Комментарий | 0

Непридуманная жизнь. Рассказы "Заговорил", "Вдвое больше" и "Без Бога широка дорога"

 

ЗАГОВОРИЛ

 

Илл. к рассказу "Заговорил": Максим Ильинов

 

Одним революция обещает равенство, а другим дает несметное богатство. Барон Уврар относился к последним. Банкир и финансовый спекулянт получил приглашение Первого консула и с опозданием вошел в приемную.

За годы правления Директории барон не раз бывал у первых лиц государства, оказывал им финансовые услуги и в их кабинетах чувствовал себя, как рыба в воде.

Пошутив вместо приветствия, он ногой открыл дверь в кабинет. Вальяжный и улыбчивый, он сразу заговорил:

— Я знаю, консул, что Вы бедны, как церковная мышь, и казна пуста... Консул стоял у окна. Невысокий, худой, с длинными вьющимися волосами в красном мундире — подарке ткачей, портных и мастеров золотого шитья. Обернувшись, он посмотрел прямо в глаза подходившему. Барон ощутил паралич воли и тяжесть в ногах. Речь оборвалась. Он словно стоял на краю бездонной пропасти и боялся собственного вздоха, способного опрокинуть его в страшную темноту.

— Подпишите и положите чек, — Наполеон показал на край стола, — сумму я впишу сам. Вы будете делать это каждый раз, когда получите мое приглашение. Не вздумайте заговорить, иначе окажетесь в тюрьме. Идите.

По лицу банкира и по тому, как он пятился к двери, было видно, что напоминать о недопустимости опозданий нет необходимости.

Несколько лет банкир приносил чеки и однажды, посчитав, что это возможно, заговорил...

Тяжелые двери Венсенского замка, заменившего разрушенную Бастилию, гостеприимно открылись, и барон Уврар увидел внутреннее устройство государственной тюрьмы.

Правда это или вымысел, но эту историю помнят уже более двухсот лет, и, похоже, еще не пришло время ее забыть

 

 

ВДВОЕ БОЛЬШЕ

 

 

 

Разгромленные войска коалиции поспешно отступали. Их не преследовали. Солнце Аустерлица освещало выстроившиеся полки победоносной армии. Полководец в серой шинели армейского полковника был на вершине своего могущества и славы. Тысячи солдатских глаз восторженно смотрели на любимца военной фортуны. Герои, как могли, привели в порядок изорванную и грязную форму, выровняли ряды и с гордо поднятыми головами ждали слов того, кто до боя обещал им победу и славу, о которой они с гордостью будут говорить детям и внукам.

Полководец, подъехавший к строю, обернулся к свите, и только рядом стоявшие солдаты могли слышать то, о чем он говорил. Оказывается, солдаты перед сражением должны были получить полный комплект парадной формы. Начальник снабжения армии коротко доложил, что поставщику были выданы необходимые суммы, но тот, сославшись на инфляцию, сообщил о невозможности исполнения обязательств.

—  Повесить без суда! — гневно отреагировал Наполеон.

По существующей договоренности начальник штаба армии в течение суток не исполнял распоряжений, отданных Наполеоном в гневе. На следующий день он доложил о приказе и добавил: «Поставщик внес в казну двойную сумму и просит суда».

Вскоре армия была одета с иголочки, а поставщик осужден. А как же обращение Наполеона к солдатам? О! Оно достойно, чтобы о нем помнили. Но было еще одно обстоятельство, о котором обязательно следует сказать.

Дети каждого погибшего в сражении солдата и офицера были усыновлены Наполеоном. В свидетельстве о рождении мальчикам и девочкам после имени отца вписано имя Наполеон. Все они по своим способностям получили образование. Была проявлена забота об их будущем. Девушки обеспечены приданым.

Много выдающихся проектов осуществил император Наполеон I. Могущество Французской республики достигло невиданных высот. Но такустроен мир. Начатое революцией обязательно потерпит крах. Наполеона низвергнут. Франция утратит свое величие, и по площадям ее столицы не раз будут победно маршировать армии других государств.

 

 

БЕЗ БОГА ШИРОКА ДОРОГА

 

 

 

Калитка открылась без скрипа. На улицу вышел мужчина. Его можно было назвать коренастым, но излишняя полнота округлила фигуру. Посмотрев по сторонам, скорее по привычке, чем по необходимости или из любопытства, сел на скамейку и, поерзав, нашел позу поудобнее.

Он был не в том возрасте, когда человек устает от жизни, не тем, у кого недуг отнимает интерес ко всему окружающему. Тело еще сохраняло запас жизненных сил, но произошел психологический слом — исчезла воля. Жизнь продолжалась по инерции. Ему не хотелось видеть мир, и он закрыл глаза.

Вспоминая прожитое, склонялся к мысли, что не хотел бы повторить пройденный путь. Болезненно сжималось сердце, устав быть просто мышцей, перекачивающей кровь. Пришло время духовной работы, но какой — оставалось вопросом. В настоящем отсутствовало главное, что-то самое важное, которое хотелось найти. Это нужно было сделать самому. Поверить кому-то и, возможно, очередной раз оказаться обманутым — глупо. Умирать в таком состоянии страшно. Остается ли он человеком, если не понимает смысла жизни?

Мысли короткие, несвязные, торопливые громоздились в голове, словно мозг, отвыкший от размышлений, старался скорее выполнить задание и вернуться в ставшее привычным бездействие.

Быстро пришло утомление. Тело обмякло, голова склонилась набок, опустились плечи. На скамейке сидел и спал старик. Вот что ему приснилось.

Центральная улица пересекала станицу. Одним концом она выходила, превратившись в дорогу, к железнодорожному вокзалу. Другая сторона вела на дорогу в районный центр.

Внимание мальчика, сидевшего на лавке у забора, привлек мужчина с гвоздодером и мешком в руках. Он останавливался там, где на заборе была прикреплена табличка с названием улицы. Сорвав табличку и бросив в мешок, шел к следующей, и все повторялось. Таблички были новые, и на каждой написано «Улица Сталина».

В тот же день в центральном коридоре школы со стены сняли портреты Сталина, Буденного и Ворошилова. На следующий день в парке не стало большого гранитного бюста Сталина. Исчезла трехметровая статуя, установленная на склоне ближайшей к вокзалу горы. Она хорошо была видна пассажирам проходивших поездов.

Учителя вели себя, как будто ничего не происходит. Колхозники обсуждали тихо и немногословно. Одна старушка, ни к кому не обращаясь, несколько раз проговорила: «Без Бога широка дорога».

В колхозном клубе стену украсил портрет нового лидера страны, труды которого, как было написано, — неисчерпаемая кладезь мудрости.

Наконец ситуация прояснилась. Отец и вождь народов Сталин, оказывается, был тираном, утвердившим культ своей личности.

 

Великая страна начала борьбу за мир во всем мире и приступила к построению материально-технической базы коммунизма.

То, о чем писали в газетах и журналах, говорили по радио и с колхозной трибуны, высыпалось лозунгами и цифрами на улицы станицы.

Он открыл глаза. Снял фуражку и платком обтер лысину. Посмотрел по сторонам, вздохнул. Снился ли ему сон или это было воспоминание детства, он понять не успел. Глаза закрылись, побежденные дремотой.

Пионерский лагерь «Ручеек» переименовали в «Спутник». В школе до срока объявили перемену. Все вышли во двор. Космический корабль с Юрием Гагариным на борту облетел землю. В станице открыли пункты приема скота. Учителя рассказывали о новой жизни и убеждали учеников, что они должны объяснять родителям о необходимости избавления от подсобных хозяйств. Без коров, телят, огородов появится свободное время для самообразования и культурного развития.

Конюшни опустели. Исчезли лошади, мешавшие научно-техническому прогрессу. Неутомимых трудяг-ишаков сдали на колхозную бойню. Слово «ишак» тюркско-татарского происхождения переводится как «осел». Происхождение последнего никто объяснить не может. В станице этих помощников называли ишаками, и для привыкшего уха это звучало вполне нормально.

Специальная комиссия перемерила домовые участки. Лишние метры приказано было отгородить. По всей станице между домами вырос бурьян выше человеческого роста. Наконец все помехи строительству коммунизма были устранены.

Трудно было ощутить, как догоняли и перегоняли Америку, как обращали атом на нужды человеку. Но то, что страна не ждет милости от природы, а берет все, в чем нуждается, в станице увидели хорошо. Начали с того, что организовали лесхоз. Потребовался лес, и по пастбищу на склонах гор поехали трактора. С той стороны трактора, которой он обращен к вершине, стояли колеса небольшого диаметра, с противоположной стороны — вдвое больше. Это выравнивало трактор при движении по склону, но трактора срывались и падали, превращаясь в груду металла. Деревья сохли. Нарушенную почву смывали дожди, и зеленые склоны стали пестрыми от оголившихся камней.

Выгон за станицей огородили металлической сеткой на бетонных столбах, разделив в середине на четыре равных части. Протянули электропровода. В огороженный квадрат загнали стадо коров. По ограде пустили слабый ток. Стадо переходило из квадрата в квадрат. За это время в первом должна была вырасти трава. Но солнце палило, дождей не было, трава выгорела. Стадо отогнали на северные склоны.

Полки магазинов опустели. Киоски по продаже молока и молочных продуктов забыли построить. Домашнего хозяйства не было. Белый хлеб перестали выпекать. Но наступил октябрь 1964 года, и новый лидер Коммунистической партии возглавил страну…

 

Кот прыгнул на лавку. Потерся. Старик, не открывая глаз, погладил пушистую мягкую шерсть. Мысли о юности наполнили сознание приятными воспоминаниями.

Жить стало лучше. Приобретали телевизоры и холодильники. В нескольких дворах заурчали моторы частных автомобилей. Восьмилетняя школа стала средней. Молодежь мечтала о высшем образовании. Отслужившие в армии или проработавшие не менее двух лет получили льготы при поступлении. В университетах и институтах открыли подготовительные факультеты — рабфаки.

Вспомнилось, как после службы в армии он пошел работать на машиностроительный завод и на следующий год поступил на заочное обучение в машиностроительный институт. Завод располагался на промышленной окраине областного центра. Рядом дымили трубы других заводов и комбинатов. Несколько улиц были застроены девятиэтажными кубиками общежитий. В комнатах жили, как правило, по три человека. На четыре комнаты был холл, кухня и санузел, включавший умывальник, душ и туалет. Газ, холодная и горячая вода, хорошее освещение, паркетные полы. На каждом этаже была специальная просторная комната для занятий.

На заводе, работавшем в две смены, была столовая. Для первой смены готовили завтрак и обед, для второй — обед и ужин. Отработав свою смену, каждый мог помыться в душевой и был обеспечен индивидуальным шкафчиком для одежды и банных принадлежностей. Медицинский кабинет работал с круглосуточным дежурством.

В учебном комбинате можно было пройти обучение по большому списку рабочих профессий или повысить квалификацию до высших разрядов, поступить в техникум, воспользоваться помощью учебно-консультационного пункта института.

Получив специальность автоматчика на линии станков с программным управлением, через год он стал наладчиком, а к окончанию института — старшим наладчиком с квалификацией шестого разряда. Зарплата инженера была существенно ниже, чем у квалифицированного рабочего. Поэтому он не спешил на новую должность.

Пришло время создавать семью. Полторы тысячи рабочих завода были записаны в очередь на получение жилья. Жилищного строительства не велось. Не было заложено ни одного жилого дома. Тысячи парней и девушек, молодых мужчин и женщин, проживавших в общежитиях, были обречены на бессемейное существование.

Воспитание человека труда, повышение производительности было самоцелью.

«Слава КПСС!», «Слава труду!», «План — закон! Выполнение плана — долг, перевыполнение — честь». «Мы придем к победе коммунистического труда!» Лозунги рабочих починов и прочее в разных видах, но по одной теме. В цехах и на улицах. Везде. О семье, детях, как цели жизни, на заводе вообще не говорилось.

 

Не хотелось уходить с завода, уезжать далеко от родных мест. Из всех вариантов реальным представлялся переезд в сельскую местность с поиском работы в колхозе, совхозе, любой другой организации, имеющей возможность оказать помощь в строительстве жилья.

Кот вытянулся и уперся лапами в ногу хозяина. Мысли оборвались. Солнце клонилось к закату. Приближалось то время, когда сельчане возвращались с работы домой. Но никто не шел по улице села, и старик остался в дремоте.

Прошло десять лет после приезда в село. Став колхозником, он работал слесарем, начальником мастерских, главным инженером колхоза. Имел дом, семью. Двое детей учились в школе.

Коммунистическая партия была конституционно закреплена руководящей и направляющей силой. Вскоре новый Генеральный секретарь за отведенный ему год правления добился полного разрушения остатков приусадебного хозяйства. Пролетаризация жителей села и мелких городов была условием возвращения их к высокопроизводительному общественному труду. Но производительность и качество труда зависели от каких-то других законов. В стране объявили перестройку. Перестраивали невиданными темпами, и страна, не выдержав очередного испытания, рухнула. Советского государства не стало.

Старик согнулся так, что голова почти касалась колен. Дышать было трудно, ныло сердце и стучало в висках. С трудом выпрямившись и посмотрев по сторонам, старик вернулся в действительность. Он ожидал дочь и внука, они приезжали из города и привозили продукты, лекарство и другое необходимое. В селе не было ни магазина, ни аптек. Собственно, и села уже не было. Развалившиеся и полуразвалившиеся дома еще обозначали улицы, когда-то покрытые асфальтом. Наиболее заметными были руины трехэтажной школы и устремленная в небо высокая труба разбитой котельной. Заросли бурьяном и пролеском остатки стен общественных зданий, мастерские, фермы, ток и многое другое, добротно построенное колхозом-миллионером.

В восьми домах села оставались обитатели: восемь старух и два старика. Те, кто был помоложе, уехали в город. Остальные переселились на погост.

Без Бога широка дорога. Этой широкой дорогой шла страна в светлое будущее и не заметила, как свернула в кювет. Выбралась и пошла вперед, но опять оказалась в кювете. Пыталась выбраться, но поводыри завели в овраг. Тридцать лет страна мечтает о широкой дороге.

Старик недовольно тряхнул головой. Не об этом он хотел подумать, ожидая дочь. В конце концов, материальные блага были для него только средством, и он никогда не отождествлял Родину с их количеством. Цель жизни он осуществил — семья, дети, внуки и дом его стоит крепко. В чем смысл жизни? Вопрос остался без ответа.

Тихо подъехал автомобиль. Прикосновение дочери прервало мысли.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка