Абсолют (Опыт моделирования) VIII
О форме мира
Если посмотреть теперь на всю сконструированную нами модель в целом, то можно сказать, что процесс творения напоминает дерево. Корнем этого дерева является полюс гравитации, представляющий собой одновременно место возникновения и место поглощения жизни. Из этого корня, под воздействием расталкивающей силы, вырастает мощный ствол бесформенного вещества. Поскольку расталкивающей силе противостоит сила гравитации, возрастающая по мере удаления от полюса гравитации, на каком-то этапе под ее давлением происходит изменение качества вещества: его ствол начинает распадаться и, в конечном счете, дифференцируется во множество отдельных ветвей или потоков. Структура этих потоков соответствует структуре ряда натуральных чисел, продемонстрированной нами на примере Круга универсума Николая Кузанского. То есть каждый поток разбивается на три потока, каждый из которых, в свою очередь, тоже разбивается на три потока и т. д.
На эти вновь возникшие потоки тоже продолжает действовать, с одной стороны, расталкивающая сила, а с другой – сила гравитации: расталкивающая сила создает вещество, сила гравитации упаковывает его в форму. Поэтому каждый отдельный поток образует тело определенной формы, в результате чего получается спектр форм, отличающихся друг от друга степенью удаленности от полюса гравитации и, значит, соотношением образовавших их сил. Причем, коль скоро расталкивающая сила несет с собой жизнь, а сила гравитации – смерть, каждое из этих тел, при постоянстве формы, оказывается в состоянии становления и разложения одновременно. Так создается своеобразная крона первого уровня, которую мы воспринимаем как совокупность космических тел.
Поскольку тела первого уровня сформированы в результате исчерпанности энергии расталкивающей силы, подавленной силой гравитации, форма основной массы этих тел окончательна и изменению не подлежит. Тем не менее, расталкивающая сила продолжает действовать дальше, и в этом спектре всех возможных форм ищет тело, на которое сила гравитации действует в минимальной степени. Такое тело обнаруживается (например, Земля), и из него выпускается следующий росток.
Этот росток, пробившийся из кроны первого уровня, образует крону второго уровня, состоящую уже из органического вещества. Под воздействием силы гравитации масса этого вещества, как и в случае формирования кроны первого уровня, распадается на множество тел различных конфигураций, образуя новый спектр форм, структура которого соответствует структуре числового ряда. Этот новый спектр форм воспринимается как совокупность организмов. Причем, каждое из тел этого уровня, сохраняя постоянство формы, как и тела первого уровня, также оказывается в состоянии становления и разложения одновременно.
Как и при формировании тел первого уровня, большинство организмов второго уровня изменению не подлежит ввиду исчерпанности на этом уровне энергии расталкивающей силы, создавшей органическое вещество. Но, как в случае поиска подходящего тела для создания организмов второго уровня, здесь расталкивающая сила тоже находит организм, в котором сила гравитации минимальна. Этим организмом оказывается популяция приматов, из которых вырастает следующий росток, образующий крону третьего уровня. Такой кроной становится человек.
Человек – это крайняя точка универсума, до которой распространяется действие расталкивающей силы, ее горизонт. В дальнейшем движение осуществляется вспять, к корням дерева. Здесь все знаки меняются на противоположные: движение происходит под воздействием силы гравитации, а дифференциация – под воздействием расталкивающей силы. Поэтому новые формы жизни уже не возникают, а дифференциации подвергаются только формы человеческой деятельности.
Это такие формы, как язык, мифология, религия, письменность и социальная организация, возникшие из первобытных реакций и стадной общности. Посредством этих форм расталкивающая сила пытается удержать человека на его исконном месте, каковым является граница вселенной. Однако человек, под воздействием силы гравитации, устремлен к полюсу гравитации. Поэтому движение энергий идет в двух противоположных направлениях – от корней к кроне и от кроны к корням.
Так образуется вселенная, где все объекты фундаментально взаимосвязаны, а природа представляет собой единый, подобный дереву организм[1]. Человек же не видит это дерево потому, что сам он, будучи его частью, способен воспринимать только поперечный его срез. Это и является причиной того, что все объекты представляются ему существующими раздельно, как автономные, ничем не связанные друг с другом системы. Но иногда человека посещает Божественное озарение, и тогда он становится способным увидеть вселенную такой, какой ее увидел русский поэт Вячеслав Иванов:
[1] Дионисий Ареопагит: «Всего богословие назвало выявляющими именами девять разрядов небесных существ (см.: Иуд.9; Еф.1:21; Кол.1:16; 2.10). Божественный наш священносовершитель разделяет их на три троичных устроения. И первое, говорит он, пребывает всегда около Бога, близко к Нему и прежде других, непосредственно, согласно преданию, соединяется с Ним. Ибо святейшие престолы (см.: Кол.1:16) и многоокие и многокрылые чины, именуемые на еврейском языке херувимами и серафимами, помещаются в превышающей всех близости, непосредственно около Бога, – как передает, говорит он, изъявление священных Речений. Этот вот троичный порядок наш славный наставник называл единой равночинной и воистину первой иерархией, богообразней которой и более близкой к первичным осияниям Богоначалия нет. Вторую, говорит он, составляют власти, господства и силы, а третью – состоящее из последних чинов среди небесных иерархий устроение ангелов, архангелов и начал… Все божественные умы разделяются относящимся к ним надмирным логосом натрое: на сущность, силу и энергию… Полной, превосходящей силы более старших порядков последним недостает, частичной же и соразмерной им они причаствуют благодаря единой гармонической соединяющей всех общности. Скажем, чин святых херувимов причаствует высочайшей премудрости и знания, а находящиеся ниже них порядки существ тоже причаствуют премудрости и знания, однако же отчасти по сравнению с теми и меньше… Богоначальная сила, распространяясь, всего достигает и сквозь все без задержки проходит (ср.: Прем.7:24)… всем умным существам она является соразмерно и, вручая собственное светодеяние самым старшим из них, через них, как через первых благочинно передает его находящимся ниже, соответственно способности каждого устроения к богозрению» [«О небесной иерархии», 6, 11, 12].
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы