Александр Грек
Миф об овечке Долли
После
успешного клонирования простейших организмов, бактерий и растений,
ученые приступили к клонированию высших животных и натолкнулись
на ряд серьезных технических проблем, главную из которых можно охарактеризовать
древним философским принципом: нельзя войти в одни и те же воды
дважды.
Михаил Эпштейн
ДАР
СЛОВА # 23
Проективный лексикон
Слово недели: эля
Как назвать кратко
по-русски "электронную почту"?
N 11
ДИСКУССИЯ
БУДУЩЕЕ
PYCCKOrO
ЯЗЫКА
Голос 1.
Михаил Эпштейн
Голос 2.
Леонид Кочетков
Голос 3.
Алексрома
С
русским языком в 20 веке происходит примерно то же, что с населением:
мало того, что убыль, но еще и недород...
Перейдет ли русский на латиницу? Восстановится ли единство индоевропейских
языков? Обогатится ли русский
сокровищами других славянских? Добавляйте свои голоса к прозвучавшим.
Александр Грек
Смотритель
Земного Шара
интервью
фантастический рассказ
Прежде
всего – возьмите инициативу в свои руки. Ничего не ждите. Путешествуйте
в один конец первым классом. Поднимитесь как можно выше. Лягте под курильницу
с опиумом на бочки с напалмом. Уйдите живым, но спящим. Не покрывайте
печалью лица друзей. Не оставляйте тело на поругание червям. Отдайте
пепел ветру. Пусть один день в Азии будет туманным и душным.
ССЫЛКА НОМЕРА
Михаил Эпштейн
Фигура
повтора. Философ Николай Федоров и его литературные прототипы.
"Вопросы литературы", 2000, #6
Буквоеды-праведники,
переписчики-воскресители и их заветы потомкам.
N 10
Алексрома
Последняя стадия
Божьей Коровки
в формате Flash-4
В канун нового
года Веер будущностей предложил подписчикам Дара
Слова провести эксперимент по визуализации будущего: закрыть глаза,
представить себе 2030-й год и сообщить редакции Веера первое слово,
которое пришло при этом в голову. В позапрошлом выпуске Алексрома объединил
эти слова в поэму о будущем
2030. В
этом выпуске - Флэш-фильм по мотивам словесных картинок 2030 года.
Михаил Эпштейн
Общество
возможностей
из серии "К новой
модели будущего"
Кредит,
страховка, реклама, опросы общественного мнения - все эти "как бы" переводят
нашу жизнь в сослагательное наклонение. В современном обществе реальность
так же исчезает, как и в современной физике.
ДАР
СЛОВА # 21
Проективный лексикон
Корень недели: -люб-
Новые слова "про это".
N 9
Сергей Фролов
Мертвый
Интернет
С
течением времени все новые и новые странники сети будут вынуждены отправиться
дальше, в призрачное путешестиве по небесам, на двацать третье через
седьмое, уйти в долину предков, оказаться в аду или в райском саду,
или же кануть в абсолютное небытие. Так или иначе, все они покинут интернет,
чтобы никогда в него не вернуться.
Алексрома
Бабочка
будущего
графическая поэма, смотрите в Нетскейпе
Раздел Манифестов
Алексрома
Манифест
Горящих рукописей
Раздел Архив Манифестов
Михаил Эпштейн
Парадокс
ускорения
Конец
истории и архив настоящего (1985)
Xод
истории от эпохи к эпохе убыстряется, переходит на скорости, близкие
к световым... Эсхатология с ее чаянием гвечного царствах - это не конец
истории, а возведение ее в высшую степень историчности, замирание-в-ускорении.
Михаил Эпштейн
ДАР
СЛОВА # 20
Проективный лексикон
Корень
недели: МЁТ
Как
рыба мечет икру, а огонь - искры, так "словомётными" и "мыслемётными"
могут быть и творческие проявления человека... Числомёт - программа,
выбрасывающая ряды чисел по определенным правилам (алгоритмам)
ССЫЛКИ
НОМЕРА
Л.Э. Ванд, А.С. Муратова
Генеалогия
культуры и веры: зримое и тайное
Сущность
происходящего с человеком рассматривается вкупе с меняющимися ценностями,
отношениями с прошлым и сегодняшним, умершим и живущим, миром и Богом.
|
21 февраля 2001
года
ПРЕДЛОЖЕНИЕПРАЗДНИКА
Предисловие к новому разделу
Праздник, или мирское таинство
- основа внутренней организации любого общества. В празднике смыкаются
начала и концы того процесса (истории, эволюции), в середине которого
мы находимся. Праздник - это встреча памяти и воображения внутри
тех будней, где работает простая наблюдательность, жалкое искусство
выживания и поспевание за днем текущим. При всех изъянах российской
общественности ей нельзя отказать в любви к праздникам, порой чрезмерной.
Но есть области, совершенно не охваченные
праздниками: это интеллектуальная жизнь и интернет. Среди множества
праздников народных, военных, революционных, религиозных, женских,
мужских, шахтерских, морских и т.д. нет ни одного собственного интеллектуального,
если не считать таковым День учителя.
Между тем интеллектуальная жизнь общества,
и особенно интернет, нуждаются в структуре событий, придающих смысл
и артикуляцию их однообразному жужжанию. Интернет - это новое
и быстро растущее сообщество, у которого, как у всякого общественного
организма, должны быть свои ритмы: свои эксцессы и аскезы, пиршества
и посты, время собирать и разбрасывать (камни, сайты, линки), время
крика и молчания, и т.д. Посмотрите на церковь: какая богатая
оркестровка праздников, постов, таинств, какой сложно организованный
ритмический календарь! Да и любое правильно устроенное общество,
от государства до семьи, от профсоюзной ячейки до влюбленной пары
- имеет свой ритм, календарь, экстазы, труды и паузы, будни, праздники
и посты, черные, красные и белые даты.
А интернет пока что напоминает ровно
гудящий пчелиный улей. Интеллектуальные турниры могут стать красными
датами в сетевом календаре, как великие битвы в календаре общегражданском.
А дни тишины будут белыми датами - словесного поста, воздержания,
поминовения... Пока что весь календарь Интернета - черный,
будничный, трудовой, муравьиный, а мы предлагаем внести в него цветные
просеки, порисовать красным и белым на черной доске.
И наконец, еще одна область, не охваченная
праздниками, - частная собственность. Среди общенародных праздников
должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого
народа, разнообразие владений, укладов, внутренних межей и границ,
из которых слагается такая огромная земля. Чем она больше, тем должна
быть делимее, тем больше должно залегать в ней всяких причудливых
складок. Вот почему первым в этом праздничном цикле мы предлагаем
День Терминалий.
23 ФЕВРАЛЯ -
ДЕНЬ ТЕРМИНАЛИЙ
В Лаборатории интеллектуальных стилей (Веер
#9) мы уже предлагали отмечать 23 февраля не только как День Армии,
но и как праздник Терминалий. В этом выпуске мы более подробно охарактеризуем
мотивы его введения в ново-российской империи.
Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось
второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением
о святости и нерушимости частного владения. Терминус - по латыни пограничный
камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола
"terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать).
Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, напр.,
обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное
устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для
погрузки и разгрузки.
Римляне совершали над межевыми знаками, терминами,
обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный
камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный
приговор был заменен штрафом. От этого почитания межевых камней развилось
поклонение богу Терминусу. Конец старого римского года приходился
на 23 февраля; в этот день проводились празднества Терминалий. О них
рассказывается, в частности, в эпической поэме Овидия "Фасты", где
излагается календарь римских праздненств с связанные с ними предания
(далее цитаты приводятся по книге: Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков,
Фолио, сс. 395-396).
Ночь миновала,
и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы
полей.
Термин, камень ли ты иль ствол
дерева, вкопанный в поле,
Обожествлен ты давно предками
нашими был.
Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного
знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба.
Приносились жертвы и возлияния - медом, вином, молоком, зерном,
пирогами; закалывались овца или свинья. При межевании земли
и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений.
Кроме большого числа терминов, существовал культ одного Термина: изображавший
его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало
нерушимость границ Рима.
Земли народов
других ограничены твердым пределом;
Риму предельная
грань та же, что миру дана.
Российскому обществу, в начальный период становления
институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть
особенно близок. Терминалии празднуются для того,
чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями,
сотрудниками, сослуживцами, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами,
всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Граница -
место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Удачно проведенная
граница - залог добрососедства. Без терминов,
освящающих межи, началась бы междуусобица и война всех против
всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие
нас. Вот как Овидий обращается к термину:
Грань ты
народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде
спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и
золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские
межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом,
или мотыгой,
Ты возопи: "Вот твое
поле, а это его!.."
Термины должны быть столь же почитаемы в обществе,
обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - божества
домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и
термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность
дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).
В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на
свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное
тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника:
ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества,
и противоположности - это вырожденные различия. Будем терминировать
все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию,
со-мыслию, со-действию. На каждое "раз-" есть свое "со-".
Физиолог пусть почтит физика, а физик - метафизика. Радикал пусть
почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно,
с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, -
как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину,
чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий
напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения
владений невозможно добрососедство, без разделения орудий невозможно
соратничество, без разделения труда невозможно никакое общее
дело.
С той и
с другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два
приносят венка...
Попросту празднуют все, и пируют
соседи все вместе,
И прославляют тебя песнями,
Термин святой!
Границы проходят не только в пространстве. Терминировать,
т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов
- это отгранивать свои отношения с другими людьми, с
представителями других возрастов, профессий, конфессий, достатков,
политических воззрений. Искусство терминации - быть может,
самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более
привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего
общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со
смиренным подвижничеством, - это искусство проведения границ,
выделения формы из хаоса.
Терминировать - значит установить термины, в которых
ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация
- придание словам определенного смысла, артикуляция языковых
значений, поскольку, как заметил Ф. де Соссюр, "в языке
нет ничего, кроме различий". В английском языке есть вездесущее
выражение "in terms of", которое считается паразитом - и вместе с
тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах
чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой
темы. Человеку думает и говорит о чем-то, любит или ненавидит что-то,
добивается или избегает чего-то "в неких терминах". Вот такая
терминация и есть неосознаное почитание Термина как бога границ и
рубежей - а мы в день Терминалий давайте почитать его сознательно
и возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.
Не случайно праздник меж и границ отмечался столь
торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего
мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование
самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих
ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся
империей, так важно освящать не только внешние, но и внутренние
рубежи, как знаки своей многосложной целостности. В этом плане из
всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в
ново-российском календаре.
День Армии и праздник
Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних,
государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной
собственности, материальных и интеллектуальных владений.
ПРЕДЛОЖЕНИЕРИТУАЛА
В этот день все добропорядочные сетенавты
пишут на корпусе компьютера фломастером термины и новые слова, которые
узнали через Интернет за прошедший год. И красиво, и с пользой: заковыристые
словечки всегда на виду. Кстати говоря, во всех обрядах проглядывается
рациональное начало. Даже когда животных приносят в жертву, их не
хоронят, а съедают. Хотя, казалось бы, жертву приносят Богу, а потребляют
сами - это по-честному? Каждый год можно писать термины новым цветом.
Цвета устанавливаются для каждого года по спектру радуги. В этом году
пишем красным, в следующем оранжевым и т.д. Ну что, поехали?
Алексрома
|
Лаборатория интеллектуальных
стилей
Михаил Эпштейн
Предисловие
к разделу
Стиль
Февраль
Фантастические науки,
или Scientiae Desiderata
Михаил Эпштейн
От
научной фантастики - к фантастическим наукам
Культуроника
К новой модели будущего
Михаил Эпштейн
Будущее
после будущего
Не
реализация, а потенциация
Общество
возможностей
МАНИФЕСТЫ
Михаил Эпштейн
Предисловие
к разделу
Протеизм. Манифест начала века
часть
1
часть
2
Алексрома
Манифест
Гиперлогоса
Манифест
Горящих рукописей
Новые Праздники
Михаил Эпштейн
Предисловие
к разделу
23
февраля - день терминалий
АВТОРЫ
Алексрома
Бабочка
будущего
Бетафоризмы
Будущее
русского языка
Кошка
Шредингера в
прошлобудущем
Котка
Шредингера под катком объективизма
Логика
как инструмент научного познания и ее встроенный ограничитель
Манифест
Горящих рукописей
Мораль,
страх и вера
Последняя
стадия Божьей Коровки
Поэма 2030
Расселите
мои души!
Транскрипт новогоднего
Радиопослания
Татьяна Ахтман
Впечатление
о жизни
Владимир Васильев
Прогресс
в физике
Александр Грек
Миф
об овечке Долли
Смотритель
Земного Шара
Леонид Кочетков
Будущее
русского языка
Сергей
Фролов
Душа и тело - последний
оплот дуализма?
Комментарий
к "Кошке Шредингера в Прошлобущуем"
Мертвый
Интернет
Михаил
Эпштейн
23
февраля - день терминалий
АМЕРОССИЯ
Двукультурие и свобода
Без техники
мы не станем ангелами
Будущее
после будущего
Будущее
русского языка
Имя
века
Культуроника
Мысли о главном
Не реализация,
а потенциация
От
научной фантастики - к фантастическим наукам
Предложение
праздника
Протеизм. Манифест начала века
часть
1
часть
2
|