Рейтинг публикаций
Анафраза: языковой феномен и литературный приём
— Михаил Эпштейн
(27/03/2005)
В этой статье вводится понятие анафразы, которое описывает перестановку слов во фразе и соответствующие трансформации eё смысла
Совки и другие. К истории и значению слова «совок»
— Михаил Эпштейн
(08/10/2008)
Не снимая с себя ответственности за введение этого слова, должен признаться, что сам его никогда не употребляю.
Поэтический мастеркласс. Урок девятый, заумный.
— Сергей Бирюков
(29/04/2004)
Что такое заумь — знают все, а лучше всех — словарь.
Типы новых слов: Опыт классификации
— Михаил Эпштейн
(05/12/2006)
Неология – наука о новых словах – нуждается в развитой типологии. Выделяются такие типы новых слов: футурологизмы, актуализмы, экспрессизмы, однословия, протологизмы.
Поэтический мастеркласс. Урок первый, акростишный
— Сергей Бирюков
(06/11/2003)
...количество пишущих стихи у нас приблизилось к количеству пользователей сетью...
Роль ошибки и опечатки в словотворчестве (Просчёт как начало другого отсчета)
— Михаил Эпштейн
(09/02/2009)
Творчество – это одновременно и внесение хаоса в старую систему, и рождение новой системы из этого хаоса. Часто именно ошибка становится модусом переключения из одной системы в другую.
Пси-эффект и энергетика текста (глава из новой книги о психоделике)
— Чёрный Георг
(18/01/2013)
...она может вызывать в читателе достаточно разнообразные ощущения, может проявлять себя в различных эффектах – как в зависимости от типа читателя, так и от типа произведения, в котором содержится; однако сам по себе энергетический потенциал любого текста – есть понятие универсальное...
Палиндромия как творческий потенциал языка. К философии и лингвистике обратного слова.
— Михаил Эпштейн
(10/08/2009)
Вначале был еитыб.
Поэтический мастеркласс. Урок третий, анаграмматический
— Сергей Бирюков
(24/12/2003)
Здесь мы вступаем в странную, во многом неизведанную область стиха...
Вызов мату, или Новый любовный словарь
— Михаил Эпштейн
(06/07/2008)
Огромная опасность нависает над обществом, язык которого так пронизан хулой на жизнь...
Любовные имена. Введение в эротонимику
— Михаил Эпштейн
(26/12/2005)
Наряду с официальными именами, существует бесчисленное число любовных прозвищ: общеизвестных – филонимов, и таких, о которых знают только двое – криптонимов. Каждое желание ни на что не похоже, оно имеет лицо своего предмета, окрашивается его личным именем. Райский язык состоит не из абстрактных универсалий, а из имен собственных, от которых образуются названия всех единичных действий и отношений. Только любовь может творить такой язык, в котором даже слово «любовь» звучит чересчур общо, сухо и бледно.
Любовные имена. Введение в эротонимику
— Михаил Эпштейн
(22/12/2005)
Русскому языку подобает гордиться не грубостью своих бранных проклятий, а нежностью своих любовных заклинаний. Как любовь преобразует речь – и как личные имена преобразуются любовью? О чем не сказал Р. Барт во «Фрагментах речи влюбленного»? Эта статья исследует семантику и грамматику любовного имени – и вместе с тем пытается воплотить те нежнейшие возможности русского языка, которые в нем еще полностью не раскрыты. Предельно индивидуализируя речь, личное имя вместе с тем демонстрирует в действии универсальную грамматику желания, которое хочет Всего от своего предмета и хочет сделать его Всем.
Навстречу словарному празднику: 22 ноября – День Словарей и Энциклопедий
— Михаил Эпштейн
(09/11/2009)
...без словарей человечеству так же не выжить, как и без слов...
Золотой локон и розовая точка: Интуиция живого у Пушкина и Тарковского
— Михаил Эпштейн
(08/12/2008)
...В обоих стихотворениях говорится о некоей оболочке, внешнем окружении, антураже, внутри которого находится нечто маленькое, но очень живое, подвижное, ярко окрашенное и составляющее притягательный центр, единственный смысл и радость этого пустого объемлющего мира...
Геометрия искусства, или поэзия и свойства бытия
— Сергей Малашенок
(23/10/2005)
…поэзия, претендующая на некий отрезок вечности, должна непременно позиционировать себя в пространстве чего-то, и это что-то обязательно должно иметь верх, низ и четыре «стороны света»!
Вызов мату, или Новый любовный словарь (Окончание)
— Михаил Эпштейн
(07/07/2008)
Неужели по-русски может быть только «Лука Мудищев» и не может быть своей откровенной и высокой «Песни песней»?
Палиндромия как творческий потенциал языка. К философии и лингвистике обратного слова.
— Михаил Эпштейн
(11/08/2009)
Внутри каждого языка живет свой противоязык, точнее, своя «кызя».
Ариаднина нить
— С. Воложин
(10/10/2013)
Идеалы, зачастую, если не всегда, есть тот источник энергии, который заставляет, просто заставляет автора, иначе у него сердце лопнет, хвататься за перо, если он литератор, за кисть, если он художник и т.д. и создавать художественное как сложноустроенное.
Поэтический мастеркласс. Урок седьмой, тавтограмматический и брахиколонный
— Сергей Бирюков
(03/03/2004)
Звуковая организация стиха в принципе должна учитываться каждым стихотворцем. В случаях выдающихся уровень звука не просто учитывается, а задается.
Любовные имена. Введение в эротонимику
— Михаил Эпштейн
(28/12/2005)
Любовь склонна к созданию мифов, средоточием которых становятся имена любимых, от Беатриче до Лушки. Все пространство русского языка заполнено малиновым звоном любовных имен, призываний и молений. Но имяпоклонство, фетишизм имени таит в себе и опасность профанации именуемого. У любви, как и у веры, есть своя апофатика.. Не произноси имя своего любимого всуе. Любимое остается в молчании, в той ночи, которую нельзя называть.
Поэтический мастеркласс. Урок шестой, центонический
— Сергей Бирюков
(25/02/2004)
...центонизм - это перемена контекста, а значит - обострение стихотворного высказывания.
Поэтический мастеркласс. Урок четвертый, палиндромический (Памяти Дмитрия Авалиани)
— Сергей Бирюков
(28/01/2004)
Палиндромичность, зеркальность - свойство искусства вообще. В XX веке оно доводится почти до предела.
Тайны «Слова о полку Игореве» отступают
— Алексей Широков
(10/04/2011)
Огромная подготовительная работа, врождённый поэтический слух позволили ему раскрыть немало «тёмных мест» в «Слове» и даже имя Автора, коим... была женщина.
Поэтический мастеркласс. Урок второй, одностишный
— Сергей Бирюков
(01/12/2003)
...на сей раз речь пойдет об одностроке, одностишии или моностихе, форме, которая в последнее десятилетие получает все большее распространение.
Экстравертивная и интровертивная стратегии в художественной прозе
— Анатолий Рясов
(18/12/2007)
В этом и заключается принципиальная разница подходов, веком раньше её можно обнаружить у Льва Толстого и Федора Достоевского, – первого в большей степени интересовали объекты, а второго – субъекты.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы