Рок как инструмент космической справедливости

1
В этой статье я хочу попытаться поразмышлять о декалоге Моисея, то есть о тех десяти заповедях, которые, согласно Библии, он получил на горе Синай непосредственно от Бога. Меня интересует, насколько актуальны они для современного мира, должны ли люди соблюдать их так же, как и три тысячи лет назад, или с тех пор они несколько устарели? А если их соблюдение обязательно и сегодня, какие последствия можно ожидать в случае их нарушения?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны понять главное: как формировались эти заповеди. Или, иначе говоря, кто их придумал в реальности. В Библии на этот счет сказано прямо: их автор сам Господь Бог: «И изрек Бог к Моисею все слова сии…» [Исх., 20.1], после чего и следует текст заповедей. Поэтому здесь мы должны этому просто поверить. Но есть, на мой взгляд, способ проверить, насколько действительно эти предписания исходят от Бога. Для этого необходимо обратиться к такому источнику, который содержит в себе описание всех этапов становления человеческого сознания, в том числе и становления этической системы. И таким источником является древнегреческая мифология, эта поистине сокровищница смыслов.
2
Присмотримся к такой ключевой фигуре древнегреческой мифологии, каковыми являются герои. Как известно, это люди либо рожденные в результате брака смертного с богом, либо являющиеся потомками богов. Все они отличаются друг от друга и своими качествами, и своей миссией, и своей посмертной судьбой. Но есть у них одна общая черта: все они находятся под властью рока. А это значит, что предначертанная им трагическая судьба неизбежно должна сбыться, какие бы усилия ее избежать они не предпринимали.
Приведу два, наиболее характерных примера. Первый касается судьбы Эдипа[1]. Как известно, ему было предсказано, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Узнав об этом, Эдип в ужасе покинул дом людей, которых ошибочно считал своими родителями. Скитаясь по дорогам, он в случайной схватке убил человека, который и оказался его настоящим отцом, царем Фив Лаием. Продолжив далее свой путь, он оказался у ворот Фив, где разгадал загадку сфинкса, освободив его жителей. В ответ благодарные жители сделали его своим царем, и отдали ему в жены вдову убитого царя Иокасту, мать Эдипа. Обнаружилось все это спустя 20 лет, когда у Эдипа и Иокасты было четверо детей. В отчаянии Эдип выколол себе глаза и отправился в добровольное изгнание, Иокаста покончила с собой, а сыновья Эдипа Этеокл и Полиник в ходе борьбы за трон, убили друг друга.
Причиной трагедии Эдипа является поступок его отца Лаия. Задолго до женитьбы на Иокасте он был изгнан из Фив узурпаторами Зетом и Амфионом и нашел приют у царя Писы Пелопа. Обучая сына Пелопа Хрисипа управлению колесницей, он влюбился в юношу, похитил его и обесчестил. Хрисип покончил с собой, а Пелоп проклял Лаия. Следствием проклятия и стала перспектива погибнуть от руки сына, предсказанная ему оракулом. Поэтому, когда Эдип родился, Лаий приказал проколоть ему иглой лодыжки и бросить у подножья Парнаса, на съедение диким зверям. Но Эдип выжил, и пророчество сбылось: возмездие настигло преступника и его потомков.
Еще более характерен пример рода Атридов, самый трагический в греческой мифологии[2]. В борьбе за власть, сыновья Пелопа, царя Писы, Атрид и Фиест, совершили ряд преступлений, в которых погибли сами и обрекли на гибель своих потомков. Сначала, чтобы занять трон, Фиест соблазнил жену Атрея, благодаря чему завладел золоторунным овном как условием получения права на трон. Обман оказался раскрыт, и Фиест был изгнан. Но Атрею этого показалось мало. Чтобы отомстить за соблазнение жены, он сделал вид, что хочет примирения с Фиестом и, пригласив его на пир, накормил жарким, приготовленным из мяса его сыновей. Но на этом история не заканчивается. У Фиеста рождается сын Эгисф, у Атрида рождается сын Агамемнон. Эгисф убивает Атрида, Агамемнон убивает Фиеста. Эгисф, соблазнив жену Агамемнона Клитемнестру, убивает с ее помощью вернувшегося из Трои Агамемнона, а сын Агамемнона Орест убивает Эгисфа и свою мать, после чего его преследуют эриннии, богини мщения.
Здесь исходной причиной трагедии является преступление Пелопа, отца Атрида и Фиеста. Чтобы получить в жены Гиподамию, Пелоп должен был выиграть соревнование в гонке на колесницах у ее отца Эномая, царя Писы. Для этого он подкупил возницу Эномая Миртила, который ослабил на колеснице крепления колес. В результате, во время забега колесница Эномая распалась, сам Эномай был убит, а Пелоп женился на Гиподамии и получил власть над Писой. Но когда Миртил потребовал обещанную награду, Пелоп сбросил его со скалы. Митрил проклял Пелопа и проклятие поразило весь его род.
3
Эти события, будучи запечатленными в мифах, остались в памяти человечества как предостережение. Человек осознал, что существуют поступки, которые совершать нельзя, поскольку они неизбежно ведут к гибели и человека, и его потомков[3]. Нельзя воровать чужих детей, нельзя обрекать на гибель детей собственных, нельзя нарушать клятву, нельзя соблазнять чужих жен, нельзя безнаказанно убивать. Эти запреты провели черту между первобытным обществом, в котором запретов не существовало, и обществом цивилизованным. По-видимому, именно так и формировалась система этики.
При этом следует заметить, что процесс этот осуществлялся методом проб и ошибок, и ценой ошибки была смерть. Постепенно вырабатывался ряд принципов, позволяющих человеку в предельной ситуации, между жизнью и смертью, делать выбор в пользу жизни. С этой точки зрения, декалог Моисея есть не что иное, как условие выживания человека на земле. Причем требования, изложенные в нем, универсальны и подходят к любой религии. Особенность же его заключается только в том, что он является наиболее кратким и емким сводом правил, необходимых человеку для жизни в обществе.
В самом деле, такие заповеди, как «Почитай отца твоего и мать твою…», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…; ничего, что у ближнего твоего» [Исх. 20.12-17] актуальны для любых этических систем религиозного происхождения. Да и другие, требующие не поклоняться другим богам и не делать себе кумира [Исх. 20.1-2] столь же универсальны, поскольку Бог – это и есть его заповеди.
Но коль скоро мы выяснили, что нравственный закон создавался постепенно, методом проб и ошибок, то из этого следует, что человек его создателем не является. Ведь он не придумывал его, а открывал, как открывают законы природы. Значит, нравственный закон существует независимо от человека и встроен в структуру вселенной как атрибут космического миропорядка. То есть возник вместе с вселенной, в результате Большого взрыва. Поэтому, если причиной возникновения вселенной была Божественная воля, то и причиной возникновения нравственного закона тоже является Божественная воля.
Знание об этом было прекрасно известно нашим предкам. Так, у Платона справедливость в мире обеспечивается специальным механизмом[4], встроенным в центр вселенной. Это так называемое «веретено Ананки» (Необходимости), устройство которой он подробно описывает в десятой книге своего диалога «Государство»
Мы это знание утратили. После Декарта в университетских программах знанием считалось только то, что могло приносить пользу, то есть быть использованным в технике. А поскольку техника совершенствовалась, появилась иллюзия, что количество знания растет. Так возникла идея прогресса, замешанная на высокомерии и невежестве. Стало считаться, что настоящим знанием обладает только современный человек, а то, что знали древние – это фантазии и мракобесие. В результате все знание древних было отброшено, а человек превратился в инфантильного субъекта, хорошо знакомого с техникой.
Следствием этого как раз и стало пренебрежение нравственным законом, столь характерное для сегодняшнего времени. В силу своего невежества человек перестал бояться последствий. Стало казаться, что если нагрешить потихоньку, тайно, чтобы никто не узнал, то ничего и не будет. Начали возникать альтернативные этические системы – революционные, корпоративные, партийные, либеральные. Но все они нежизнеспособны, так как входят в противоречие с законами, заложенными в устройство вселенной. Рано или поздно все это ведет к гибели, что мы и наблюдаем сегодня на примере тех судорог, которые сотрясают Европу и в особенности, агонизирующую Украину.
4
Люди чаще всего не осознают божественный смысл событий, которые происходят на их глазах. Они считают их результатом действия человеческой воли. Но это не так. На самом деле, человек – это только проводник воли божественной. Господь поставил человека в очень жесткие рамки и не оставил ему возможности для маневра. Правда, он дал человеку свободу воли, но это только право на ошибку, за которую сам Господь жестко карает. Это мы и видим сегодня на Украине, нарушившей все главные заповеди декалога.
Нарушена заповедь первая, гласящая: «да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» [Исх. 20.3]. Она нарушена не только заменой православной церкви на секту, не только захватом храмов и избиением священников. Главное преступление – разорение могил Киево-Печерской лавры. Ведь глумление над мощами святых, которые в течение тысячи лет формировали духовный фундамент русской земли – это можно объяснить только служением сатане.
То же касается и второй заповеди, призывающей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу… не поклоняйся им и не служи им» [Исх. 20.4-5], Кумирами украинцев в разное время становились и Европейский союз, и НАТО, и американский президент, и Бандера, и языческие боги с германской символикой времен Третьего рейха, и даже кружевные трусы. Это тоже измена своему Богу ради поклонения идолам.
Нарушена пятая заповедь, требующая: «Почитай отца твоего и мать твою» [Исх. 20.12], поскольку совершено предательство по отношению к своим предкам, освобождавших эти земли от захватчиков. Украинцы предали их любовь, их святую веру, приняв взамен веру тех самых захватчиков, с которыми их предки сражались.
Что же касается таких заповедей, как «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…; ничего, что у ближнего твоего» [Исх. 20.12-17], то их нарушение давно, еще с 2014 года стало повседневной практикой на Украине. Убийств, начиная с Дома профсоюзов в Одессе, просто не перечесть, ложь и лжесвидетельства – главное оружие режима, коррупция заменила собой экономику, а мародерство в Донбассе давно перестало быть среди украинцев чем-то предосудительным.
Такое уже было однажды: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их» [Быт. 6.5-7]. Россия в этом случае служит лишь дланью Господней, предназначенной для искоренения скверны.
[1] Изложено по трагедии Софокла «Эдип царь».
[2] Изложено по трагедии Эсхила «Ористея» и трагедии Сенеки «Фиест».
[3] Ср. со второй заповедью Моисеева декалога, в которой сказано, что Бог «наказывает за вину отцов до третьего и четвертого рода» [Исх. 20.2].
[4] По Платону, веретено Ананеи находится в центре светящегося столпа и привязано к концам небесных связей. Причем ось веретена — это мировая ось, а вал устроен наподобие полушария или усеченного конуса, включающего в себя семь других полушарий, образующих восемь небесных сфер. Ананка вращает это веретено между своими коленями. Тут же находятся три ее дочери, три мойры: Лахесис (дающая жребий), Клото (Пряха) и Антропос (Неотступная). Первая определяет человеку судьбу, вторая тянет нить его жизни, третья эту нить обрезает. Что же касается собственно человеческой судьбы, то она формируется в результате взаимодействия трех богинь: Ананки (Необходимости), Адрастеи (Неотвратимой) и Дикэ (Справедливости). Ананке вращает веретено судьбы, Адрастея устанавливает законы, а Дикэ, будучи дочерью Закона и Благочестия, следит за их исполнением. В одном из фрагментов «рапсодической теогонии» Орфея она названа тяжкокарающей правдой [фр. 158]. В другом фрагменте той же теогонии сказано, что от Адрастеи она отличается, как власть судебная от законодательной [фр. 105].
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы