Разговор пяти пьяниц
Прогуливаясь вдоль реки, я часто встречал компанию из пяти пьяниц.
Обыкновенно они располагались на стволе огромного поваленного дерева, такого широкого и удобного, словно оно специально было приготовлено для трапез и бесед.
Дерево причудливо разветвлялось, и отростки его были достаточно толстыми, чтобы на них можно было сидеть или лежать; в центре проходил основной ствол с вмятиной посередине, образующий плоский пиршественный стол.
Компания пьяниц не шиковала. Они приносили с собой несколько буханок хлеба и большой эмалированный бидон с изображенным на нем орнаментом из листьев и ягод рябины. Он был наполнен водкой.
При этом, несмотря на скудость угощения, пьяницы называли свои собрания «кутежами».
Кутежи эти проходили следующим образом: пьяницы садились или ложились на дерево, всякий раз заново распределяя между собой места, и передавали по кругу бидон, делая по глотку водки и закусывая хлебом.
Когда водка заканчивалась, все расходились.
Несмотря на незатейливость этих собраний, они проходили в оживленных беседах и спорах, и мне интересно было узнать, о чем же там разговаривают.
<— Илл. к рассказу Кати Берестовой.
Однажды, уступив своему любопытству, я приблизился и стал рассматривать пьяниц и слушать их. Они не замечали меня, увлеченные своим застольем.
Выяснилось, что каждый из них имел в своем облике какую-то характерную особенность.
У первого одно из ушей росло почему-то очень низко, практически у края рта, и было необычно подвижным: когда тот жевал или глотал, оно сокращалось и растягивалось, словно ело и пило водку вместе со своим хозяином.
Второй пьяница имел крупную, бугристую и лохматую голову; из-за выпяченных носа и губ он напоминал верблюда и, словно подтверждая это сходство, периодически смачно и густо сплевывал. Судя по всему, для него это было своеобразной игрой: он всякий раз старался плюнуть дальше, чем в предыдущий.
У третьего не хватало правой руки; вместо нее из рукава торчал самодельный деревянный протез, к которому его обладатель мог приделывать различные насадки. Таким образом, рука могла заканчиваться, скажем, крюком, чтобы нести что-нибудь, либо подставкой для стакана или бутылки, либо увеличительным стеклом, через которое пьяница любил разглядывать окружающий мир.
У него был еще целый мешок различных насадок, но других я не видел.
Четвертый пьяница был грузным и плотным, кожа его имела странный сероватый оттенок. Замирая на стволе, он располагался словно бы слоями и напоминал гигантский древесный гриб.
Пятый имел чрезвычайно подвижное лицо, которое беспрестанно искажалось различными гримасами, в основном – веселья, счастья и умиления. Периодически он начинал хихикать – видимо, смеясь каким-то своим мыслям; подчас он буквально заливался хохотом.
Его собутыльники привыкли к подобному поведению и не пытались расспрашивать, что его насмешило.
В тот момент, когда я начал прислушиваться к их беседе, пьяницы говорили о жизни.
«Вот мы живем, – сказал, пожевав губы, первый, после того, как передал бидон с водкой следующему. – Вроде бы живем, но как плохо, как скучно живем!
Представьте себе, сколько замечательных и удивительных вещей еще можно было бы повидать, сколько неизвестных удовольствий испытать, какую яркую жизнь прожить, если бы мы только нашли в себе силы и волю, если бы начали чем-нибудь заниматься!
Эх, перестать бы тянуть, махнуть рукой на это бесцветное существование и уехать куда-нибудь!
Но разве же это получится? Нет, не получится. Только и остается, что вздыхать, да ожидать своей очереди на новый утешающий глоток».
«С другой стороны, – сказал, отхлебнув из бидона, второй, – я постоянно убеждаюсь, что измениться ничего не может.
Вдумайтесь: что мы с вами за люди? Мы привыкли к выпивке, привыкли лодырничать, забываться с бутылкой. Если мы и были способны еще на какое-то новое умозаключение, на что-то необычное, способное внести в нашу жизнь перемены – то только лишь в молодости. Но мы тогда и пальцем не пошевелили, а теперь и подавно не сможем.
С годами все становится лишь хуже. Разве каждый следующий наш день, каждый следующий шаг нашего угасания не закономерен?
Если мы не смогли добиться перемен в лучшие времена – чего уж теперь о них думать? Мы едем, как поезд по рельсам.
А раз так – значит и огорчаться нечего. Бессмысленно жаловаться или винить кого-нибудь, в том числе и себя. Надо пользоваться тем удовольствием, что есть – водкой».
«Как знать! – сказал третий, глотнув и передавая бидон. – Иногда, например вот как сейчас, у меня появляется отчетливое ощущение, что все может еще измениться.
Нам ведь неизвестно, как сложится наша судьба, какие неожиданные повороты нас еще ожидают на дороге жизни!
Быть может, в один прекрасный день мы проснемся обновленными, полными сил, и шутя сможем осуществить то, о чем много лет лишь задумываемся! Разве можно знать, чего ожидать от самого себя через год, даже завтра, даже в следующую минуту?
Жизнь непредсказуема, и любого из нас вдруг может осенить такая идея, которая перевернет все вверх тормашками!»
«Однако же, я не могу согласиться ни с одним из вас, – заметил после своего глотка четвертый пьяница. – Я считаю, что наша нынешняя жизнь имеет ценность сама по себе.
Разве можно утверждать, что любой другой человек живет лучше нас? На мой взгляд, нет. Мы избавлены от бесконечной суеты и живем в особенных условиях, мало к чему обязывающих; при этом наши встречи и водка приносят удовольствие, которого большинство других людей лишены.
У меня есть ощущение, что даже власть самого времени ослаблена над нами: во всяком случае, нам не нужно им дорожить, дрожать за него, бежать куда-то, стараться выгадать лишние пять минут.
Мы можем наплевать на время! У нас есть возможность созерцать и размышлять – разве этого недостаточно?»
«А по-моему, вы все неправы, – сказал пятый пьяница, отхлебывая из бидона и вновь передавая его первому. – Разве нашу жизнь вообще можно сравнивать с окружающей?
Жизнь – кипящий котел, и мы из него выпрыгнули!
Жизнь – всеобщее пожирание, в котором мы перестали участвовать!
Мы скрылись от удавки и зубов!
Мы сами никого не душим!
Мы не мироеды!
Мы сбежали от сравнений!
Мы блаженные!
Мы вне!
Мы му-у-у-у!
Мы Ы!
Мы Ѣ!»
С этими словами он вдруг вскочил и принялся бегать около дерева кругами, размахивая руками, словно крыльями: он, видимо, изображал свободу птицы.
«Вот до чего дошли: собственное пьянство считают чуть ли не святостью!» – удивился я, выступая из тени и подходя к столу.
«А кто это говорит?» – спросили все пьяницы, обернувшись ко мне.
Из-за большого количества выпитого взгляды их затуманились, и они, судя по всему, не могли толком меня разглядеть.
«Никто, это просто наблюдения», – ответил я.
«Но мы же видим, что перед нами стоит человек, который это и сказал», – ответили пьяницы.
«Тогда незачем и спрашивать, кто говорит, – ответил я. – Надо делиться!»
Мои собеседники приветливо улыбнулись, приглашая меня к столу.
Я подошел, выбрал один из удобных отростков дерева, широкий, как диван, и вместе с остальными прилег за столом; первый пьяница передал бидон мне.
Я сделал глоток, вернул водку ему – и бидон начал новый виток своего движения.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы