Издательские авторские права (5)
Владимир Соколов (24/09/2014)
Ненужность авторского права для литературы социалистического общества
23. Есть одно фитюлечное обстоятельство, которое любопытно отметить и обсудить. Российское законодательство об авторском праве, копирующее западное, существенно отличается от бывшего советского. Причем внесенные изменения никак нельзя назвать текущими: какую-то статью добавили, какую-то убрали, третью изменили (хотя именно таким образом пытаются заставить смотреть на этот продукт сами законодатели), а принципиальными. Вкратце суть нововведений можно резюмировать следующим образом: советское авторское право исходило из принципа "искусство принадлежит народу", а нынешнее -- "искусство является частной собственностью".
На практике эти принципы выглядят следующим образом. Советскому автору, если его переговоры с издателем, завершились успешно, предлагалось заключить типовой договор, содержащий одни и те же пункты и, составленные по одной и той же, единственной для всей страны, включая чукчей, узбеков и прибалтов, формы. Пунктами, только и подлежащими обсуждению, были:
-- сроки предоставления рукописи
-- ее объем
-- ставки гонорара, причем в рамках строго установленной вилки (скажем, для научной и технической литературы 80--120 руб/лист, независимо от тиража; писатели ценились повыше).
После выхода произведения оно уже переставало быть собственностью автора, и даже издательства, а становилось собственностью всего общества в целом. Можно было издавать его сколько угодно и где угодно (разумеется, поскольку все газеты, журналы и издательства были государственными, то "где угодно" значит "в государственных органах печати") от Москвы до Термеза и Калининграда. Можно было экранизировать, инсценировать, помещать в разного рода хрестоматии -- и все это, не спрашивая ни согласия автора, ни -- выпустившего его издательства. Единственное, на что автор имел право, -- это на получение 70 процентов от первоначального гонорара при 2-м издании, 50 -- при третьем и так далее. То есть произведение принадлежало государству (=народу).
Теперь же произведение принадлежит частному лицу, так называемому правообладателю. Формально это может быть, как автор или его наследники, так и 3-е лицо -- бизнесмен от печатного станка или других организаций, "осуществляющих репродукцию художественного произведения" или просто любитель, которому автор "уступил" право на свой труд. То есть теперь не кто угодно, а правообладатель, это самое частное лицо, определяет, что издавать, каким тиражом, сколько раз издавать и издавать ли вообще. Причем, это право простирается за те сроки, какие отпущены земному существованию автора на 70 лет после второй из дат, выгравированных на памятнике.
И что от такого положения выиграл автор, защитой интересов которого, как восточные вояки, всегда слабые в прямом столкновении, прикрывающиеся детьми и женщинами, прикрываются адепты авторского права? Конечно, формально автор может сохранять за собой право на дальнейшую судьбу своего произведения, ограничив, допустим, тираж или количество изданий. Но понятно, что это именно формальное право, ибо, какой резон издателю бизнесмену браться за книгу, прибыль с которой ограничена какими-то условиями автора, особенно если это провинциальный или даже столичный, но не самый популярный автор.
По крайней мере, современная литература, художественная и научная, начисто отсутствуют в свободном доступе. Складывается парадоксальная ситуация: благодаря возможностям новейших технологий, самые последние новинки могут долететь в мах до любого медвежьего угла, но авторское право делает современные веяния в духовной сфере более недоступными и доходящими до адресата с бОльшим запозданием, чем во времена дилижансов и парусного флота. Например, авторитетнейший игрок на рынке интернет-продукции компания Google задумала и начала осуществлять благородное дело: ввести в электронную форму 15 млн названий книг (для большей наглядности напишу цифрой 15 000 000 одних только названий; правда, широко разрекламировав это благородное и на первых порах полезное начинание, оно вскоре пустило его на сугубо коммерческие рельсы). Но при этом только те, на которые не распространяются авторские права будут в свободном доступе в глобальных сетях. То есть почти вся мировая культура до 1900 года должна была бы быть к услугам любого желающего, и во многом так и обстоят дела, правда, на второе десятилетие XXI века исключительно в англоязычном секторе, а новейшие достижения за отдельную плату, а иногда, если того не пожелает правообладатель, ни за какую плату.
Конечно, автор может и не принимать навязываемых ему условий, вот почему только авторские стон и скрежет зубовный стоят по обе стороны как Атлантического, так и Тихого океанов.
(Продолжение следует)
Последние публикации:
Из культурной жизни российской глубинки (5) –
(24/08/2020)
Из культурной жизни российской глубинки (4) –
(19/08/2020)
Из культурной жизни российской глубинки (3) –
(14/08/2020)
Из культурной жизни российской глубинки (2) –
(12/08/2020)
Из культурной жизни российской глубинки –
(25/06/2020)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы