!
 
            Грачи виснут на руках у Вальяжина.
 
            ГРАЧ  Тише, Боренька. Тише. Сейчас не время.
            ВАЛЬЯЖИН  Что она наделала?! Что?!
            ГРАЧ  Тише.
 
            Вера приподнимает и тут же опускает голову, пытается шевелить губами. 
            Кикина склоняется над ее головой, прислушивается.
 
            КИКИНА        Вера, дружочек, все хорошо. Все будет хорошо. Мы уедем от него, уедем в Липки. Во вторник на будущей неделе.
 
            Вера шепчет. Кикина прислушивается, склонив голову к ее губам. Выпрямляется.
 
            КИКИНА        Верди! Она просит Верди. Кто-нибудь включите Верди! Скорее!
 
            Никто не пошелохнется.
            Затемнение.      

              

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка