Rambler's Top100 Service техно-гуманитарный вестник под редакцией Михаила Эпштейна и Алексромы - выходит каждую вторую среду

программа

Дорогие читатели!

  Обращаем Ваше внимание на новую карту нашего журнала в правой колонке. Все материалы, опубликованные в предыдущих номерах "Вера", разбиты на тематические разделы. Разумеется, это условное разделение, поскольку наш Вестник стремится к междисциплинарному подходу в каждом материале. Но такая классификация, надеемся, поможет вам лучше ориентироваться в разросшемся объеме нашего журнала. Список всех текстов в алфавитном порядке авторских имен теперь располагается на отдельной странице - под заглавием "Авторы и тексты".

  В период летних отпусков "Веер" выходит раз в две недели. Как всегда, мы будем рады вашим критическим замечаниям, конструктивным предложениям - и, конечно же, новым материалам!

 

Продолжается конкурс однословий - скажи свое слово!

ходило, успокоитус, невкассатор, боговнук, святодырица, солженицшеанство, кумачовщина, наплюрализм, волкосторжествовать, попль, жмать, спецсовесть, нечечен, мордолев, словопыт, словодром, словянка, словодрочка, словоподобный, словоматка, вообразина, воображуйка, воображилка, вообразец, доброжелюбие, кокаколкать, недолоботомированный, высокопопарность, лунната, жизнеболие, отворитель, овечнивание, гормония, ликомбез, одаюн, факография, чернобльствующий, писямистический, спидор-вич, а-бля-фуршет, мордепьяно, стоматоглория, бревняжка, звегерь, взахлоп, лобзадница, мудакратия, депугады, кри-кри, et-ceteraтура, дежавюировать, музюрприз, лордоворот, обкохаться, худо-иудо, богательня, въеб-мастер, спианино, мерзобразие, уебэкология, крокодилез, проститамка, вагонолетия, километрия, пропалочка, утилитариат, языкач, телоприебник, руковводство, мошонкостроение, сотрупничество, трехъягодичный, отвисло, творь, бздоимец, ёкэлэмэнэйство, словля, мегазабухатор, рыбоём, бляфство, какадум, нудло, недадизм, констервативность, стихохульство, кинежмотограф, думдом, зловяне, палеолитбюро, курицанесучка, завхост, подчиста, спорнография, демократизантроп, рандомизантроп, еврозиндан, анонимаузер, суицидея, казачатина, факолесица, колотундра, фиглимиглинг, сэндвич-инфицированный, мгновент, отверственность, бомжиотаж, конявр, зашибизнес, монохуизм, пенископ, гаёныш, долларизатор, завратник, облядеться, одноюбка, пропиллер, минетавр, демо-кратия, маразлирический, тпружина, певка, обмордирование, ментагон, пешкарус, антроположество, бестсеррер, осьминос, осьмирог, снегр, ссумашедшие

ОБЪЯСНЕНИЕ И ДОБАВЛЕНИЕ СЛОВ

Будущее в сослагательном наклонении - это раскрытый веер будущностей, расходящихся возможностей

СВЕЖИЙ ВЫПУСК - N 29 -

ИНТЕРВЬЮ

РАЗДЕЛЫ

 

Алексрома

FINITA la MATERIA

попытка философского осмысления новейшей космогонии

  Относительная стабильность материи вызывает психологическую иллюзию ее перманентности: мир всегда был материальным и всегда таким будет. Тем не менее, согласно новейшим астрофизическим теориям, степень материальности мира не является чем-то раз и навсегда данным, поскольку соотношение между основными компонентами вселенной - радиацией, обычной материей, темной материей и темной энергией - предстает перед нами не статическим, но динамическим.

* * *

Лиза Морозова

КОЛЫБЕЛЬНАЯ, НЕТ НОВЫХ СООБЩЕНИЙ, МУЗЕФИКАЦИЯ-3 и 4/4

перформансы и инсталляции

* * *

Александр Грановский

ПИРАМИДА

философская притча

  Говорили, что когда-то он был жрецом, а потом за какие-то прегрешения боги отняли у него разум, и тогда Заз объявил себя богом - подводил глаза зеленой сурьмой, удлиняя разрез почти до самого уха, на голову надевал черепитчатый парик, а на бороду подвязывал на тесемочках Озирисовый жгутик из белокурого волоса ливийских жен.

* * *

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

Дмитрий Пинский

ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ "СОЗВЕЗДИЕ ЛЕОНАРДО"

  Почему дети играют и почему взрослые должны играть с ними. Проекты воспитания универсальной личности.

* * *

ДАР СЛОВА № 33

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

Типы обитателей Сети. Сетеводы и сетеведы. Сетеманы и сетеложцы. Сетелюбивые и сетебоязненные.


N 28

"РОЗА МИРА" ДАНИИЛА АНДРЕЕВА: РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ТОТАЛИТАРНАЯ УТОПИЯ?

Завершение дискуссии вокруг книги Д. Андреева "Роза Мира: Метафилософия истории" и статьи М. Эпштейна "Роза мира и царство антихриста: О парадоксах русской эсхатологии"

Ответ М. Эпштейна Ф. Синельникову и С. Кладо

Ответ Ф. Синельникова М. Эпштейну

Ответ С. Кладо М. Эпштейну

* * *

ДАР СЛОВА № 32

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

Сетевые глаголы. ОсЕтить - опубликовать в сети. ОсетенЕть - осатенеть на почве увлечения сетью.

 


N 27

"РОЗА МИРА" ДАНИИЛА АНДРЕЕВА: РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ТОТАЛИТАРНАЯ УТОПИЯ?

Дискуссия вокруг книги Д. Андреева "Роза Мира: Метафилософия истории" и статьи М. Эпштейна "Роза мира и царство антихриста: О парадоксах русской эсхатологии"

  Книга-озарение Даниила Андреева - один из самых дерзновенных прорывов в структуру духовных миров и одновременно одно из самых масштабных предначертаний всечеловеческого будущего.

  Недавно Михаил Эпштейн получил два письма - критических отклика на его статью об утопии и эсхатологии у Д. Андреева и других русских мыслителей - Ф. Достоевского, Вл. Соловьева. Хотя отклики пришли через 7 лет после первой (бумажной) публикации статьи, они представляются вполне своевременными и, надеемся, откроют дискуссию о новых перепутьях и скрещениях теологии и футурологии.

Присылайте свои отзывы. Ответ М. Эпштейна - в следующем выпуске "Веера".

Федор Синельников

Сергей Кладо

* * *

ДАР СЛОВА № 31

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

Новые переходные глаголы, образованные от возвратных


N 26

Михаил Эпштейн

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОГО

Категории "потенциального" и "актуального", которыми философия пользуется с классической древности, есть, по своему исконному смыслу, соотношение двух состояний мужской потенции: латентно-способного и двигательно-активного. В этом смысле Фрейд далеко не случайно пользуется модальными определениями психологических зон: он возвращает модальностям тот первоначальный, образно-природный смысл, какой они имели в дофилософском языке... "Сверх-Я" стало отождествляться с необходимым, "Оно" - с возможным, а "Я" - с действительным.

ДАР СЛОВА № 30

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

  Есть две позиции в культуре: мыслевержец и мыслечерпий, производитель и распределитель интеллектуальных ценностей, громовержец Зевс и виночерпий Гефест, владыка молний и разливщик "умного вина" культуры.


N 25

 

Виктор Феллер

МИФ О ГЛОБАЛИЗАЦИИ

  Во втором десятилетии XXI века США наполовину растратят свой авторитет лидера Запада и мирового Арбитра, кризис доверия обрушит фондовый рынок Америки и приведет к затяжному экономическому кризису. Тяжелый, но более скоротечный, кризис разразится в Европе, Японии, Латинской Америке, России. Легче всего кризис преодолеет Китай и тесно связанные к тому времени с ним страны.

Михаил Эпштейн

ТЕХНОСОФИЯ

  Как ни относиться к теософии и антропософии, очевидно, что все развитие науки в 20-м веке подготовило почву для третьей софии. Технософия раскрывает связь техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой, софиологией. Технософия - это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии с суммой технологии.

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

Конкурсный выпуск - 3

Список лучших слов первого года "Дара" и другие новости

ССЫЛКИ НОМЕРА

Михаил Эпштейн

Debut de Siecle, или Oт Пост- к Прото-

Манифест нового века

"Знамя" #5, 2001

Начало века как тип мировоззрения. В 19-ом веке - романтизм, в 20-ом - авангард, в 21-ом -  протеизм.

Сергей Тетерин

Отзыв на Манифест начала века Михаила Эпштейна

Сергей Тетерин Ньюс # 41


N 24

Михаил Эпштейн

ЭТИКА ВОЗМОЖНОГО

(часть вторая)

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО И ЭТИКА ВСЕРАЗЛИЧИЯ

  Высшая нравственная ценность - не только то, что объединяет меня с другими людьми, но и то, что различает нас. Только этика всеразличия может спасти от релятивизма как чисто отрицательной реакции против традиционной морали, ее общеобязательных норм.

  Делай то, чего могли бы желать все, включая тебя, и чего не мог бы сделать никто, за исключением тебя. Лучший поступок тот, в котором наибольшая способность одного отзывается на наибольшую потребность другого.

ДАР СЛОВА #29

Проективный лексикон

Михаила Эпштейна

Слова с корнем "общ"

  Тот, кто больше всего на свете любит общаться, - общУн или общУнья. Но при этом стоит думать и о других - застенчивых, нелюдимых, которых нужно общАть. Обществу нужны общАтели, речевОды, собесЕдчики.


N 23

Михаил Эпштейн

ЭТИКА ВОЗМОЖНОГО

  Речевой этикет состоит в том, чтобы всеми способами избегать повелительного наклонения и заменять его сослагательным. Вместо "принесите воды!" - "не могли бы Вы принести воды?" Потребности одних людей претворяются в возможности других - такова алхимия вежливости... Переход к высшей этике не уничтожает правил вежливости, а устраняет их формальность: возможность, которую мы предоставляем другим, перестает быть средством для утонченного осуществления наших собственных потребностей и становится самоцелью. Нравственность - это возможности, которые мы создаем друг для друга.

ССЫЛКИ НОМЕРА

Алексрома

IDIOT

ХРОМОЙ АНГЕЛ


N 22

День Альтернатив надобно посвятить ХОЖДЕНИЮ. Не спортивной ходьбе, не туристическим походам и не осмотру достопримечательностей. Пешеходная прогулка ради ходьбы, ради шагания. Вышел на улицу – и пошел. Идти надо без конечной цели путешествия.

Лиза Морозова

перформанс

ПУТЬ АРТ-САМКИ

Валерий Шубинский

ВОЗМОЖНО ВСЕ

О сектантских течениях в России и о книге М. Эпштейна "Новое сектантство"

  Хазаряне, кровосвятцы, пушкинианцы... Мы невольно оказываемся перед вопросом: не принадлежим ли мы сами к одному из этих сообществ? Понятие "секты" становится ключевым для описания существующих моделей бытия, мышления и чувствования в мире.

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

Вокруг конкурса однословий (#2)

Обозрение новейших поступлений и писем


N 21

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон Михаила Эпштейна

СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ВЫПУСК

Указатель 185 слов, предметно-смысловых полей и лингвистических тем

ССЫЛКА НОМЕРА

Михаил Эпштейн

АТЕИЗМ - ЭТО ДУХОВНОЕ ПРИЗВАНИЕ

"Звезда", #4

Судьба атеистических идей в постатеистическом обществе. "Мы, позванные на пир материи, сами навлекли на себя нигилистическую чуму." Творческий а-теизм - богоборчество - духовные движения будущего

 

 

 

 

 

27 июня 2001 года

полноэкранная версия для печати

ЖАВОРОНКИ МИНЕРВЫ

Слово "всечеловек". - Конец российской науки? - Фантазм знания. - Философ становится жаворонком. - Физические эксперименты в 20 в. и метафизические в 21-ом. - Постиндивидуализм. - Информационный взрыв. - Новая бедность. - Временение.

Михаил Эпштейн отвечает на вопросы Сергея Тетерина

  С.Т. Техно-гуманитарному вестнику" недавно исполнилось полгода. Как Вы и Алексрома пришли к сотрудничеству над сетевым проектом и как "делите роли"?

  М. Э. С Алексромой нас познакомило слово "всечеловек". В октябре 2000 я разослал это слово в очередном выпуске "Дара слова" - и тут же получил ответ Алексромы: "ВСЕЧЕЛОВЕК - это звучит GORDO! Как раз тот термин, который я подыскивал для человека будущего, скованного одной сетью. Непременно использую во второй части своей футур-статьи." Я эту статью прочитал с большим интересом – она о метафизических горизонтах современной науки.

  Так мы познакомились - и вскоре договорились издавать сетевой "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник", который выходит с 1 декабря 2000. Дело на интернете делается так же скоро, как сказка сказывается, это практически одно и то же. То, что исходным паролем у нас оказалось слово "всечеловек", во многом предопределило вектор нашего сотрудничества: нас интересуют пути в будущее, общие для всего человечества (а прошлое у всех народов разное).

  Наш проект- технософия, т.е. попытка соединить современное развитие науки и техники, злобу дня, с "добровечными" метафизическими, этическими, эстетическими вопросами. Это журнал вариативной футурологии, которая говорит не об одном будущем, а о многих будущностях, веерно расходящихся из настоящего – отсюда и название. У нас нет фиксированных ролей, но Александр больше занимается естественными науками и техническими новинками, ведет раздел новостей на центральной полосе журнала, а также гостевую книгу. Я же поставляю концептуально-статейные материалы на гуманитарные темы, в том числе для таких разделов и циклов, как "Новые науки", "К новой модели будущего", "Философия возможного", "Дар слова. Проективный лексикон". У нас сложился достаточно устойчивый круг читателей, примерно 2300-2500 заходов в месяц. Честно говоря, этого безумно мало для такой огромной страны, тем более что, насколько мне известно, других подобных проектов, соединяющих науку и фантазию, технику и метафизику, создающих общий техно-гуманитарный контекст, - просто нет в рунете.

  К сожалению, наука - это хилая и хиреющая часть российского общественного продукта. Скажем, сайтов, посвященных только автомобилям и мотоциклам, на рунете в два с лишним раза больше (2075), чем всех научных сайтов, вместе взятых, включая математику, естественные, общественные и гуманитарные науки (998). Такова статистика Рамблера. А если посмотреть на статистику англоязычного Yahoo, то увидим, что одной только биологии посвящено в три раза больше сайтов (17120), чем автомобилям (5849), притом, что никак нельзя считать Штаты слаборазвитой автомобильной державой. Но здесь совершенно иные пропорции интересов (я говорю именно о пропорциях, а не абсолютных числах): языки и лингвистика - 2906 сайтов, математика - 1960, психология - 1381, астрономия - 2554 (все данные - на 6 июня 2001). Одна из задач "Веера" - пробудить интерес к науке если не как к позитивной профессиональной деятельности, которой в России практически невозможно заниматься (нет реквизитов, ресурсов, финансов), то по крайней мере как к грезе ума, дерзкому направлению мыслей. Нас интересует не научная фантастика, а фантастичность самой науки, которая познает законы одной природы и на их основе создает иные, многие, небывалые формы бытия. Нас интересует метафизика современной науки, которая выходит за рамки физического мироустройства и открывает нечто такое, чтораньше не снилось художникам и мифотворцам.


  Поговорим о Вашей работе "Протеизм. Манифест начала века". Вы заявили, что почувствовали "притяжение нового века", ощущения Нового Начала, идущего на смену постмодернисткому чувству "завершенности и исчерпанности всех культурных форм". Случилось это лет восемь назад... Как по-Вашему, наступает ли тот "глобальный сюрреал", который Вы провозгласили? Есть ли новые очевидные доказательства?

  Доказательство уже то, как и о чем мы говорим с Вами - а восемь лет назад я бы в лучшем случае месяц ждал Ваших вопросов по почте, а скорее всего, Вы бы несколько месяцев ждали оказиюв Америку, поскольку почте мы привыкли не доверять, а потом я со своими ответами ждал бы оказию в Россию. Потом показали бы нашу беседу одному редактору, другому, ждали бы решения, потом ждали бы новостей от издательства. Не прошло бы и года-двух, глядишь,наша беседа и попала бы в какой-нибудь бумажный журнальчик, которого 99.99% населения не имело бы ни малейшего шанса увидеть в глаза. А теперь наша беседа идет практически синхронно процессу мысли - и синхронно с ней идет процесс ее публикации и восприятия всеми теми, кому это интересно. То, что происходит с нами сейчас, и нельзя не воспринимать как сюр, во всяком случае, человеку моего поколения.


  Серьезно ли Вы относитесь к гуманитарной работе в Интернете? Можно ли, по-Вашему, стать "серьезным писателем" или "серьезным философом", публикуясь преимущественно в Интернете? (Вторая часть вопроса, ясное дело, не о Вас, поскольку Ваши заслугив оффлайне известны).

  Минуя интернет, по-моему, уже и нельзя стать "серьезным писателем" или "серьезным философом" или, во всяком случае, к тому дело идет и лет через пять-десять точно придет. Как может мысль осуществлять свою эфирно-скоростную функцию, распространяться быстрее света, если она завязана на процессах вырубки лесов, изготовления бумаги, издательской волокиты и т.д.? Вся чисто бумажная словесность в 21-ом веке перейдет на то же положение любительщины, на каком рукописание оказалось в гутенбергову эпоху. Вспоминается чеховская Вера Иосифовна Туркина, которая любила читать свои сочинения в кругу гостей и домочадцев, а публиковатъ зачем же - "ведь мы не нуждаемся". Вот и писала она то, что никому не было нужно: "мороз крепчал". Если ты профессионал умственного труда, а не библиофил и не каллиграф, то работай в сети. Экран - гораздо более пластичная среда для выживания и распространения мысли, чем бумага. Конечно, я люблю бумагу, ее запах, цвет, шуршание, как любишь свое тело, "душный, смертный плоти запах". Но компьютерная среда создает гораздо более успешный нооценоз - биоценоз мысли, и эволюционно она вытеснит бумажную печать.У мышленияотдача тем больше, чем меньше материальных посредников между умами.

  Для меня радикальный переворот совершился в 1998-2000 гг. Раньше я выносил в сеть преимущественно то, что уже выходило в бумажном виде. Теперь я сразу осетиваю свои тексты, а уже потом по мере возможности обумаживаю. Свежий пример: упомянутый Вами манифест протеизма вышел сначала в январе 2000, в сетевом "Веере", и лишьв мае - в журнале "Знамя": Debut de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века. И писал его я именно для "Веера", поначалу даже не рассчитывая на бумажную публикацию.

  Я полагаю, что философ – это мозговой донор сети. Раньше философия осмысляла мир, потом она прошла через опыт насильственного преобразования мира, подгонки его под схемы разума. Сейчас начинается третья эпоха, когда философия участвует в практических проектах производства новых форм бытия. Никогда раньше производство, техника, бизнес не были столь метафизическими в своих основаниях: ведь происходит раскрутка незримых слоев материи, граничащих с иноматериальным - сознанием, психикой, генетическим кодом, неизвестными измерениями пространства. Раньше философ говорил последнее слово о мире, подводил итог. Гегель любил повторять, что сова Минервы (богини мудрости) вылетает в сумерках. Но теперь философ становится жаворонком. Он произносит первое слово о ранее никогда не бывшем. Он закладывает основания. В 21-ом веке появляются альтернативные виды разума и жизни, - генопластика, клонирование, искусственный интеллект, киборги, виртуальные миры, сюрреалы, изменение психики, расширение мозга, освоение дыр (туннелей) в пространстве и времени. Значит, философия, как наука о первоначалах, первосущностях, первопринципах, уже не спекулирует о том, что было в начале, а сама закладывает эти начала, определяет метафизические параметры инофизических, инопространственных, инопсихических миров. Философия есть мышление о мирах; раньше, когда в нашем распоряжении был один-единственный мир, философия поневоле была увечной наукой, она должна была до ломоты в мозгу размышлять, почему этот мир такой, а не другой. Когда же открывается возможность других миров, философия переходит к делу, становится сверхтехнологией первого дня творения.

  Нельзя ли привести пример?

  Если честно признаться, я был бы непрочь повстречаться со своим клоном, хотя вряд ли наука успеет доставить мне такую пищу для размышлений. Клонирование - это не просто биологический или генетический опыт, это эксперимент по вопросу о человеческой душе и ее отношении к телу, об идентичности или различии индивидов при наличии генетического тождества.

  20 век - век грандиозных физических экспериментов, но возможно, 21 век станет лабораторией метафизических экспериментов, относящихся к свободной воле, к роли случая, к проблеме двойников и возможных миров. Физические эксперименты переходят в метафизические по мере того, как создаются условия для воспроизведения основных (ранее безусловных и неизменных) элементов существования: искусственный интеллект, организм, жизнь, вселенная.

  Процитирую Ваш манифест: "Мне уже мучительно трудно читать книги, переползать взглядом со строчки на строчку, и я время от времени ловлю себя на странном жесте:ищу в своем теле щель,чтобы засунуть диск и сразупереместить в себя пару мегабайтов..." - читаем в первой части Манифеста. А нет ли переутомления от переизбытка информации, которую вываливает Сеть? Помните, как в притче о чашке чая для профессора: разве можно бесконечно наливать в человека информацию? Не станет ли это естественным ограничением для "Приобщения и Преображения"?

  Совершенно верно, не только утомление, но и воспаление мозга от переизбытка информации... А над самой информацией уже нависает переизбыток информационного шума, который производится избыточными средствами коммуникации. Раз они есть, то должны шуршать, как тростник на ветру, - эти миллиарды одновременно перелистываемых электронных страниц; отсюда такой страшный всемирный шелест при невнятности сообщений. Прошу прощения за отсылку к моей статье 1998 г. "Информационный взрыв и травма постмодерна" - там я уже высказал "наболевшее" на эту тему и с тех пор успевшее покрыться корочкой.

  Суть в том, что избыток информации связан с застоем и неразвитостью трансформационных практик. Если в вас вливают информацию ведрами, то куда-то она должна и выливаться? Мы за жизнь успеваем просмотреть тысячи фильмов, прочитать тысячи книг - а вот режиссерская, актерская, авторская деятельность удел немногих. Отсюда ощущение страшного давления и переизбытка, как будто вас изо всех сил трясут - и одновременно вы связаны по рукам и ногам. Должны возникнуть новые трансформационные практики, когда все отображенное и узнанное будет переходит в преображение и приобщение: здесь и маячат перед нами сюрреалы, виртуальные миры, нейрокосмос и прочие перспективы иной жизни и иных миров, когда индивидуум будет иметь достаточно рук, ног, мозгов, языков, чтобы трансформировать ту самую среду, которая его усиленно информирует.

  Новая эпоха изменяет человека, тут я с Вами согласен. Но в какую сторону? Вы пишете: "Идеального героя будущего можно вообразить как Эйнштейна-Башмачкина, невероятно производительного по мысли и скромно-ничтожного по притязаниям. Перед нами не великие люди и не народные массы, а индивиды, но очень маленькие, смиренно сознающие свою малость..."Кто же или что же займет место нынешних героев, людей-ньюсмейкеров, оккупировавших эфирное время и первые полосы газет?

  Скорее новости будут делать людей, чем делаться ими. Должен сказать, что читать новости в современной западной прессе - довольно скучное занятие. Новости исходят от правительственных и неправительственных организаций, монополий, компаний, технологий, фирм, судебных инстанций, а роль личности во всем этом сказывается слабо, если только она не раздута с какой-то пиаровской целью. Посмотрите на ленту новостей Yahoo -на десяток заголовков едва найдется хоть один, пахнущий личностью. При этом новостей много, но они поставлены на поток, как хорошо налаженное производство, которое, когда нужно, производит и самих ньюс-мейкеров.

  Вообще американское общество, по моим наблюдениям, постиндивидуалистично: мотивы честолюбия и славолюбия здесь играют меньшую роль, чем в тех странах, где жизнь людей тяжела, неблагоустроена и они стараются компенсировать жизненные провалы успехами своего имени и порывами в бессмертие. Американцы в общем и целом довольны своей работой, жизнью, семьей, страной и т.д., поэтому нет у них этого зуда – выделиться, остаться на все времена. Все это считается неприличным; но и по существу желание славы не мучит людей. Они стараются хорошо делать свое дело, много зарабатывать,исполнять свой долг перед Всевышним, то есть устраивать свою жизнь здесь и там, а не потом, среди потомков.

  Вы пишете о новом прото-глобализме, о жизни "поверх барьеров", которую уже сейчас может себе позволить немнногочисленная - не более 2-3 процентов - интеллектуальная и бизнес-элита (некоторые политики,ученые, артисты, журналисты). Но смогут ли так жить хотя бы двадцать процентов? (Не так уж долго осталось ждать, что население планеты увеличится в два, три раза. Представьте, если хотя бы пять миллиардов землян начнут одновременно глобально перемещаться!) Очевидно, новое время принесет и новые формы неравенства. Можете ли вы предсказать новые черты бедности и угнетения внутри "цивилизации 21-го века?" Может быть, всех бедных и необеспеченных элита сможет загнать, например, на нано-уровень существования, за 101-й нанометр.

  [Нанотехнология - технология объектов, размеры которыхпорядка одной миллиардной части метра, примерно четыре атома в длину (от греческого "nanos"- "карлик")]

  Новая форма неравенства - уже не имущественная, а информационно-интеллектуальная. Опять сошлюсь на статью об "Информационном взрыве". Поскольку в 21-ом веке основные формы богатства и накопления перейдут в область информации, можно ожидать социальных взрывов от тех, которые оказались обделенными информационным капиталом и не вписались в информационное общество.

  Между прочим, среди "дураков" встречаются отменно умные и хитрые, так сказать, гении и вожди армии дураков, профессиональные идиоты прогресса, которые на любых умников найдут управу. Ленин, Сталин, Гитлер...Трудно предположить, в какие формы это может вылиться - но революции 20-го века могут показаться шалостями уличных забияк в сравнении с информационными бунтами 21-го века. Это может быть и изощренная вирусомания, и какая-нибудь хитрая перенастройка сетей, - не обязательно луддитство с топором против компьютера.

  Общий вывод тот, что любая диспропорция в развитии человечества рано или поздно находит насильственный и катастрофический выход. Поэтому и к следующей, все более явной диспропорции нужно отнестись как можно серьезнее и предугадать ее последствия заблаговременно. Это вопрос поглупения основной массы людей относительно накопленного ума человечества. Если в 19-ом веке такими отверженными от материального прогресса и изобилия представали пролетарии, то как мы назовем эту растущую группу людей в 21-ом веке? Жертвами информационного террора? Юродивыми компьютерного века?

  Сложность в том, что информационные богатства труднее распределить, чем материальные, хотя, на первый взгляд, верно обратное. Чтобы распределить кусок хлеба между пятью едоками, нужно поделить его на пять частей, т.е. создать предпосылку недоедания. А чтобы распределить одну идею между пятью умами, не нужно ее делить, напротив, она впятеро умножится, усвоенная каждым умом по-своему. Информационный капитал легко умножается, зато приносит новую, еще неведомую нам трагедию - непотребляемого избытка. Ум, который не может воспринять какой-то идеи или информации, легко потребляемой другими, - это уже в зародыше злой, разрушительный ум. Непонимание - страшнее недоедания, потому что голодному можно дать хлеба, а непонимающему, "глупому" нельзя дать идеи - он ее не может потребить. Это как голодающий человек без желудка. Как его накормить?

  Ваш Вестник пишет о будущем и даже пытается его приумножить, развернуть веером. Чем объяснить Вашу увлеченность будущим, можно даже сказать, романтическое к нему отношение ?

   Я люблю будущее не потому, что оно лучше настоящего, а потому что я люблю скорость во времени - гораздо больше, чем в пространстве, - люблю разгон, ускорение, и именно так, как упругость времени, как ветер в лицо, воспринимаю будущее. Во времени меня волнует само его волнение, пульсация, временение. Будущее для меня - это не настоящее, перенесенное из одного момента времени в другой, а стояние на грани сущего, акт переступания, побега. Будущее - это причастие от глагола "быть", и как причастие, оно еще хранит в себе глагольный рывок.

  Я люблю, когда проносятся по сторонам и отлетают назад приметы лет, десятилетий, столетий. Сколько лет - столько отлетов. Вот уже и компьютеры, которые лишь лет пятнадцать назад выплыли из-за горизонта, чуть-чуть смещаются в прошлое, покрываются исторической пылью. В прошлое плыть трудно, поскольку плывешь как бы против течения времени и скорость заведомо снижена. А на пути в будущее тебя подхватывает ток времени, и захлест, нахлын скорости наибольший. Будущее для меня - это не где, а куда. К сожалению, для временных отношений есть только одно наречное местоимение - когда, но оно меня вполне устраивает, ибо созвучно куда. А есть люди, для которых будущее отвечает на вопрос "когде?" - там, потом, в другое время. Такое будущее для меня менее интересно, чем настоящее.


архив новостей

01.12.2000

квантовый компьютер, ЦЕРН, iSmell, iRobot, My Real Baby

08.12.2000

Пентиум-4, бакибол, генетические яйца, Stand-Ins, G-Force, йоб-культура

20.12.2000

конец времени, марсианский метеорит, видеотелефон, Venture Star, вживленный чип

26.12.2000

Азбука XX века, пятилетка НТП, пять хитовых игр 2001 года

02.01.2001

мысли о главном, бетафоризмы

09.01.2001

техно-новинки-2001: часы-телефон, часы-фотоаппарат, DVD-камера, ультралегкий самолет, чувствительная мышь, водные сани, навигация по развлечениям, цифровой Полароид, Lightning Mail, электрический скейтборд, настольный шифровальщик, портативный навигатор, сетевой холодильник

16.01.2001

космическая стена, черные дыры, необычные планеты, темная материя, космос в Сети, Кошачий Глаз, межгалактический мост, мини-ракета, Cosmic Call II

23.01.2001

самое плотное вещество, чип для видеотелефонов, спор генетиков о сроках жизни, оптический телескоп SETI, сетевой похоронный дом, фестиваль веб-фильмов

30.01.2001

стиль февраль, техно-хиты февраля

07.02.2001

туманность Муравья, клеточные мембраны в космосе, столкновение галактик, веб на колесах, террористы в Интернете

13.02.2001

эксперимент E821(магнетизм мюона)

20.02.2001

23 февраля - день Терминалий. Предложение ритуала

28.02.2001

мини-роботы, робот-обезьяна, новый сверхпроводник

08.03.2001

рассказ-загадка "Девушка с красной книгой"

15.03.2001

черных дыр становится меньше

22.03.2001

галлюциногены - по рецептам?

29.03.2001

памяти Виктора Кривулина: техно-мистический случай

41.04.2001

Эксклюзивное интервью о Вселенной и новости от Сергея Фролова: вселенная как бутылка, последняя загадка Мира, они уже здесь, роковые последствия великих открытий

11.04.2001

21 апреля - День альтернатив. Праздничный обряд

25.04.2001

нанотехнология реабилитирует Лысенко

01.05.2001

наука и искусство сливаются в экстазе

10.05.2001

авангард медиа-арта: CAVE

17.05.2001

квантовый компьютер Облом-Off

25.05.2001

Космогония: краткое введение в курс космического акушерства

30.05.2001

молекулярт - искусство в минус девятой степени

07.05.2001

Медиа-форум: бесплатное кибер-кино

14.05.2001

Я есмь Альфа и Лямбда: "квинтэссенция" - новейшая астрофизическая теория эволюции вселенной

 

 

КОНКУРСЫ

САЛЮТ, ГУМАНОИДЫ


ВЕРА. ТЕОЛОГИЯ

Алексрома 

Стать Богом

Валерий Шубинский

Возможно все. О российском сектантстве


ГАЛЕРЕЯ

Лиза Морозова

Slow Way

Путь Арт-Самки

Колыбельная, Нет новых сообщений, Музефикация-3 и 4/4

Алексрома

 Бабочка будущего

Последняя стадия Божьей Коровки

 Поэма 2030


ИСКУССТВО

Алексрома

 Идеальное произведение тактильного искусства

Ирина Данилова

Об осязательном искусстве

Описание экспоната "Наши любимые книги"

Михаил Эпштейн

Как это назвать? маленький словарь осязания и тактильного искусствa

 Книга и тело


КОСМОСОФИЯ

 Краткое введение в курс космического акушерства

Я есмь Альфа и Лямбда

Finita la materia


ЛАБОРАТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

Михаил Эпштейн

Предисловие к разделу

Стиль Февраль


МАНИФЕСТЫ

Михаил Эпштейн

Предисловие к разделу

Протеизм. Манифест начала века

часть 1

часть 2

Алексрома

Манифест Гиперлогоса

Манифест Горящих рукописей

Александр Грек

Лес Боснии


МЕДИТАЦИИ

Алексрома

Бетафоризмы

 Транскрипт новогоднего Радиопослания

Татьяна Ахтман

Впечатление о жизни

Александр Грановский

Пирамида

Михаил Эпштейн

Виктор Кривулин: Вместо некролога

Мысли о главном


МЕТАФИЗИКА

Алексрома

 Расселите мои души!

Сергей Фролов

 Душа и тело - последний оплот дуализма?

Мертвый Интернет

Михаил Эпштейн

 Феномен интересного


НА ГРАНИЦАХ КУЛЬТУР

Михаил Эпштейн

АМЕРОССИЯ Двукультурие и свобода


НАУКА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Алексрома

Кошка Шредингера в прошлобудущем

 Котка Шредингера под катком объективизма

 Логика как инструмент научного познания и ее встроенный ограничитель

Владимир Васильев

Прогресс в физике

Александр Грек

 Миф об овечке Долли

Сергей Фролов

Комментарий к "Кошке Шредингера в Прошлобущуем"

 Лженаука: сумерки сознания


НОВЫЕ НАУКИ, или Scientiae Desiderata

Михаил Эпштейн

От научной фантастики - к фантастическим наукам

Культуроника

Тегименология - наука о покровах, оболочках, упаковках


НОВЫЕ ПРАЗДНИКИ

Михаил Эпштейн

Предисловие к разделу

23 февраля - День Терминалий

21 апреля - День Альтернатив

Фель Пучи

Точное описание ритуала празднования Дня Альтернатив


ПРОГНОЗ

Виктор Феллер

Куда мы движемся? Куда движется весь мир?

Миф о глобализации

Михаил Эпштейн

Имя века


ТЕХНОСОФИЯ

Михаил Эпштейн

Технософия

ТЕХНИКА и МОРАЛЬ. Дискуссия

Алексрома

Мораль, страх и вера

Михаил Эпштейн

Без техники мы не станем ангелами

 Техно-мистический случай


ФИЛОСОФИЯ ВОЗМОЖНОГО. К новой модели будущего

Михаил Эпштейн

Будущее после будущего

Не реализация, а потенциация

Общество возможностей

Психология возможного 

 К философии возможного: Введение в посткритическую эпоху

Этика возможного

часть первая

часть вторая


ФИЛОСОФСКИЙ РАССКАЗ

Александр Грек

Смотритель Земного Шара

Марк Итин

Девушка с красной книгой


УТОПИЯ. ЭСХАТОЛОГИЯ

Дискуссия о "Розе мира" Даниила Андреева

Сергей Кладо

Федор Синельников

Михаил Эпштейн


ЯЗЫК

 Будущее русского языка. Дискуссия

Алексрома

Леонид Кочетков

 Михаил Эпштейн

Борис Мельц

У русского языка нет будущего

Михаил Эпштейн

Дар Слова. Проективный лексикон 


ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

Дмитрий Пинский

Школа-лаборатория "Созвездие Леонардо"

Фель Пучи

Открытое письмо издателям Веера

Переписка Марка Комиссарова и Михаила Эпштейна

О прямой передаче мыслей на расстоянии

 

РЕСУРСЫ и АРХИВЫ

статьи

 Алексрома. Потрясение светлым будущим и продолжение

 Алексрома. РАТА. Потрясение прошлым

 Алексрома. Интервью "Русскому журналу"

 Алексрома. Домены реальности

 Алексей Андреев. FUGA.RU: Трудно убить мертвеца

 Алексей Целых. Батраками их сделала Сеть

 Михаил Эпштейн. Русская культура на распутье. Демонизм

 Михаил Эпштейн. От Интернета к ИнтеЛнету.

 Беседа Игоря Шевелева с Михаилом Эпштейном. Лучший из возможных миров - тот, который еще возможен

 Михаил Эпштейн. Фигура повтора. Философ  Николай  Федоров и его литературные прототипы.

 Б.Н.Волгин. Теория теорий

 Илья Разумов. Философия факта пророчества

архив манифестов

Михаил Эпштейн. Парадокс ускорения (1985)

Алексрома. Манифест Кибер-Веры (1987)

сайты

 NTR.RU - крупнейший российский портал науки и техники

 ИнформНаука - Российская служба научных новостей

 Наука и Техника - международная общественная организация

 НГ-наука - новости науки и техники в "Независимой газете"

 За науку - газета МФТИ

 Новости из мира науки и техники - новостная страница Русского Переплета под редакцией проф. В.М. Липунова

 Клонирование - архив новостей клонирования (до 23 мая 2000 года)

 Арт-манифесты с С.Тетериным - собрание сетевых манифестов

 Zont - заметки о науке и технике

 Ольга Аникина - мистика, графика, байки

 Парадокс - научно-популярный журнал

 Новости науки и философии - каталог библиотек и фурналов по теме

 Прогнозы на XXI век - личная страница историка и футуролога Виктора Феллера

 Барзах - суфийский сайт, посвященный космизму в эпоху интернета

книги

 Л.Э. Ванд, А.С. Муратова Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное

 

 

 

 

выпуски

N 1 01.12.2000

N 2 08.12.2000

N 3 20.12.2000

N 4 26.12.2000

N 5 02.01.2001

N 6 09.01.2001

N 7 16.01.2001

N 8 23.01.2001

N 9 30.01.2001

N 10 07.02.2001

N 11 13.02.2001

N 12 21.02.2001

N 13 28.02.2001

N 14 8.03.2001

N 15 15.03.2001

N 16 22.03.2001

N 17 29.03.2001

N 18 04.04.2001

N 19 04.11.2001

N 20 04.18.2001

N 21 04.25.2001

N 22 01.05.2001

N 23 07.05.2001

N 24 15.05.2001

N 25 23.05.2001

N 26 30.05.2001

N 27 07.06.2001

N 28 14.06.2001

Рассылки Subscribe.Ru
Дар слова. Проективный лексикон Михаила Эпштейна.

архив Дара Слова

#14

Видеология,  Видеократия

#15

Журнет

#16

Ответливый

#17

Причастия будущего времени

#18
 
любородный, люботворный

#19

Слово недели: глокальный

# 20

Корень недели: МЁТ

# 21  

Корень недели: -люб-

Новые слова "про это".

# 23

Слово недели: эля

# 24

Слово недели: Счастица

# 26

виртонавтика, виртозал, сюрреал, космо-арт

# 27

мертвоживчик, смертозоид,  смерма, танатозой

#28

гудьбА и гласьбА

#29

Слова с корнем -общ-

#30

Основы "-вержец" и "-черпий"

#31

Новые переходные глаголы, образованные от возвратных

#32

Сетевые глаголы

Вокруг конкурса однословий #2

Обозрение новейших поступлений и писем

Вокруг конкурса однословий #3

Список лучших слов первого года "Дара" и другие новости

 

Читательские выпуски

#1

Слово недели: входчивый

#2

эля, люб, оный, -софия

 

>>>>> Апорт Top 1000 <<<<<Rambler's Top100

>>>>>>>>>><<<<<<<<<<