Глазами гения №30. Предел беспредела. Окончание
  В Медоне Селин продолжал заниматься медициной, но лечил исключительно
  бедных, которые были не в состоянии ему платить. Кроме того, как
  правило, он сам посещал их на дому. Один знакомый как-то встретил
  его на тропинке, ведущей в Нижний Медон. Селин, одетый очень чисто,
  в пиджаке и при галстуке, стал что-то бормотать, указывая рукой
  на какой-то дом: «Она там, она недавно пришла...». Потом выяснилось,
  что он почти каждый день навещает одну старушку, больную раком
  в последней стадии. Он не брал с нее ни копейки, так как денег
  у нее не было, а старушка постоянно выражала недовольство, что
  он плохо ее лечит. Не исключено, что именно ее Селин описывает
  в романе «Из замка в замок»: «Итак, спускаюсь я к мадам Нисуа...
  но очень осторожно, я повторяю... люди с набережной меня недолюбливают...
  в силу ряда причин... то, другое... пятое, десятое... мой костюм...
  раз!.. плакаты... два!.. то, что я не беру денег... «у него нет
  служанки», «нет машины», мусорный бачок, авоськи с продуктами
  и т. д. и т. п... так что сами понимаете, днем на улице мне лучше
  не показываться... я спускаюсь ночью по «Бычьей тропе» с собакой...
  даже с двумя... на «Бычьей тропе» после семи вечера редко кого
  встретишь... там, внизу... площадь экс-Федерб в одной минуте ходьбы
  от «Бычьей тропы»... Мадам Нисуа... она живет в третьем доме,
  сразу за площадью... я уже там был... сначала я привязываю своего
  песика... я почти всегда беру с собой Агара... он меня ждет, рычит...
  не будь у меня собаки, я бы никогда не отважился на подобную авантюру...
  (...) итак, своего песика я оставляю на лестничной площадке, на
  коврике под дверью... только не подумайте, что я боюсь... никого
  я не боюсь, просто мне не хочется: не хочется, чтобы меня убили...
  было бы досадно, если бы после пятнадцати лет оголтелой травли
  один из этих маленьких прыщавых шакалов, какой-нибудь кокаинист
  с трясущимися ручками, словил наконец кайф... а он, наверное,
  спит и видит свое имя на мемориальной доске: «Здеся Лидуарзефф
  укокошил...» какая-никакая, а слава!.. о, я нисколько бы не удивился!..
  если бы вдруг заметил!.. двоих!.. троих, поджидающих меня!.. там,
  внизу!.. да!.. ничуть!.. а тут еще и мадам Нисуа!.. как раз кстати!..
  отвлекает мое внимание! своим тупым рылом и коматозной задницей!..
  удачное совпадение! мне попадались больные в состоянии гораздо
  худшем, чем она, которые уже совсем на ладан дышали, и те порой
  оказывались невольными соучастниками самых гнусных и коварных
  злоумышленников!.. стоит мне только выйти из дому, неважно, от
  больного или нет, мне нужно быть готовым ко всему!.. с такой репутацией,
  как у меня, ничего хорошего ждать не приходится...».
  А вот еще одна характерная цитата на ту же тему: «Как-то одна
  старая алкоголичка едва не огрела меня бутылкой по голове... она
  ткнула мне в нос... огромной бутылкой красного винища!.. в знак
  протеста!.. я сказал ей, чтобы она бросила пить... « Она способна
  убить свою внучку!» мне следовало бы запереть ее в лечебницу!..
  «Она социально опасна, вы знаете, Доктор! вы не можете что-нибудь
  сделать?..» но запри я ее в лечебницу, она вскоре слиняла бы оттуда
  и прикончила меня!.. у пьяниц ведь это просто: «Я выпила и его
  физиономия мне не понравилась!» — и все. Тартр и иже с ним долго
  мастурбировали, исходили на говно, ломали копья, метали громы
  и молнии, пытаясь хоть кого-нибудь подначить! а эта пьянчужка
  и без них уже вполне созрела для этой миссии!.. собаки тоже...
  особенно суки, одно мое неверное слово и...
  Боже мой! бутылка, лечебница: главное, держаться от нее подальше,
  вот и все!.. я посоветовал ей другого врача... но она, вы не поверите,
  отказалась наотрез!.. другого врача она не хотела, только меня!..
  меня! и все тут! она ведь не орала на меня, просто пыталась убить!..
  я должен был заниматься ее бородавками!.. прижигать их!.. один
  раз я ей отказал... но на следующий день она притащилась снова...»
  Селин окончательно оставил медицинскую практику только в 1959-м
  году, когда здоровье его сильно пошатнулось.
  Примерно в это время Люсетт несколько раз возила Селина в Париж
  к дантисту, после чего они обычно заходили в кафе недалеко от
  Мадлен, где пили кофе с молоком и ели круассаны. Однажды Селин
  остался ждать там Люсетт, которая отправилась за покупками. Он
  был одет, по своему обыкновению, в драную на локтях кофту и обтертую
  на вороте и манжетах рубаху, на груди у него виднелись небольшие
  пятнышки крови. Тут к нему подошел служащий кафе и, деликатно
  взяв за локоть, попросил к выходу, стараясь при этом не привлекать
  внимания остальной публики. «Такие места не для тебя, приятель,
  — объяснил он безропотно повиновавшемуся Селину, — не стоит тебе
  сюда приходить!»
  Уже после смерти Селина, на пляже в Дьеппе, Люсетт как-то разговорилась
  с одним стариком, крайне жалкого и оборванного вида, который собирал
  на пляже камни и грузил их в тележку. Он начал жаловаться Люсет,
  рассказывать ей о своей тяжелой жизни, о том, что у него отобрали
  сарай, где он держал лошадь... И вдруг сказал: «Есть только одни
  человек, который сказал правду об этом мире — это тот, кто написал
  «Смерть в кредит»!» Естественно, он не знал, что говорит с вдовой
  автора этой книги. После этого старик удалился вместе со своей
  лошадью и тележкой, груженой кучей камней...
  В связи с последним случаем мне невольно вспомнилось одно из немногочисленных
  публичных выступлений Селина, посвященное годовщине смерти Эмиля
  Золя. Эту речь, известную под названием «Отдавая дань Золя», Селин
  произнес на могиле знаменитого натуралиста в 1933-м, то есть фактически
  в самом начале своей писательской карьеры. Когда я впервые читала
  эту речь, мне сразу же бросилась в глаза фраза Селина о том, что
  тот, «кто в наши дни решится высказать всю правду об этом мире,
  будет упрятан в тюрьму». Нетрудно заметить, что этими словами
  Селин как бы предвосхитил собственную судьбу: высказал правду
  о мире и угодил в тюрьму!
  Однако словосочетание «правда жизни» все-таки не отражает самого
  главного в творчестве Селина. Скорее всего, Селин употребил это
  слово просто по ассоциации с натурализмом Золя, к которому, на
  самом деле, относился крайне скептически... Куда более характерным
  для жизни и творчества Селина стало, если так можно выразиться,
  своеобразное бегство. И хотя дезертировавшего с поля боя Бардамю
  поначалу еще нельзя было полностью отождествить с Селином — в
  отличие от героя «Путешествия на край ночи», Селин, как известно,
  имел полное право считаться вполне заслуженным ветераном Первой
  Мировой Войны: был ранен и имел боевые награды... Тем не менее,
  впоследствии он фактически полностью повторил судьбу героя своего
  первого романа. Вся его жизнь превратилась в бесконечное бегство:
  от своих соотечественников, от немцев, русских, американцев, от
  общества и, наконец, от всевозможных идеологий и идеологов, в
  том числе — и современного искусства. Думаю, не будет большим
  преувеличением сказать, что бегство Селина имеет сегодня для любого
  более-менее вменяемого человека воистину символическое значение.
  В связи с этим в памяти невольно всплывает знаменитое бегство
  Толстого из Ясной Поляны, которого, вероятно, можно было бы даже
  признать своеобразным предшественником Селина по этой части, или
  даже соперником — раз уж я использовала эту спортивную метафору.
  Однако, в отличие от дряхлого и впавшего в маразм Толстого, Селин,
  если можно так выразиться, «стартовал» гораздо в более раннем
  возрасте, поэтому и продвинулся несравненно дальше. Во всяком
  случае, ни самого Селина, ни героев его книг невозможно представить
  себе лежащими где-нибудь под деревом, мечтательно уставившись
  в небеса, как это зачем-то проделывал перед смертью князь Андрей.
  Более того, как я уже сказала, у Селина в современной Франции
  нет вообще никаких мемориалов. Так что, если не принимать во внимание
  огромное количество селинологов, то в целом его бегство от общества
  можно считать удавшимся...
  Более-менее отчетливо я еще раз почувствовала это три года назад,
  когда совершила что-то вроде паломничества на его могилу на кладбище
  в Медоне. Дело в том, что обычно меня туда кто-нибудь отвозил
  на автомобиле, а на сей раз меня никто не сопровождал, и я добиралась
  сама: на метро и потом — пешком.
  Пришлось долго подниматься в очень крутую гору, к тому же, стояла
  ужасная жара, просто как в парилке. Примерно такой подъем и описывал
  Селин в своих романах, все очень реалистично. На могиле и вообще
  на кладбище — ни души. Цветов — тоже никаких, даже засохших. Но
  это и неудивительно, ведь кладбище в Медоне — это не Пер-Лашез,
  где похоронены Джимми Моррисон и Оскар Уайльд. Хотя это и был
  день смерти Селина, к тому же еще и сороковая годовщина. Поэтому,
  честно говоря, я все же была немного удивлена. Особенно если учесть,
  что буквально несколько дней назад я присутствовала на мощной
  тусовке во французской Национальной библиотеке, где собралась
  огромная толпа в связи с приобретением этой библиотекой недавно
  обнаруженной «неканонической» рукописи «Путешествия» за рекордную
  для рукописей двадцатого века сумму — по-моему, за миллион шестьсот
  долларов!
  Но именно так все и должно было быть! Присутствие посторонних
  на кладбище, наверное, только бы раздражало. В конце концов, между
  писателем и его читателем не должно быть никаких посторонних!
  Поэтому по-настоящему великий писатель и должен быть по возможности
  как можно более одинок...
  Что еще?.. Последний роман Селина «Ригодон», несмотря на картины
  жутких бомбежек, разрушенных войной городов и массовых убийств,
  является, пожалуй, еще и одной из самых веселых книг во всей мировой
  литературе. Хотя юмор у Селина на вкус обычного человека довольно-таки
  специфический — не случайно ведь очень многие до сих пор считают
  его сумасшедшим. И, вероятно, в подобном отношении к нему есть
  своя логика. Мне, например, тоже приходилось встречать на улице
  или же в метро очень странных личностей, которые, уставившись
  куда-то вдаль, вдруг, по непонятной для окружающих причине, разражались
  громким смехом. И почему-то чаще всего такие типы попадались мне
  именно в Париже — там, по моим наблюдениям, сумасшедших вообще
  больше, чем в любом другом городе... И ведь наверняка эти безумцы
  разражаются смехом, когда представляют себе обобщенные картины
  собственной жизни и окружающего мира. Я, конечно, не уверена,
  но почти не сомневаюсь, что причины их смеха заключаются именно
  в этом. А если это так, то беднягам просто не повезло — они постигли
  окончательную сущность жизни слишком рано, прежде, чем отошли
  в мир иной. То есть их дух уже как бы созерцает весь этот мир
  с высоты вечности, а тело все еще бродит среди людей. А те, в
  свою очередь, считают их сумасшедшими. Нечто подобное, возможно,
  произошло с тем же Ницше, который тоже, как известно, свихнулся.
  Наверняка, автор «Веселой науки» тоже постоянно заливался громким
  смехом, но несколько преждевременно...
  А вот «безумие» Селина все-таки несколько иного рода. 30 июня
  1961 года Селин закончил «Ригодон» и составил письмо Галлимару
  о новом контракте. На следующий день он умер. Об этом не стоит
  забывать!
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             