Будущее в сослагательном наклонении - это раскрытый веер будущностей, расходящихся возможностей
|
|
|
|
|
В петербургском издательстве "Алетейя" начала выходить новая философская серия "Тела мысли". Первым томом серии вышла коллективная монография пяти авторов "Перспективы метафизики". Вторым - книга Михаила Эпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре". Книгу можно приобрести, помимо
обычных магазинов, и через сетевой "Озон"
|
|
|
|
Вера Зубарева Приказ Бога плодиться и размножаться подразумевает наличие сексуальности в человеческом и животном мире до поедания запретного плода. Это означает, что Адаму была присуща сексуальность как «образ первичных хотений», но не более того. Запретный плод помог человечеству перейти от физиологической потребности, напрямую связанной с продлением потомства, к осознанно изощрённому «разоблачению покровов» на информационном уровне – на уровне фантазии, которая до того могла существовать только в качестве зависимой переменной. * * * Проективный лексикон Михаила Эпштейна Однословия Марины С. Ан
* * * Алексрома фотозарисовка
N 38 Виктор Феллер Во втором десятилетии США и Израиль "позволят" придти к власти фундаменталистским режимам, но в третьем десятилетии ситуация выйдет из-под контроля в связи с мировым экономическим кризисом, резким размежеванием между США и Европой, и превращением Китая в сверхдержаву, устремленную к евроазиатской и мировой гегемонии. Андрей Травин Как известно, программирование требует рационального плана: операторы и функции нельзя располагать в живописном беспорядке. А всякая симметрия для любимого мной дзен-буддизма неестественна и мертва. Но его термины позволяют дать краткие и точные определения программным модулям. Лиза Морозова MY SHOPPING
* * * ССЫЛКА НОМЕРА Михаил Эпштейн УЖАС КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ "Новая газета",
1 ноября 2001 года
N 36 Михаил Эпштейн К ТЕОРИИ СУДЬБЫ (часть первая) Такое катастрофическое время, как наше, требует особого внимания к тем странным узорам и сплетениям событий, которые традиционно именуются судьбой. Современная наука заново пробуждает интерес к судьбе как результирующей множества случайностных, статистических процессов, изучаемых теорией "хаосложности". Данная работа - попытка заново ввести "судьбу" в концептуальное поле философии и других гуманитарных дисциплин, построить цельную теорию судьбы исходя из различных типов событий (поступки, происшествия и свершения). * * * Султанова Эльвира Анализируя современные проблемы в философии ума, а также, проводя компаративистские исследования, автор пытается разработать новый исследовательский метод, который позволил бы решить спорные вопросы в области оснований философского и психологического знания. Эта статья намечает общие акценты номологического метода исследования, его перспективы. N 35 Алексрома Самая древняя женская профессия общеизвестна и ни у кого не вызывает сомнений. Насчет первой профессии мужчины единогласия не наблюдается: обычно называют охотника, воина, шамана. Я бы добавил к этому списку террориста. Первый из известных истории терактов был совершен с использованием климатического оружия и вошел в сакральные анналы под кодовым названием "Потоп". Михаил Эпштейн Нападение исламского фундаментализма выявило в американском обществе симметрическую позицию, которую можно назвать демократическим фундаментализмом. Казалось бы, демократия и фундаментализм есть вещи несовместные. Но у демократов-фундаменталистов типа Чомского или Зонтаг есть своя догматика, которая, не считаясь с жертвами, всегда гнет свое: что бы ни сделали террористы против нас, мы еще хуже перед лицом Великой Демократии. * * * Проективный лексикон Михаила Эпштейна Тематическая серия ВЫЗОВ МАТУ КОРЕНЬ ЖЕНСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ЁМ" В русском языке нет особого глагола женской сексуальной активности. Те глаголы, которые используются в этом значении: (1) либо представляют женщину как пассивное существо, которое "отдается" мужчине; (2) либо переносят на женщин глаголы мужского действия. Первичное значение корня "ём" - не просто "ёмкий", но "берущий в себя", "забирающий", "втягивающий", "емлющий". "Девка - огонь: пристанет к парню, уведет на сеновал -
и давай ёмить. До зари так уёмит, умает, что парень потом мотается за ней,
как присушенный. Ёмная девка."
N 34 Михаил Эпштейн Новые Науки ЭТИКА ОСЯЗАНИЯ В иерархии пяти чувств осязание обычно ставится на последнее место, как самое грубое и низменное. Но у чувства осязания есть своя этика - не нововыдуманная, а совпадающая с древней библейской традицией, согласно которой именно зрение есть источник "распущенности", источник первородного греха. * * * В. Феллер К 2010 российское геополитическое пространство будет напоминать заболоченную неуютную местность. С европейского запада – отвесная стена. На мусульманском юге – трясина. На китайском юго-востоке – безбрежный океан. Очередной тайфун оттуда грозит смыть все живое. Российские политики по-прежнему будут решать: толи на стену взбираться, толи дамбу строить, толи по болоту в сапогах и на авось. А кто-то решится «построю плот и поплыву». * * * Алексрома иронические заметки о поездке в Россию С чего начинается Родина? С объявления в русифицированном Боинге-767 "Кина не будет", с приблондиненных пограничниц (строем их красили, что ли?) и с надписи "ИКЕА", синем по желтому красующейся на пришоссейном ангаре. * * * Проективный лексикон Михаила Эпштейна Тематическая серия ВЫЗОВ МАТУ Корень мужского действия "ЯР" Эти два выпуска завершают "мужскую" серию и содержат 31 слово, характеризующие разные аспекты мужского естества и достоинства. Почему у нас все сплошь эпитет "сексуальный" применяется? А потому что слово "половой" звучит скучно, гнетет к полу и вкус скорее отбивает, чем пробуждает. "Половая тряпка, щетка, доска"... А ведь есть родовитое, еще невостребованное в языке слово "ярИльный", которое могло бы создать "сексуальному" достойную замену. Ярильные действия, обряды, интересы, потребности, позывы, жизнь, нравы, условия... ЯропЫтство - исследовательский подход к любовным делам; страсть как экспериментальная наука. ЯроИмство - поборы в виде любовных услуг, сексуальное мздоимство, взяточничество. * * * ССЫЛКА НОМЕРА Русско-американская конференция Начало
века как культурный феномен
N 33 Михаил Эпштейн Есть ирония судьбы в том, что мишенью глобального терроризма стали два здания, которые с начала 1970-х годов служили символами и высшими образцами архитектурного постмодерна. Две башни - как два взаимоотражения без подлинника. N 32 манифесты Михаил Эпштейн БЕЛЫЙ ДУБ В АФИНАХ Манифест реизма Принято думать, что антитеза идеализма - материализм, который объявляет началом всех вещей их материальность. Но материализм, как неоднократно указывалось, есть одна из "вырожденных" форм идеализма, которая представляет материю как некий всеобщий принцип, начало, "идею материи". Подлинная альтернатива идеализму - то, что можно назвать реизмом, представление о том, что всякая конкретная вещь есть начало и конец самой себя. культура и нация Для философии вопрос о возможностях и особенностях русского мышления приобретает особую остроту. Фактически, это - вопрос о судьбе русской философии, возможна ли в принципе самобытная русская философия, или она - только «этнографический материал», не создающий самостоятельных проектов. методология науки Обычное "естественное" видение будущего – это прежде всего мираж, т.е. экстраполяция наших желаний, мечтаний, страхов и "уважений" настоящего. Такая экстраполяция бессознательна и потому человек не может противостоять ее мифам. медитации Некоторые дикари (например, готтенготы) связывают фазы Луны с идеей бессмертия, принимая видимый ущерб и нарастание светила за реальный процесс поочередного и непрерывно повторяющегося разрушения и восстановления, упадка и развития. Даже самый восход и заход Луны представляется им как ее рождение и смерть. Они рассказывают, что в стародавние времена Луна пожелала послать человечеству весть о бессмертии, и Заяц вызвался служить вестником. Проективный лексикон Михаила Эпштейна Тематическая серия ВЫЗОВ МАТУ яр - мужское естество, производительная сила; детородный член; мужеское начало мироздания; сильный, любвеобильный мужчина |
21 ноября 2001
годаа
В средние века исламский мир был средоточием научной мысли, в настоящее время из общего числа ученых на мусульман приходится всего один процент, при том, что каждый пятый в мире - мусульманин. В одном Израиле больше ученых, чем во всех арабских странах вместе взятых. Как получилось так, что в течение 600 лет, с VIII по XIV века, мусульманское мировоззрение ассоциировалось с передовыми знаниями, а в конце XX века опустилось до фундаменталистского мракобесия? Расцвет мусульманской науки начался во многом благодаря знаниям, приобретенным от древнегреческих мыслителей. Первоначально распространение эллинистической культуры на восток началось с походов Александра Македонского и происходило в основном через греческие поселения и в дальнейшем - христианские секты, так что когда в VII и VIII веках аравийские армии под знаменами пророка Магомета захватили обширные территори от Персии до Северной Африки и Испании, в их руки в качестве трофеев попало большое число работ Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита, Архимеда и других греческих философов и ученых. Мусульмане вывозили на восток целые библиотеки, и вскоре греческих манускриптов накопилось так много, что пришлось организовавать центры по их систематическому переводу. Одним из крупнейших просветительских центров стал "Дом мудрости", учрежденный в IX веке в Багдаде халифом Абу аль-Аббасом аль-Мамуном для абсорбации греческих знаний. Среди первых работ, переведенных в этом средневековом НИИ с греческого языка на арабский, была работа александрийского астронома Клавдия Птолемея (90-161), ныне известная как "Альмагест" ("Аль-Маджисти" - арабский вариант греческого названия "Megiste syntaxis", что означает "Великое построение"). В этой работе Птолемей описывает вселенную как геоцентрическую систему, в которой луна, планеты, солнце и звезды вращаются вокруг Земли. Попутно нужно заметить, что в восприятии современного человека Птолемей предстает как астроном, страдавший наивными заблуждениями, которые впоследствии опроверг Николай Коперник (1473-1545), утвердиший гелиоцентризм. Однако, как показывают новейшие исторические исследования, Птолемей был знаком с гелиоцентрической системой Аристарха Самосского (320-250 до н.э.), жившего, кстати, за 1700 лет до Коперника. Птолемей мог бы оспаривать у Эйнштейна первенство в разработке основ теории относительности: согласно его идее, вселенную можно адекватно описывать различными способами, но при описании нужно исходить из принципа простоты и переходить к более сложным описаниям только тогда, когда простых объяснений оказывается недостаточно. Наиболее простым описанием вселенной Птолемею представлялась геоцентрическая модель, хотя в ее математических аспектах Птолемей отражал и гелиоцентрические элементы. Примечательно, что при переводе работы Птолемея арабские мудрецы "творчески" ее переработали, опустив все упоминания о гелиоцентризме, и эта идея была потеряна как для Востока, так и для Запада, поскольку ученые эпохи Возрождения узнали об идеях Птолемея не только с большим опозданием, но и не из греческого оригинала, а из перевода с арабского на латынь, впервые широко опубликованного в Венеции в 1515 году, через 340 лет после того, как он был выполнен Герардом из Кремоны (1175 год). "Аль-Маджисти" стала основой космологии на последующие 500 лет. Мусульмане были особо заинтересованы в развитии астрономии по той причине, что правоверный, где бы он не находился, всегда должен молиться, обращаясь головой строго в сторону Мекки. Фактически, ислам - единственная из основных религий, соблюдение ритуалов которой предполагает наличие астрономических познаний. В частности, еще до кругосветных путешествий Магеллана мусульманским ученым было известно, что земля круглая - это знание было им практически необходимо для составления таблиц, по которым мусульмане в любой точке мира могли находить "киблу" - священное направление на Мекку (см. багдадскую астролябию XII века на фото). Вместе с тем, точность этих таблиц намного превосходила возможности ее осуществления по той простой причине, что у человека нет четкого представления об оси своего тела, которую он должен был бы ориентировать в строго заданном направлении, подобно стрелке компаса. Изначальная модель Птолемея не могла быть достаточно точной, поскольку требовала внесения множества корректив, а математический расчет этих корректив требовал много усилий и времени. Однако, в XIII веке исламские ученые успешно решили эту задачу благодаря астроному Назиру аль-Дину аль-Туси (1201-1274), который разработал так называемые парные эпициклы (доведенные до полного совершенства в следующем веке Ала аль-Дином Абул-Хасаном ибн аль-Шатиром). В юности аль-Туси, как сейчас принято говорить, "примкнул к террористам" - после того, как его родной город был разрушен ордами монголов, он принял приглашение шиитской секты ассасинов (от арабского слова "хашишин" - курильщик гашиша), которые не только злоупотребляли тяжелыми наркотиками, но и терроризировали местные и чужеземные правительства, тайно убивая неугодных правителей, утверждая таким образом свои принципиальные воззрения на роль личности в истории. В своей легендарной крепости Аламут ассасины обеспечили аль-Туси не только опиатными стимуляторами мысли, но и богатой библиотекой, то есть создали все условия для плодотворной научной работы. Однако, когда в 1256 году армия внука Чингисхана, монгольского хана Хулаку, взяла Аламут, аль-Туси с легкостью перешел на сторону победителей и, более того, убедил хана взять Багдад и уничтожить Аббаситский халифат, что и произошло в 1258 году. В благодарность за ценный совет Хулаку официально назначил аль-Туси своим личным советником и построил для него самую большую в мире (по тем временам, разумеется) обсерваторию в столице ханства Марага (на территории современного северо-западного Ирана, см. архитектурный эскиз и фото наших дней).
Существует также красивая легенда о том, как аль-Туси убедил темного хана в необходимости строительства обсерватории. Сама по себе эта легенда, записанная историком Хаджи Халифой в его труде "Книга о мире", в скрытой форме много говорит об отношении ислама к науке. Итак, когда хан спросил аль-Туси, зачем ему нужна обсерватория, ученый предложил своему повелителю провести эксперимент: в тайне от всех взять большой железный котел, взобраться с ним на гору и спустить его вниз по склону. Когда котел полетел с горы, поднялся такой страшный грохот, что солдаты, отдыхавшие у подножия горы, в панике разбежались. "Вот видишь, - сказал аль-Туси хану, - мы не боимся этого грохота, потому что знаем его причину. Подобно этому, зная небесные секреты, мы будем спокойны здесь, на Земле". Пик расцвета мусульманской науки приходится на конец X века, когда примерно в одно и то же время, с промежутком в 16 лет, появились на свет три выдающихся мыслителя: Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хайтам (известный как Альхазен), Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни и Абу Али аль-Хуссейн ибн Сина (Авиценна). Альхазен (родился в 965 году в Ираке) может считаться отцом-основателем науки в ее современном виде: он одним из первых дал определение научному методу как исследованию, основанному на эксперименте и философской аргументации. В своей работе "Книга о весах мудрости" он впервые выдвинул понятие тяжести воздуха и высказал множество смелых идей, намного веков опередивших свое время. В частности, он повествовал об изменчивости плотности воздуха с высотой и, исходя из этого, вывел целый комплекс идей о рефракции света в атмосфере и об искривлении лучей. Луч, утверждал Альхазен, отклоняется от прямой линии тем сильнее, чем больше его траектория до входа в атмосферу отклоняется от перпендикуляра к земной поверхности. Он предсказал, что вследствие этого явления мы видим солнце, луну и звезды раньше, чем они в на самом деле поднимутся над горизонтом, а также некоторое время после того, как они скроются за горизонтом. За счет этого явления, по мнению ученого, продлевается земной день и укорачивается ночь. Альхазен также объяснил преломлением света явление сумерек и зари, а из продолжительности сумерек достаточно точно вывел высоту атмосферы - 52 тысячи шагов. Аль-Бируни (родился в Хорезме в 973 году) прославился своими достижениями в математике, астрономии и географии. За свою жизнь он написал 146 работ объемом 13 тысяч страниц, среди которых наиболее известно обширное социологическое исследование Индии. Знания Аль-Бируни поражают своей точностью: в труде ''Геодезия'' он писал, что окружность Земли равна ''9000 фарсахов при том, что фарсах - 12000 локтей''. В пересчете на современные меры длины это составляет 39987 км, что лишь на пять сотых долей процента (!) короче истинной величины, если Землю измерять по меридиану. Авиценна (родился в крепости Афшана под Бухарой в 981 году) - врач, философ и поэт - впервые дал научное определение болезни как нарушения функционирования организма. В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубаи, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная "Китаб аш-шифа" ("Книга исцеления") и пятитомный "Аль-Канун фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки"), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада. Для изложения научных вопросов Ибн Сина иногда прибегал и к стихам. Так, его труд "Урджуза фи-т-тибб", в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший. А свое философско-мистическое восприятие смерти он выразил в рубаи: Говоря о закате исламской науки, можно сказать, что она не просто умерла, но почила в бозе, выполнив задачи, поставленные перед ней религией. В частности, наиболее развитая в арабском мире наука, астрономия, исчерпала себя для ислама, обеспечив сверхизбыточную точность определения "священных направлений" на Мекку. Но кроме внутренних причин были, конечно, и внешние. Исторические события XI-XIII веков - крестовые походы, испанская Реконкиста (отвоевание захваченных мусульманами территорий) и нашествия монголов - сильно поколебали позиции ислама в мире. Лишенные былого могущества и богатства, халифы перестали поддерживать науку, не видя в ней уже ничего, кроме излишней роскоши. В то же время, исламские научные центры, отрезанные друг от друга армиями "неверных", стали терять возможность обмена знаниями, что неизбежно привело к деградации научных изысканий. В то же время, христиане, отвоевывая у мусульман территории, овладевали и их знаниями. Кроме того, работы античных мыслителей, некогда переведенные с греческого языка на арабский, теперь ускоренно переводились с арабского на латынь, что создало, в конечном итоге, предпосылки для Возрождения западной цивилизации на эллинистической основе. Влияние арабской мудрости распространялось и на христианскую теологию. Так, Фома Аквинский, стоявший на позициях аристотелизма, многое почерпнул у арабского философа Абул-Валида Мухаммеда ибн Рушда (Аверроэса), переводчика и толкователся Аристотеля, по странной случайности родившего ровно за 100 лет до Фомы в Кордобе в 1126 году. Аверроэс впервые сформулировал так называемую "теорию двух истин", получившую большое распространение в средневековой Европе и дожившую до наших дней в качестве въевшейся в сознание современного человека тривиального воззрения. Согласно этой теории, философская и теологическая истина существуют автономно друг от друга и могут вступать в явное противоречие. Звучит банально, не правда ли? Эта "банальность" потрясла умы людей около 900 лет назад, а до нас доходят только слабые волны вызванных ею катаклизмов. Запад воспринял не только арабские знания, но и технологию. В качестве примеров здесь можно привести "венецианское стекло", секрет изготовления которого попал в Италию из отвоеванной у мавров Испании, и бумагу, технологию производства которой арабы позаимствовали, в свою очередь, у египтян. В конечном итоге, именно технологии сыграли решающую роль в развитии западной науки: европейским ученым удалось убедить общество в том, что их исследования напрямую связаны с техническим прогрессом. Очевидно, не случайно закат исламской науки хронологически совпал с широким внедрением компаса (XIII век): простое использование магнитной стрелки и последующее изобретение телескопа (начало XVII века) сделало бессмысленным хитроумные и трудоемкие астрономические расчеты восточных "звездочетов". Большую роль сыграло и изобретение паровой машины с последующей индустриализацией. В то время, как восточные ученые, изыскивая средства для научных разработок, рассчитывали лишь на любознательность халифов и богатых купцов, западным ученым удалось перейти на самоокупаемость. В закате мусульманской науки безденежье сыграло едва ли не главную роль (по сути, то же самое произошло и с советсткой наукой после прекращения государственного финансирования в начале 90-х годов XX века). Закат исламской науки может послужить и предупреждением для современной западной. Не секрет, что наука на Западе развивается прежде всего за счет государственных инвестиций, а государство прежде всего заботится о своей безопасности и обороне. Разрушительные способности оружия, его наступательные и оборонительные мощности практически достигли своего разумного предела. Не пора ли проявить и чистую любознательность? квантовый компьютер, ЦЕРН, iSmell, iRobot, My Real Baby Пентиум-4, бакибол, генетические яйца, Stand-Ins, G-Force, йоб-культура конец времени, марсианский метеорит, видеотелефон, Venture Star, вживленный чип Азбука XX века, пятилетка НТП, пять хитовых игр 2001 года мысли о главном, бетафоризмы техно-новинки-2001: часы-телефон, часы-фотоаппарат, DVD-камера, ультралегкий самолет, чувствительная мышь, водные сани, навигация по развлечениям, цифровой Полароид, Lightning Mail, электрический скейтборд, настольный шифровальщик, портативный навигатор, сетевой холодильник космическая стена, черные дыры, необычные планеты, темная материя, космос в Сети, Кошачий Глаз, межгалактический мост, мини-ракета, Cosmic Call II самое плотное вещество, чип для видеотелефонов, спор генетиков о сроках жизни, оптический телескоп SETI, сетевой похоронный дом, фестиваль веб-фильмов стиль февраль, техно-хиты февраля туманность Муравья, клеточные мембраны в космосе, столкновение галактик, веб на колесах, террористы в Интернете эксперимент E821(магнетизм мюона) 23 февраля - день Терминалий. Предложение ритуала мини-роботы, робот-обезьяна, новый сверхпроводник рассказ-загадка "Девушка с красной книгой" черных дыр становится меньше галлюциногены - по рецептам? памяти Виктора Кривулина: техно-мистический случай Эксклюзивное интервью о Вселенной и новости от Сергея Фролова: вселенная как бутылка, последняя загадка Мира, они уже здесь, роковые последствия великих открытий 21 апреля - День альтернатив. Праздничный обряд нанотехнология реабилитирует Лысенко наука и искусство сливаются в экстазе авангард медиа-арта: CAVE квантовый компьютер Облом-Off Космогония: краткое введение в курс космического акушерства молекулярт - искусство в минус девятой степени Медиа-форум: бесплатное кибер-кино Я есмь Альфа и Лямбда: "квинтэссенция" - новейшая астрофизическая теория эволюции вселенной Жаворонки Минервы - Михаил Эпштейн отвечает на вопросы Сергея Тетерина проект нового супер-ускорителя сенсационное заявление академика Соболева, космический паук, останки древнего млекопитающего, physics engines Области практического применения квантовой механики Взрыв, а не всхлип НЭМСы, атомарные конструкторы и программируемая материя Обзор американской армады в районе Афганистана
|
ОДНОСЛОВИЯ-2001 ВЕРА. ТЕОЛОГИЯ Алексрома Рыцари колготок и кинжала, три волны террора и свой путь Валерий Шубинский Возможно все. О российском сектантстве ГАЛЕРЕЯ Лиза Морозова Колыбельная, Нет новых сообщений, Музефикация-3 и 4/4 Алексрома ИСКУССТВО Алексрома Идеальное произведение тактильного искусства Ирина Данилова Описание экспоната "Наши любимые книги" Михаил Эпштейн Как это назвать? маленький словарь осязания и тактильного искусствa КОСМОСОФИЯ Алексрома ЛАБОРАТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ Михаил Эпштейн МАНИФЕСТЫ Михаил Эпштейн Белый дуб в Афинах: Манифест реизма Протеизм. Манифест начала века Алексрома Александр Грек МЕДИТАЦИИ Алексрома Транскрипт новогоднего Радиопослания Татьяна Ахтман Александр Грановский Вера Зубарева Михаил Эпштейн Виктор Кривулин: Вместо некролога МЕТАФИЗИКА Алексрома Сергей Фролов Душа и тело - последний оплот дуализма? Михаил Эпштейн НАЦИЯ и КУЛЬТУРА Группа "Анонсенс" XXI век. Еще раз о русском воззрении Михаил Эпштейн АМЕРОССИЯ Двукультурие и свобода Эдипов комплекс советской цивилизации или матерные корни материализма НАУКА: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Алексрома Кошка Шредингерав прошлобудущем Котка Шредингера под катком объективизма Логика как инструмент научного познания и ее встроенный ограничитель НЭМСы, атомарные конструкторы и программируемая материя Владимир Васильев Александр Грек Эльвира Султанова Номонологический метод: введение Андрей Травин Виктор Феллер Сценарное и историологическое моделирование Сергей Фролов НОВЫЕ НАУКИ, или Scientiae Desiderata Михаил Эпштейн От научной фантастики - к фантастическим наукам Тегименология - наука о покровах, оболочках, упаковках Хаптика - наука об осязании НОВЫЕ ПРАЗДНИКИ Михаил Эпштейн Фель Пучи ПРОГНОЗ Виктор Феллер Адекватный стратегический ответ? Куда мы движемся? Куда движется весь мир? Сценарий мирового кризиса 20-х годов XXI века Михаил Эпштейн ТЕХНОСОФИЯ Hr. Doctor Виртуальная реальность: показано к применению Михаил Эпштейн ТЕХНИКА и МОРАЛЬ. Дискуссия Алексрома Михаил Эпштейн ФИЛОСОФИЯ ВОЗМОЖНОГО. К новой модели будущего Михаил Эпштейн К философии возможного: Введение в посткритическую эпоху Этика возможного ФИЛОСОФСКИЙ РАССКАЗ Александр Грек Марк Итин УТОПИЯ. ЭСХАТОЛОГИЯ Дискуссия о "Розе мира" Даниила Андреева ЯЗЫК Будущее русского языка. Дискуссия Борис Мельц Михаил Эпштейн Дар
Слова. Проективный лексикон
|
РЕСУРСЫ и АРХИВЫ
Алексрома. Потрясение светлым будущим и продолжение Алексрома. РАТА. Потрясение прошлым Алексрома. Интервью "Русскому журналу" Алексрома. Домены реальности Алексрома. "Альтер-косм: от Альфы Центавра до бета-аватара" Алексрома. Американская трагедия-2001 Алексей Андреев. FUGA.RU: Трудно убить мертвеца Алексей Целых. Батраками их сделала Сеть Михаил Эпштейн. Русская культура на распутье. Демонизм Михаил Эпштейн. От Интернета к ИнтеЛнету. Беседа Игоря Шевелева с Михаилом Эпштейном. Лучший из возможных миров - тот, который еще возможен Михаил Эпштейн. Фигура повтора. Философ Николай Федоров и его литературные прототипы. Б.Н.Волгин. Теория теорий Илья Разумов. Философия факта пророчества архив манифестов Михаил Эпштейн. Парадокс ускорения (1985) Алексрома. Манифест Кибер-Веры (1987) Анонсенс. ДваНонсенс сайты Философия виртуальности - личная страница Васютина Андрея Валерьевича, автора докторской диссертации по философии виртуальности Группа Анонсенс - клуб выпускников философского факультета МГУ NTR.RU - крупнейший российский портал науки и техники ИнформНаука - Российская служба научных новостей Наука и Техника - международная общественная организация НГ-наука - новости науки и техники в "Независимой газете" За науку - газета МФТИ Новости из мира науки и техники - новостная страница Русского Переплета под редакцией проф. В.М. Липунова Клонирование - архив новостей клонирования (до 23 мая 2000 года) Арт-манифесты с С.Тетериным - собрание сетевых манифестов Zont - заметки о науке и технике Ольга Аникина - мистика, графика, байки Парадокс - научно-популярный журнал Новости науки и философии - каталог библиотек и фурналов по теме Прогнозы на XXI век - личная страница историка и футуролога Виктора Феллера Барзах - суфийский сайт, посвященный космизму в эпоху интернета книги Л.Э. Ванд, А.С. Муратова Генеалогия
культуры и веры: зримое и тайное
|
N 1 01.12.2000 N 2 08.12.2000 N 3 20.12.2000 N 4 26.12.2000 N 5 02.01.2001 N 6 09.01.2001 N 7 16.01.2001 N 8 23.01.2001 N 9 30.01.2001 N 10 07.02.2001 N 11 13.02.2001 N 12 21.02.2001 N 13 28.02.2001 N 14 8.03.2001 N 15 15.03.2001 N 16 22.03.2001 N 17 29.03.2001 N 18 04.04.2001 N 19 04.11.2001 N 20 04.18.2001 N 21 04.25.2001 N 22 01.05.2001 N 23 07.05.2001 N 24 15.05.2001 N 25 23.05.2001 N 26 30.05.2001 N 27 07.06.2001 N 28 14.06.2001 N 29 28.06.2001 N 30 12.07.2001 N 31 25.07.2001 N 32 03.08.2001 N 33 13.09.2001 N 34 21.09.2001 N 35 04.10.2001 N 36 18.10.2001 N 37 01.11.2001 N 38 08.11.2001 |
Видеология, Видеократия Журнет Ответливый Причастия будущего времени любородный, люботворный Слово недели: глокальный Корень недели: МЁТ Корень недели: -люб- Новые слова "про это". Слово недели: эля Слово недели: Счастица виртонавтика, виртозал, сюрреал, космо-арт мертвоживчик, смертозоид, смерма, танатозой гудьбА и гласьбА Слова с корнем -общ- Основы "-вержец" и "-черпий" Новые переходные глаголы, образованные от возвратных Сетевые глаголы Типы обитателей Сети Корни мужского и женского действия Читательские выпуски Слово недели: входчивый эля, люб, оный, -софия разбор почты яр, блудища, победю
|