Комментарий | 0

Реквием вместо интервью

 

    
Александра Степановна Завьялова
(1936 - 2016)    
 
 

В начале года я встретилась с потомственным петербургским художником Дмитрием Петровичем Бучкиным в его мастерской.

Автор журнала «На русских просторах», блокадник, пригласил меня, чтоб рассказать о драматической судьбе коллекции картин его отца – Петра  Дмитриевича Бучкина (1886 -1965). В 1970 году Пётр Бучкин подарил Угличу, городу, в котором  он вырос, 130 его работ, в том числе и прижизненный портрет Ф.И. Шаляпина, написанный с натуры. Благодаря этому в Угличе открылась и десятки лет работала Углическая художественная галерея, где экспонировалась живопись и графика П.Д. Бучкина.  Открылась она, к сожалению, в здании трапезной Углического мужского монастыря. Когда же грянула перестройка, и монастырь вернулся в лоно РПЦ, оказалось, что для городских чиновников вкупе с РПЦ забота о хлебе насущном для монахов важнее заботы о культуре. Галерея прекратила своё существование, картины перевезли томиться  в запасники Краеведческого музея. С болью в сердце говорил мне Дмитрий Петрович об этом бесценном подарке своего отца родному городу, особенно о  написанном его отцом портрете Фёдора  Шаляпина.

– Я хотел даже забрать картины, раз они никому в Угличе не нужны. Нет, не отдают, говорят, что теперь это ныне и навеки веков собственность музея. Собственность-то собственность, только не музея, а подвальных хранилищ. Иногда что-то экспонируют на выставках, но изредка. А ведь была целая галерея , – ностальгически вздыхает Дмитрий Петрович.– Да это разве единственный случай? Мой отец , а потом и я, были  очень близки  с Семёном Степановичем Гейченко. Мы часто бывали в Пушкинских Горах. Удивительный был человек, таких сейчас днём с огнём не сыщешь.

Обо всём он имел собственное мнение, Пушкина боготворил и делал всё возможное для создания заповедника.  Как-то я попросил его мне попозировать, Семён Степанович охотно согласился, и за разговорами  за три сеанса я написал его портрет. Вот он, – показывает на портрет на стене. – Я его часто экспонировал на выставках. А тут, думаю, надо предложить Пушкинскому заповеднику. Звоню новому директору, предлагаю купить. В ответ: «Нам не надо». Хорошо, говорю, давайте я вам его подарю. Тот же ответ: «Нам  не надо». Представляете, это портрет  основателя заповедника, положившего всю свою жизнь на его создание! И не нужен. Такое вот у нас отношение к культурному наследию и истории страны!

– Воистину, – соглашаюсь я с ним, –  что имеем не храним, потерявши плачем. Так  гласит русская народная пословица. Увы! Конечно, кризис, безденежье, но, как говорил поэт, «…бывали хуже времена, но не было подлей».

         

 

Рассматривая выставленные картины, обращаю  внимание на женский портрет: лицо модели мне показалось знакомым.

 

Д.П. Бучкин. Александра Завьялова.
 

В ответ на мой вопрос, кто это, Дмитрий Петрович сказал: «Моя жена – Александра Завьялова. Да вы её знаете, она заслуженная артистка, сыграла Пистимею  в фильме "Тени исчезают в полдень"».  Всё встало на свои места: можно было не запомнить фамилию актрисы (для этого, кстати, были объективные причины,– она исчезла с экранов лет сорок назад, кроме только фильма «Тени исчезают в полдень»), но забыть созданный в фильме образ Пистимеи тем, кто видел этот фильм, – а его видели миллионы,– было невозможно, столь ярко показала актриса всю её  трагическую жизнь, да к тому же сыграв фактически три роли: семнадцати -, сорока- и семидесятилетней женщины. 

 – Ваша жена,– удивляюсь я.– Мы столько лет знакомы, а я даже не слышала об этом.

– Да мы были женаты всего два года, – ответил художник.– Но потом общались всю жизнь. Её снимал режиссёр Ленфильма Резо Эсадзе . И вот однажды  – у нас уже Танюшка родилась – она пришла и говорит мне, что она актриса, хочет, чтобы её снимали, а Резо требует, чтобы она жила с ним. Что поделаешь? Кино победило. Развелись. Она взяла дочку и ушла к нему.  Я их на своей машине и перевёз. Да недолгим было счастье, она не выдержала его ревности. Года через два прибегает со словами, что хочет вернуться, иначе Резо зарежет и её, и мою дочку. Но мой отец мне сказал: раз разошлись, всё – возврата не будет.

Да, поколение его отца совсем иначе относилось к семейной жизни. Дмитрий Петрович, воспоминания о блокаде которого мы раньше напечатали в журнале «На русских просторах», тогда рассказал мне, что при аресте его отца мать бросилась к оперативникам с рыданиями: «Отца одного не отпущу, забирайте и меня с сыном». «Всех так всех. Собирайтесь». И арестованная семья в полном составе отправилась в тюрьму в Тюмень!

– Построили мы с отцом ей кооперативную квартиру, там она жила с моей Таней, – продолжил  он воспоминания,– но все годы продолжали дружески общаться. Трудная у неё жизнь, сорок лет её уже не снимают в кино, но мы с Таней ей постоянно помогаем,  летом она живёт у нас на даче со своим сыном Петром. Она родила его в сорок лет, депрессия у неё была из-за того, что её перестали снимать в кино за связь с американцем. Да я фактически и сына её усыновил, относился к нему, как к родному. А 4 февраля, мы готовимся отметить 80-летний юбилей Шурочки,   много гостей ждём, даже из-за рубежа друзья обещают приехать.

 

Д.П. Бучкин ."На новой квартире". Портрет А. Завьяловой.

На мольберте ещё одна картина – портрет Александры Семёновны на  пленэре: пожилая женщина со следами былой красоты сидит в кресле перед домом  на даче в  Старой Ладоге.

80-летний Юбилей Александры Семёновны выпал на Год российского кино, и я робко спросила Дмитрия Петровича, нельзя ли у неё взять интервью, не пишет ли она мемуары о своей жизни.

– Вряд ли она согласится, – ответил мне Дмитрий Петрович. – Тут приезжали телевизионщики,  хотели снять фильм к её юбилею, так она отказалась с ними встреться. Не захотела показаться зрителям старухой, пусть помнят юной красавицей.   Но я спрошу, а вдруг…

В конце января он мне сообщил, что фильм о Завьяловой всё-таки сняли и покажут его 1 февраля по ТВЦ. Вечером, он позвонил мне поинтересоваться моим впечатлением от фильма. А мне в суете сует посмотреть  его не удалось. 

– Жаль, хороший фильм. Кстати,  я уговорил Сашу дать вам интервью. Не расстраивайтесь, фильм повторят 4 февраля в день её рождения. Посмотрите обязательно. А после юбилея она с вами встретится, я показал ей ваш журнал, он ей понравился, и она вам сама всё расскажет о своей жизни.

4 февраля, включаю телевизор в назначенное время, но идёт какой-то детектив. Снова набираю номер телефона Дмитрия Петровича.

– Сейчас покажут, он есть в программе. Только, –  его голос дрогнул, – Саша умерла  сегодня ночью. Во сне. Легла и не проснулась. Умерла в день своего рождения! В 80 лет.

По телевизору начался показ фильма. Юная красавица Завьялова в «Алёшкиной любви» рядом с Леонидом Быковым, идёт кадр за кадром, последняя встреча Александры Степановны со зрителями в московском  Доме кино в  1991 году, слёзы на глазах, слёзы благодарности, что её помнят и…

Чудовищное сообщение об убийстве заслуженной артистки России Александры Степановны Завьяловой предположительно от руки собственного, горячо любимого сына! Имя Завьяловой снова вернулось в прессу, её фотографии и кадры из фильмов замелькали на всех телеэкранах, детали её биографии обсасывались радио- и тележурналистами. Вернулась увеличенная во стократ былая слава артистки. Не считаю возможным  для себя останавливаться на деталях этого убийства, следствие продолжается, равно как и продолжается неизбывная боль её близких – Дмитрия Петровича, дочери, внука, внучки. Но в Год российского кино невозможно не вспомнить эту яркую звезду советского киноэкрана в год  80-летнего юбилея, талантливую актрису,  русскую красавицу Александру Завьялову, незабываемую Пистимею.

 

Кадр из фильма "Алёшкина любовь".

 

Горько, что вместо юбилейного интервью мне приходится писать реквием. Похоронили Александру Степановну Завьялову на Смоленском кладбище. Вечная память!

Её нет с нами, но героини её фильмов навсегда останутся в народной памяти и в истории русского кино.

 

Санкт- Петербург

Фильмография:

1959 г. «Песнь о Кольцове» Дуня — главная роль, (дебют в кино).
1959 г. «Люди на мосту», Лена — главная роль.
1960 г. Алёшкина любовь, Зинка — главная роль.
1960 г. Ждите писем, Римма.
1960 г. Хлеб и розы, Любаша Тиунова — главная роль.
1961г. «Будни и праздники», Светлана.
1964 г. Одиночество, Наташа.
 1964 г. Фро (короткометражный), Фрося — главная роль.
1965 г. Клятва Гиппократа, Валентина Томилова, метеоролог.                        
1967 г. Сергей Лазо, Ольга Грабенко — главная роль.
1967 г.  Четыре страницы одной молодой жизни, Полина — главная роль.
1969 г. Встреча у старой мечети, Маша — главная роль.
1969 г., Чародейка (фильм-спектакль), Чародейка.
1970 г., Любовь Петра Ивлева (фильм-спектакль), Ольга.
1971 – 1973 г. Тени исчезают в полдень, Пистимея Макаровна Морозова (Серафима Аркадьевна Клычкова) — главная роль.
1992 г. Белые одежды (Беларусь, Россия), Раечка, секретарша Варичева.
2015 г. Александра Завьялова. Затворница (документальный).

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка